Каждый второй всемирно известный фотограф вырос на фотографиях Эдварда Стайхена, многие признаются, что его фотографии стали источником вдохновения и отправной точкой. Сегодня коллекционеры борются за его произведения стоимостью в миллионы долларов. Во многих направлениях он объявил себя первооткрывателем.
В 1932 году Эдвард Стейхен снялся для первой цветной обложки Vogue. Он коммерциализировал художественную фотографию и превратил рекламные изображения в настоящее искусство. Стайхен считается первым фэшн-фотографом, в котором работало несколько авторов. Снимал пронзительные портреты, моду, архитектуру, документировал мировые войны, занимался дизайном, курировал выставки. Его работа постоянно развивалась. Тот, кто еще при жизни стал классиком в области фотографии, как будто прожил несколько разных судеб.
Его личное и творческое развитие красноречиво иллюстрируют автопортреты, сделанные Стейхеном в течение 27 лет. В самом начале утонченный и поэтичный, он, молодой, держит в руках палитру. Его идея заключается в том, что успех фотографии как искусства может быть достигнут только с помощью изобразительного мастерства.
Портрет 1917 года, до участия Штейхена в войне, прямой и открытый. В руках у него фотоаппарат, на этот раз он говорит о фотографии как фиксации на реальности, о ее самоценности. Третий портрет – наблюдатель Стейхен. Он добился известности, попробовал себя в разных сферах, изменилось его мировоззрение. Поэтическое начало отбрасывается, он утверждает, что фотография — это прежде всего способ сказать человеку правду о человеке.
Эдуард Жан Стайхен родился 27 марта 1879 года в маленьком городке Бейвенг на юге Люксембурга. Его семья испытывала финансовые трудности и была вынуждена эмигрировать в США. Их переезд был частью «большой эмиграции люксембуржцев» в конце девятнадцатого века из-за сложной экономической ситуации в стране. В Америке Эдвард стал Эдвардом (по-английски), его мать Мари Кемп также переводила свое имя как Мэри. В США она открыла шляпный магазин, который кормил ее семью. Отец Стейхена, Жан-Пьер, подорвал здоровье на рудниках, остаток жизни он посвятил уходу за садом, выращиванию овощей и фруктов. Он передал эту страсть Эдварду и его младшей сестре.
Стайхен учился в католическом колледже, который показался ему невероятно скучным. Он много времени уделял живописи. Он был увлечен творчеством Клода Моне, Джеймса Уистлера, Огюста Родена.
Обратите внимание: Полная Луна в Раке 29 декабря. Момент исцеления. Что ждет каждый из знаков?.
Он изучал искусство в библиотеке и никогда не пропускал выпуск журнала «Американский фотограф-любитель» Альфреда Стиглица.В 16 лет Эдвард бросил колледж, на деньги матери купил свой первый фотоаппарат и устроился подмастерьем в литографскую мастерскую. Его фотодебют обернулся забавным инцидентом. Из 50 отснятых кадров четким оказался только один — сестры за роялем. Отец посчитал этот опыт катастрофой, а мать заявила, что картина была настолько прекрасна и замечательна, что стоила 49 ошибок.
Все в его жизни произошло быстро. В 1902 году в Париже прошла первая выставка Steichen. Вскоре он вернулся в Соединенные Штаты и познакомился в Нью-Йорке с фотографом и редактором Альфредом Стиглицем, работы которого увлекали его с ранней юности. Штиглиц покупает три фотографии Стайхена, и это большой успех для начинающего фотографа. Он приглашает Стайхена присоединиться к движению изобразительного искусства, а его фотографии публикуются в журнале Camera Work. Вместе они начинают заниматься галерейным искусством. Приглашали в Америку с выставками художников Анри Матисса, Поля Сезанна, Пабло Пикассо.
Стейхен порывает с пикториализмом, сжигает в саду некоторые свои картины, считая их слишком претенциозными, и решает посвятить себя «прямой» фотографии. Для него важно документировать ужасы войны. Фотограф считает, что это может послужить предупреждением для будущих поколений. Он одержим фотографией в новом стиле, привнося творческий подход в коммерческую фотографию и изобретая то, что сейчас известно как фэшн-фотография. Steichen использует искусственные источники света, высокую контрастность, четкие очертания изображения и геометрические фоны.
В 1923 году — он самый высокооплачиваемый профессионал своего времени, главный фотограф журналов Condé Nast Vogue и Vanity Fair. Стиглиц не прощает ему такого «отступничества», их пути расходятся.
Стайхен пытается довести свое видение реальности в фотографии до абсолюта. Даже когда он фотографирует обычную чашку и тарелку, он делает более тысячи снимков, чтобы сделать снимок эталоном. Использует разные системы освещения, чтобы передать все нюансы тона, объемности предмета.
Третий судьбоносный поворот происходит, когда в 1947 году Эдвард Стайхен становится оператором-постановщиком Музея современного искусства. Почти на 15 лет он отказывается от собственного творчества и становится куратором выставок. Стайхен организует 44 ретроспективы, среди которых венцом его кураторской деятельности является масштабная выставка «Род человеческий», включающая 503 фотографии из 68 стран, отобранных лично Стайхеном. Эта выставка побывала в 40 странах и в 2003 году была включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как документальный фильм. Благодаря ей Эвдард Стейхен сформулировал свой главный принцип о ценности фотографии:
«Цель фотографии — объяснить человека человеку. Эвдард Стейхен
В 1963 году вышла его книга «Жизнь в фотографии». Он отходит от коммерческой фотографии, но продолжает фотографировать до тех пор, пока не станет старше, а также занимается любимой флористикой и растениеводством. Фотограф умер 25 марта 1973 года, за два дня до своего 94-летия.
Друзья, заходите, пожалуйста, на наш телеграм-канал, думаю, вы останетесь довольны.
Больше интересных статей здесь: Звезды.