В нас пропал дух авантюризма: Depeche Mode – «Spirit»

Последний на данный момент альбом великих Depeche Mode, вышедший чуть более четырёх лет назад, сегодня станет центром нашей большой беседы. Поскольку рассказ о «Delta Machine» слабенько дочитывался даже на треть – придётся мне поумерить свои амбиции насчёт размаха текста. Благодарности постоянным читателям, прошедшим со мной весь долгий путь от дебютного альбома «Speak & Spell» до 14-го, о котором поговорим далее, я оставлю на конец статьи. Начнём по порядку, это «Spirit».

Самое известное промо-фото периода «Spirit».

Depeche Mode не выпустили ни одного по-настоящему слабого альбома в XXI веке. Смелое заявление, согласен, но знакомые со мной читатели уже примерно в курсе данного тезиса, поскольку я в той или иной степени похвалил всё, что выпустила группа после великого (на мой взгляд) «Ultra».

«Exciter» отмечался заметным упрощением звука, но своей тёплой атмосферой призывал буквально обняться со слушателем. «Playing the Angel», несмотря на возвращение к простым хитовым формулам, порадовал тем, что Дэйв Гаан начал писать свои сильные песни. «Sounds of the Universe» был не самым удачным образом спродюсирован и вяло начинался, но постепенно разгонялся и представлял один за одним новые потенциальные концертные шедевры (разумеется, этот факт сама группа проигнорировала). И даже «Delta Machine», зачастую считающийся худшим альбомом группы, несмотря на наличие песен-филлеров, всё равно радует меня и спустя восемь лет после выхода.

Эту тему я завёл, чтобы подвести весьма быстрый итог. Именно «Spirit» стал тем самым альбомом XXI века, на котором Depeche Mode сделали заметный шаг назад. Почему? Расскажу далее.

После окончания тура в поддержку прошлого альбома активные участники коллектива вновь занялись сольными работами, окончательно показавшими то, куда сместились их музыкальные интересы. Мартин выпустил альбом инструменталов для тех, кто очень любит инструменталы.

А Дэйв опять объединился с Soulsavers, теперь уже как полноценный участник группы, а не только приглашённый вокалист, для записи их второго совместного альбома «Angels & Ghosts».

В отдельных статьях по сольному творчеству Гора и Гаана я отмечал, что эти проекты далеки от моих личных интересов, собственно с тех пор мнение толком не поменялось.

Эти проекты оказали заметное влияние на то, как будет звучать следующий альбом Depeche Mode. «MG» стал результатом развития идей, которые не получили воплощения на «Delta Machine», а уже от самого «MG» некоторые неиспользованные инструменталы появились в качестве песен на «Spirit». Сочинение же Дэйвом песен и их чёткое исполнение в Soulsavers были доведены до автоматизма, поэтому на новой записи Depeche Mode этого всего хватало с избытком. Вероятно поэтому Мартину на новом альбоме снова было отведено место по большей части лишь бэк-вокалиста.

Объединившиеся трио решило не выходить из зоны комфорта, засев в уже привычных калифорнийских и нью-йоркских локациях на пять месяцев с апреля по август 2016 года. Одно изменение, впрочем, было значительным, по крайней мере на первый взгляд. Депешмодовская трилогия Бена Хилльера подошла к концу и на освободившийся пост продюсера предстоящего альбома заступила личность по имени Джеймс Форд.

Джеймс Форд на сцене, 2014 год.

Имя мне показалось знакомым. Стоило поискать заметную информацию в Интернете и действительно: паренёк продюсировал сильный дебютник группы Klaxons (крайне советую этот альбом – «Myths of Near Future», если вдруг не слышали), а также со второго альбома оказывает большое влияние на итоговый результат музыки одной из самых известных рок-групп современности Arctic Monkeys. С фронтменом этой группы, Алексом Тёрнером, у Форда отличные дружеские отношения, поэтому он участвует также в их совместном с Тёрнером и Майлзом Кейном проекте The Last Shadow Puppets.

И это всё отличный послужной список. До того момента, пока мы не обращаем внимание на основной род деятельности Форда: электронный коллектив Simian Mobile Disco. Вот их самый главный хит (60 место в британском чарте):

Слышали же уже где-то столь странное техно? Вот-вот. Тем не менее энтузиазм для работы явно присутствовал, а сам Форд ещё и многому учился у более опытных коллег.

Слово Дэйву Гаану:

«Мы работали с Джеймсом Фордом – это сильно отличалось от того, что мы делали с Беном Хилльером в качестве продюсера на последних нескольких записях, и для нас пришло время изменить это, так что Джеймс действительно принёс свежие идеи, у него не было реальной цели, но он не просто отличный продюсер, он отличный музыкант, поэтому он смог по-настоящему направлять нас. Мартин написал несколько отличных песен и записал их демо, я тоже, так что ему вроде как понравилось брать эти песни и выводить их на другой уровень. Было действительно интересно работать с ним».

Это слова Дэйва с пресс-конференции, проходившей в Милане 11 октября 2016 года, на которой был объявлен выход нового альбома Depeche Mode весной 2017-го и последующее турне «Global Spirit».

Анонс предстоящего нового альбома аж за пять месяцев до его выхода! Неплохо, да?

Оформление обложки альбома «Spirit» прямо намекало на более политический, чем обычно, взгляд песен. Хотя по-моему мнению эта работа Антона Корбейна далека от понимания «идеал».

Итак, сам «Spirit» появился 17 марта 2017 года. А вот первый сингл, давший некоторое представление о том, каким будет альбом, выпустили в начале февраля. И он меня серьёзно разочаровал.

В интервью для Rolling Stone, которое Дэйв дал 2 февраля, одной из его фраз была следующая:

«Я бы не назвал этот альбом политическим, потому что я не слушаю музыку в политическом ключе. Но это определённо касается человечества и нашего места в нём».

Что ж, вероятно именно поэтому представлять альбом выбрали «Where's the Revolution», наиболее смелую повестку в карьере Depeche Mode.

К сожалению, это лишь максимальный уровень кринжа. Судите сами.

Where's the revolution?
Come on, people
You're letting me down

«Где же революция? Ну же люди, вы меня подводите».

Громогласный припев, сопровождающийся недвусмысленными словами о том, что людьми помыкают, люди не принимают решения сами, людей держат в страхе и так далее. Это уже было раньше, так или иначе (см. «Everything Counts», «New Dress» и в меньшей степени «Stripped» – принимай решения без своего телевизора), но в данном случае «Where's the Revolution» настоящий апофеоз. Апофеоз того, когда поклоннику Depeche Mode неловко. Ведь мелодия не доставляет нам большого развития по ходу песни, а намёк на актуальную повестку того времени (Брексит, приход Дональда Трампа на пост президента США, кризис в Сирии) подаётся через глупые строчки вроде «Поезд прибывает, занимайте свои места».

Depeche Mode нужен был новый гимн? Они его сделали. Но он, мягко говоря, не удался.

Вот что говорил сам Мартин Гор:

«Совершенно случайно, что альбом вышел именно сейчас. Я не могу утверждать, что все песни были написаны для Трампа. Это просто кажется таким идеальным временем, потому что мир в таком беспорядке. Но большинство этих песен были написаны в 2015-16 годах, так что тогда мир тоже был в беспорядке. Просто сейчас всё стало немного хуже».

Время пройтись по песням получше этой. К счастью, они тут имеются.

Треклист альбома в левом нижнем углу.

Например, открывается пластинка с одной из лучших песен Depeche Mode XXI века – «Going Backwards».

Обратите внимание: Разбор синглов Depeche Mode: эра «Music for the Masses» (часть первая).

И вот в ней актуальная тема подана гораздо лучше, да ещё и соотносится с творческим путём самой группы.

We are not there yet
We have not evolved
We have no respect
We have lost control
We're going backwards
Ignoring the realities
Going backwards
Are you counting all the casualties?

«Мы ещё не дошли до конца, не эволюционировали, у нас нет уважения, мы теряем контроль. Мы возвращаемся назад, игнорируя настоящее, возвращаемся назад. Вы считаете все эти жертвы?»

Кроме того, здесь не настолько пресная аранжировка, если сравнить с «In Chains» и даже «Welcome to My World» из прошлых двух релизов. Словом, отличное интро.

Но дальше Depeche Mode сбиваются с пути. Уже упомянутая «Where's the Revolution», «The Worst Crime», «Scum» – это всё очень пресно и не запоминается. Особенно в этом плане «выделяется» последняя из них, поскольку хороший вокал Дэйва спрятан куда-то за дикими эффектами. То, что ребята решили попробовать что-то необычное – хорошо, но результат не удался. Мир и так переполнен автотюном. Это лишнее.

Ситуация пытается выправиться к середине альбома (а он, к слову, вышел самым коротким по длительности со времён ухода Алана – 49 с небольшим минут) на двух песнях. «You Move» – совместное творение Дэйва и Мартина. На этом игривой вещице политическая тема «Spirit» полностью растворяется, а Гаан отдаёт должное упомянутой в начале статьи Мартиновской «Europa Hymn».

Особенно же хороша «Cover Me», многими закономерно считающаяся лучшей песней с альбома. Конечно в мелодии проскальзывает что-то из прошлого (в частности, «Clean»), а в видеоклипе Корбейна Гаан как будто отыгрывает образы из культовой «Enjoy the Silence» (только король стал забытым космонавтом). Песня движется нехарактерно для Depeche Mode, ведь в ней две финальных минуты отдано под мощный инструментал. Лучшее место «Spirit», я считаю.

Кроме того, это ещё и большая отсылка к Дэвиду Боуи, кумиру Дэйва, оставившему этот мир в январе 2016 года. Космическая тема была ему не чужда. Кто знает, может космонавт Дэйв хотел повидаться с Майором Томом?

Этот трибьют развился настолько, что группа включила культовую «Heroes» в свой концертный сетлист:

«Когда мы начали репетиции тура, я поднял идею сделать кавер на Боуи, особенно после его потери. Мы с Мартином оба его большие поклонники и до сих пор остаемся ими. Так что это просто казалось правильным, Мартин был увлечен этим».

Из оставшегося же наполнения альбома выделяется Дэйвовская «Poison Heart» о неспособности людей общаться между собой. Хотя больше просматривается тема расставания.

А также «So Much Love», которая вообще-то является улучшенной версией провальной «Soft Touch/Raw Nerve» с «Delta Machine», а если точнее – осовремененной «A Question of Time».

Вот собственно и всё. Ни попытка богатых легенд прикоснуться к бедности («Poorman»), ни даже финальная черта «Spirit», где Мартин впервые матерится, глядя на окружающий мир («Fail») не убеждают меня в том, что этот альбом может стать удачным. Подводя итог заголовку – Depeche Mode настолько увлеклись актуальными новостями, что в них совершенно пропал тот самый «дух» авантюризма.

Окончательно же я убедился в этом по окончании самого длительного за долгие годы тура группы. «Global Spirit Tour», на самом деле, плохим вовсе не был. 130 концертов по миру, «Ultra» как превосходящая по количеству материала все другие альбомы – ей наконец-то воздали должное спустя 20 лет!

Но вот поведение Дэйва, доведённое до бесконечного жестикулирования по делу и без... Максимально душные видеопроекции Корбейна (нет, я не против происходящего даже во время «Walking in My Shoes», но в рамках этой крайне личной песни использовать столь спорный видеоряд сомнительное дело). И как пик происходящего – второй раз подряд Depeche Mode записывают официальный лайв в Берлине (что за странное неуважение к другим крупным городам?), да ещё и в последние дни тура, когда группа уже безумно устала.

Ах да, «Live Spirits» содержит целых четыре песни из одноимённого туру альбома (что уж там, живьём звучат пять песен из «Spirit»). Игравшаяся весь тур, за исключением самого последнего шоу, «In Your Room» в прекраснейшей оригинальной аранжировке, мимо этого самого лайв-выпуска с треском пролетает. Как и «Barrel of a Gun». Да и «Home» тоже. Провал.

Масштабность «Global Spirit Tour» посеяла в моём сознании грустную мысль о том, что Depeche Mode могут мирно уйти со сцены после столь глобальной поездки. И ведь к этому есть предпосылки – происходящее в мире в последние два года заставляет группу впервые за долгие годы оставить в прошлом привычный график по выпуску нового материала. На дворе сентябрь 2021 года и о 15-м альбоме Depeche Mode нет даже слухов.

Но не верьте этому. Новый альбом Depeche Mode обязательно последует и я надеюсь, что он будет намного более хорошим, чем «Spirit». Который многое обещал и многие обещания не выполнил. По крайней мере для меня.

Depeche Mode на мотоциклах. Флетчу транспорт не предоставили.

А теперь обещанные благодарности моим постоянным читателям. Рассказ о вышедших 14-ти альбомах Depeche Mode подошёл к концу спустя долгие полтора года после его старта. Спасибо всем тем, кто поддерживал его с самого начала своими комментариями и пальцами вверх. Ваша активная реакция очень помогла тогда и продолжает помогать мне сейчас делать для вас столь объёмные материалы. Синглография, давно идущая параллельно, также рано или поздно обязательно будет завершена, тем более, что теперь она становится ключевым вопросом по #depeche mode в разделе. Того и гляди, к её окончанию мы как раз и получим твёрдый ответ на вопрос о ближайшем будущем нашей любимой группы.

Рассказы обо всех периодах творчества Depeche Mode можно прочитать по актуальному тегу #карьера depeche mode от romanist music

Все фото взяты непосредственно с открытых источников в сети Интернет. Видеозаписи представлены различными сайтами с Youtube.

Подписаться в раздел в Telegram

#музыка #музыкальные альбомы #зарубежная музыка #музыканты #рок #электронная музыка

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: В нас пропал дух авантюризма: Depeche Mode – «Spirit».