Композицию «Время, вперёд!» вы узнаете по первым аккордам — с неё много лет начиналась главная программа советского телевидения «Время». А написал сюиту композитор Георгий Свиридов к одноимённому фильму, в основе которого лежал роман Валентина Катаева с тем же названием.
Роман появился в тридцатые, когда трудовой энтузиазм захватил СССР. Перенести его на экран решили спустя тридцать лет, тем более и повод был — 50-летие революции.
Взялся за экранизацию настоящий мастер кино Михаил Швейцер.
Кадр из фильма «Время, вперёд!»Давая согласие на съёмки, Швейцер уже знал, что писать сценарий будет сам Катаев.
Произведения Валентина экранизировали часто, и почти всегда сценаристом был он. Так получилось и на этот раз: Катаев и Швейцер переработали роман, адаптировав его для кино. А вот на площадке Михаилу помогала режиссёр супруга Софья Милькина, с которой он работал постоянно.
Фото со съёмок. Сергей ЮрскийПоскольку фильм должен был отправить зрителя на три десятилетия назад, Швейцер использовал испытанный приём — введение в ленту кадров хроники. Собственно, и начинается «Время, вперёд!» выпуском киножурнала «Совкиножурнал» за 1930 год под ту самую легендарную сюиту Свиридова. И даже трудно заметить, когда хроникальные кадры перетекают уже в художественные, этот момент решён виртуозно. Переход выглядит это органично и за счёт того, что сама картина чёрно-белая, и за счёт того, что музыка продолжается. Кажется, что героиня (первой в кадре появляется героиня Инны Гулой) просто вышла из хроники. Пожалуй, только более качественное изображение намекает, что хроника уже завершилась и начался фильм.
Фото со съёмок. Инна ГулаяНатуру для съёмок нашли в Керчи. Режиссёру нужно было показать, как рождается и крепнет советская промышленность, как буквально на глазах зрителей растёт большой завод. В этой ситуации нужен был не мощный индустриальный гигант, работающий по стандартам шестидесятых, а более скромное предприятия, желательно, с выраженными приметами прошлого. В итоге остановились на Керченском металлургическом комбинате, который после войны полноценно не восстановился.
Обратите внимание: «Пир во время чумы» концерт Басты во время Пандемии.
Именно там и снимали большую часть ленты.Фото со съёмок. Леонид КуравлёвОтбирая актёром, режиссёр сделала ставку на известные лица. Сейчас,
глядя на список исполнителей, можно в хорошем смысле оторопеть: там невиданная концентрация звёзд.
В шестидесятые годы это были начинающие, перспективные, некоторые уже опытные, но всё же пока ещё молодые актёры. Сегодня каждое имя из этого списка — легенда. Инна Гулая и Тамара Сёмина, Татьяна Лаврова и Лариса Кадочникова, Леонид Куравлёв и Сергей Юрский, Станислав Хитров и Раднэр Муратов, Юрий Волынцев и Александр Январёв — вот лишь часть артистов, сыгравших в картине.
И, конечно, легендарный уже тогда Ефим Копелян, которого каждый раз приходилось буквально вытаскивать со спектаклей ленинградского БДТ. Поразительно, но Швейцер сделал так, что даже второстепенные персонажи не выглядят второстепенными, они запоминаются почти так же, как и главные.
Фото со съёмок. Александр Январёв и Елена КораблёваГлавной темой фильма «Время, вперёд!», как, впрочем, и темой романа, был самоотверженный труд.
Швейцер хотел показать цветущую освобождённую молодость, не знающую препятствий, готовую на всё ради больших целей.Фото со съёмок. Владимир Кашпур
И именно в этом ключе делал ленту. Как ни странно, но такой взгляд впоследствии многие критиковали. В шестидесятые, оттепельное время,
модным считалось пусть и не громко, но всё же говорить о малоприятных событиях тридцатых, осуждать культ личности, скептически рассматривать энтузиазм живших тогда людей.
Швейцер постарался сохранить настроение и атмосферу романа, написанного в тридцатые, в гуще событий. И это ему, кстати, удалось: как и книга, фильм динамичен и захватывающ, в нём масса героев и сюжетных поворотов, так что заскучать сложно, хоть он и состоит из двух серий.
«Время, вперёд!» стартовало в кинотеатрах в 1965 году. Позже
Михаил Швейцер внесёт этот фильм в число самых своих удачных и любимых работ. Валентин Катаев к ленте отнёсся прохладно и особых восторгов не выказал.
Разделились и мнения критиков: одни картину встретили неодобрительно, считая её морально устаревшей, другие аплодировали Швейцеру за безупречное воссоздание духа тридцатых. Я даже вычитала такое мнение о фильме:
«Никогда ещё в нашем кино не был так вдохновенно показан труд!».
Кстати, у меня при первых аккордах «Времени, вперёд!» в голове тут же звучат отточенные голоса советских теледикторов. А что для вас «Время, вперёд!»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84847834)
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84611504
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84453082
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84269872
Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84174203
История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84024579
Больше интересных статей здесь: Звезды.
Источник статьи: Фильм с Куравлёвым и Юрским, подаривший музыку программе «Время».