Современная музыка в Казахстане: фрагменты мозаики

Сегодня я хочу немного поговорить о современной музыке в Казахстане. Конечно, я имею имею в виду музыку академического направления.

Современный этап эволюции музыкальной культуры Казахстана характеризуется, помимо прочего, возникновением специализаций у музыкантов, и, как следствие - возникновением коллективов, которые специализируются на различных конкретных направлениях. То есть они перестают играть "музыку вообще", от Баха до Шнитке, и, выбрав одно направление - совершенствуются в нем. Это - качественно новый уровень культуры как Алматы, так и нашего общества в целом. Это - здоровый индикатор нашей развитости и наша прекрасная музыкальная реальность.

Среди ярких явлений такого рода в последние годы хочется отметить два ансамбля: D'El'SA Consort - эти ребята играют старинную музыку, и Игеру (Eegeru) - ансамбль современной музыки. О концерте последнего ансамбля мы и поговорим.

***

Как часто алматинцы могут услышать современную музыку? Очень редко. А остальные казахстанцы? Вообще никогда. Разумеется, я не имею в виду музычку дискредитировавшего себя Рахата-Сами-Знаете-Кого и ему подобных.

Почему так? Много причин. Современная музыка тяжело воспринимается неподготовленным ухом, соответственно - ее неохотно ставят в программы, чтобы не отпугнуть и без того редкого слушателя. Молодежной аудитории у этой музыки почти нет (кроме самих музыкантов), этот слуховой опыт недоступен слуху, отупленному примитивной в музыкальном отношении попсой (я, конечно, не имею в виду ВСЮ попсу, там, как и везде, есть свои гении). Таким образом, современная академическая музыка остается уделом профессионалов, людей с музыкальным бэкграундом, редких любителей, части высоколобых снобов и нескольких светских модников - "для интеллектуального эпатажу".

Впрочем, убежден, основная причина - это отсутствие слухового опыта. До недавнего времени современную музыку мы слышали в исключительно редких случаях, это не всегда были лучшие образцы, чаще камерную, а крупные формы - никогда. Да и само понятие "современная музыка" стало охватывать диапазон около 100 лет - ведь по прежнему современно звучат Шёнберг, Мессиан, Шнитке и Губайдуллина, Кейдж и Штокхаузен, Пендерецкий и Булез. Направления авангардной и экспериментальной музыки (и других течений) смешиваются в дискурсе эклектики и постмодернизма, возможность строгой классификации часто теряется. Говорят о кризисе современной музыки, потере связи со слушателем, перетекании классической музыки в широком смысле в звукоживопись, эксперименты со звуком, "звуковой ландшафт" и "звуковой дизайн". Однако, похоже, что современная музыка по-прежнему остается "элитарным" искусством, противопоставленным "массовому".

***

Несколько лет назад группа единомышленников в частном порядке организовала в Алматы ансамбль современной музыки "Игеру". Они выступают с завидной периодичностью, стараются развиваться и реализовывать различные проекты и фестивали, ездить, играть, выступать, делиться опытом. Сегодня мы слушаем их на первом вечере Международного фестиваля современной музыки "Made in Germany - EEGERU Connect".

Что же мы услышали?

Карлхайнц Штокхаузен (попробуйте быстро произнести имя и фамилию 5 раз) - 6 пьес из цикла «Знаки зодиака» . Классик XX века, вершина музыкального авангарда. "Знаки зодиака" написаны более 40 лет назад, в год смерти Шостаковича (вот такая она, современная музыка).

Современная музыка в Казахстане: фрагменты мозаики

Произведения достаточно внятные, и даже программные. Понятно, если вам написали на экране "Лев" или "Скорпион" - то вы мысленно представляете под эту музыку льва или скорпиона. Категории "похоже - не похоже" тут крайне субъективны, да и кто их вообще видел, эти знаки зодиака?

Музыка весьма артистичная, красочная и "говорящая". Цикл исполняют фортепиано и кларнет, причем если рояль, по понятным причинам - статичен и фундаментален, то кларнет - дискретен, текуч, подвижен. Мы слышим его то с балкончика, то из-за ширмы. Звук, как я часто повторяю, проиграл битву изображению, потому современная музыка часто немыслима без визуальной составляющей, хотя бы намека на перформанс. На сегодняшнем концерте перформансом был кларнет.

Тематизм (если это понятие не утрачивает смысл в музыке Штокхаузена) всех пьес показался мне общим. Мы услышали музыкальные образы Близнецов, Рыб (это самая потрясающая пьеса), Льва (здесь львиного было больше в исполнителе с кларнетом, чем в музыке), Скорпиона (ну, ясно, мы лучшие), Стрельца и Овна. Исполнено было превосходно, с замечательной чистотой у кларнета, динамически невероятно ярко.

Хельмут Лахенманн «Ein Kinderspiel» (1980). Так же один из столпов музыки второй половины XX века, ныне живущий, создатель стиля "инструментальной конкретной музыки".

Современная музыка в Казахстане: фрагменты мозаики

«Ein Kinderspiel» - цикл из 7 пьес для фортепиано. На мой взгляд, здесь композитор сильно увлекался экспериментированием, и в итоге получил произведение с довольно скучным и не самым интересным текстом. Первая пьеса - нисходящая гамма по белым, кажется, клавишам, от самой высокой до самой низкой. Следующая пьеса - на крайних клавишах в верхнем регистре малыми секундами, бесконечное повторение пары фигур - вверх и вниз. Как навязчивые молоточки в мозгу, в конце концов перестаешь воспринимать этот звук как звук фортепиано, и начинает казаться, что это назойливый гном бьет металлом по металлу. Музыка практически без изменений в динамике - все форте. Следующая пьеса - кластер всеми пальцами по клавишам подряд, с одинаковой настойчивостью. Я насчитал 45 раз.

Обратите внимание: Звуки дождя + барабан табла • музыка для йоги (432 Гц)┇ ⁂ красивая музыка для души ⁂ музыка для сна ⁂ музыка для медитации ⁂.

И - разрешение кластера: более чистый аккорд. Кажется, 39 раз. И - постразрешение всей пьесы: одна нежная нотка. В одной из пьес в конце - несколько раз нажатие правой педали - когда демпфера отходят от струн - появляется такое послезвучие, как отворившееся дыхание после удушья. Это нужно было слуать в абсолютной тишине, но эффект несколько смазала шумно работающая вентиляция. Знаете, моего понимания немецкого хватает, чтобы перевести название как "Детская игра" - воистину, дети так играют: сидишь себе на берегу океана с сигарой и полста виски, смотришь на грандиозный и вечный закат, думаешь о тишине - а рядом чей-то ребенок лупит палкой по стволу пальмы - бесконечно, раз за разом, пять минут, десять, монотонно. Ему плевать на закат, на виски и сигару - он играет. Так, может быть, в своей игре он намного мудрее меня, и уж точно - намного счастливее?

Вольфганг Рим - «Gesangsstück» . Представитель течения "новой простоты" (есть еще и "новая сложность"), один из учеников Штокхаузена, очень далеко откатившийся от своей яблони.

Современная музыка в Казахстане: фрагменты мозаики

Самое лиричное произведение вечера. Форма показалась мне похожей на баховскую сюиту - как будто 4 или 5 частей с меняющейся динамикой: умеренно медленно - умеренно быстро - очень медленно - умеренно быстро.

Ансамбль фортепиано, скрипки и кларнета, причем с самого начала состав показал нам изумительные контрасты, например запредельно высокой скрипки у конца (или начала?) грифа и хтонический, сумрачно-сияющий низкий кларнет, уже в фаготовом регистре. Очень мягкая музыка, почти постоянно сотто воче, без большого количества резкости и диссонансов, замечательно лирическая. Чистая музыка без поиска новизны, но современная до невозможности; квадратная сетка на экране - как окна наших больших домой, где мы вместе, но каждый по отдельности - со своей драмой, одиночеством, радостью и любовью.

Некоторые фрагменты тембрально и текстово напоминают Шнитке. Светлые образы, не без коллизий ближе к финалу, когда музыка впервые поднимается до полного форте со сквозящим драматизмом.

Отличнейшее, чистейшее исполнение с превосходной, буквально совершенной динамикой. Три исполнителя играют как один, и, вероятно, понимают как один. За партитурой ансамблем руководит Павел Тарасевич. Я давно его не видел у пульта. Как он вырос! Какой зрелый, тонкий, крайне точный и прекрасный жест! Музыканты впятером с Римом показали, что современная музыка - это не только резкие и тяжелые звучания - но и прекрасные, светлые образы.

Сергей Невский, Фортепианный квартет . Невский - видный российский композитор более молодого поколения, чем предыдущие авторы. Он известен не только композиторской, но и теоретической, просветительской деятельностью. Он много говорит и пишет о современной музыке, как ее слушать и понимать. Кстати, сегодня, за несколько часов до концерта он выступал с лекцией «Художник как авантюрист: композитор, произведение и форма в меняющемся контексте».

Современная музыка в Казахстане: фрагменты мозаики

Фортепианный квартет - произведение достаточно лаконичное, с наиболее абстрактной программностью (или, если хотите, смыслом) чем ранее представленные. Современный язык произведения лежит в достаточно консервативной форме (разумею - состав инструментов, звукоизвлечение: даже игра за подставкой и деревом смычка не кажется такой уж вычурно-современной - это всегда и всего лишь краски, которыми композитор владеет в совершенстве и не стремится к ненужной изощренности и использованию лишнего). Вероятно, такой квартет мог бы написать Гайдн, живи он в наши дни. Произведение динамичное, очень гармоничное по структуре и музыкальному языку с логичным, затухающим финалом.

Если сказать пару слов об исполнении - меня не покидало чувство удовлетворенности. Обычно этот творческий поиск и частные инициативы собирают музыкантов разного уровня, и это слышно. В "Игеру" - не так. Каждая партия виделась мне крайне вдумчиво изученной и поэтому превосходно исполненной. Гвоздь программы, настоящий гигант вечера - пианистка Сабина Атагельдиева - единственный из музыкантов, кто был на сцене постоянно. Тяжело оценить пианизм в таком непривычном репертуаре, однако очевидно, что этот музыкант абсолютно на своем месте. Вся музыка - только в звуках, беспристрастнее, чем Рихтер, без лишних рефлексий за роялем, только воля, знание и играющие руки. Превосходное исполнение. Великолепный, твердый и красочный звук. Вообще, мне показалось, что г- жа Атагельдиева не принадлежит к русской школе пианизма: я не услышал небрежного отношения к тексту и излишней эмоциональности. Это то фортепиано, которое я люблю и ценю.

Впрочем, каждый выступавший сегодня музыкант заслуживает самых хороших слов. Я ожидал исполнения ансамбля-полухобби, кружка по интересам, а услышал игру очень высокого технического и, главное, интеллектуального уровня, игру с пониманием предмета, а не пережевывание текста, что очень часто можно услышать с наших сцен.

Вот из таких фрагментов, ярких, настоящих, необычных - складывается современная история современной музыки в Казахстане. Завтра мы порадуем себя еще одним концертом, на этот раз - германским коллективом "Garage " и дополним нашу картину мира через современную музыку еще одним фрагментом.

До встречи в концертном зале!

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Современная музыка в Казахстане: фрагменты мозаики.