Классическая музыка в современной обработке. Или как шедевр становится элементом поп-культуры

Классическая музыка в современной обработке. Или как шедевр становится элементом поп-культуры

Наверно, нет ни единого человека, кто бы с восторгом высказался о поп-музыке. Все повально осуждают, но слушают. Что любопытно, никто не критикует произведения Баха, Шопена или Моцарта, но почему-то в наши дни их редко можно услышать в ресторанах, на улице, в гостях или из динамиков соседнего авто на светофоре.

С сожалением приходиться отметить, что в настоящее время высокое искусство мало популярно. Шедевры мировой классики не утратили своей ценности, но существенно потеряли в цене. Билеты в филармонии дешевеют, а залы едва заполняются наполовину, в то время как билеты на концерты поп-исполнителей, зачастую невозможно достать.

Однако не стоит спешить с опрометчивым выводом, что современный человек утратил вкус и чувство прекрасного. Определенно, жизнь с момента создания шедевров классической музыки сильно переменилась. Неудивительно, что и музыка стала другой. Ритм жизни ускорился, да и сама жизнь сильно усложнилась. Представители дворянства, коротая длинные, ничем не занятые дни, вполне себе могли часами вслушиваться в нетленные композиции, раздумывая над их смыслом, тем самым придавая своему безделью благородный вид. Рассказывая об обычном дне Онегина, А.С. Пушкин дает четкое представление того, чем ежедневно занимался среднестатистический дворянин:

«Бывало, он еще в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…»;

«Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрусти…».

Понятное дело, что в те времена простой народ едва ли слышал о классической музыке, так что его в расчет не берем. Современный человек, в отличие от представителей дворянства, постоянно находится в режиме многозадачности. Наша жизнь сложна и стремительна. Каждый день проходит в непрерывной спешке и бесконечном поиске решений. Классическая музыка требует сосредоточенности и внимания, а где их взять, если ведешь машину? Прослушивание классической музыки – тоже своего рода интеллектуальная работа, а значит дополнительная задача для нашего и без того загруженного мозга. В современной жизни музыка чаще используется как фон для других дел, который не отвлекает от основной деятельности. Именно поэтому так популярны легковесные песенки, которые не заставляют думать ни слушателя, ни самого автора. Современный человек слушает композицию из трех аккордов и мечтает о том, что его жизнь когда-нибудь будет такой же простой и легкой, как эти три аккорда.

Вот так музыка превращается из искусства в ремесло. А там где ремесло, решающий фактор всегда деньги. На сегодняшний день музыкальные композиции такой же товар, как стиральный порошок или чипсы, и он должен продаваться. Теперь музыкальный мир подчиняется законам рынка. К основным способам влияния на спрос, в том числе, относятся узнаваемость товара (поэтому одну и ту же рекламу крутят на протяжении нескольких месяцев) и социальная значимость.

Пользуясь тем, что классическая музыка, если не популярна, то достаточно известна, современный автор берет часть произведения композитора с мировой славой, примешивает к нему три части своей работы в легкой попсовой манере и получает вполне удобоваримый вариант. Так, пользуясь тем, что права на гениальное произведение давно перешли в общественное пользование, автор получает узнаваемый, социально-значимый и якобы полезный товар, к тому же почти бесплатный, что немаловажно с коммерческой точки зрения. Все это привело к тому, что сегодня принято разделять музыку на серьезную и легкую. Однако музыка, как и все в нашем сложном мире, не однозначна.

Справедливости ради стоит сказать, что не всякая современная обработка опошляет шедевры мировой классической музыки.

Обратите внимание: Звуки дождя + барабан табла • музыка для йоги (432 Гц)┇ ⁂ красивая музыка для души ⁂ музыка для сна ⁂ музыка для медитации ⁂.

Время от времени встречаются достойные, талантливые записи по мотивам классических произведений. В качестве примеров созидательных интерпретаций классики можно привести «Ave Maria» Шуберта в исполнении Селин Дион, аранжировку в стиле хэви-металл гитариста Вольфа Хоффманна «Blues for Elise» по мотивам произведения Бетховена «К Элизе», альбом Сары Брайтман «Symphony», выпущенный в 2008 году.

Еще одним эффектным примером сплава современной и классической музыки является творчество Ванессы Мэй. Однажды девушка заявила: «Я исполняю Моцарта так, как он должен звучать в двадцать первом веке!» Ее работа вдохнула новую жизнь в целый ряд классических произведений. Ванесса Мэй трансформировала классику в соответствии с требованиями эпохи и благодаря виртуозному исполнению добилась мировой славы. Динамичные техно-треки заводят публику. Сегодня слушатель нуждается в энергии гораздо сильнее, чем в глубине. Ванесса дает ему эту энергию, постепенно помогая проникнуть в глубины классической музыки, подготавливая слушателя к осмыслению классики в оригинале. Многие из поклонников Ванессы Мэй признаются, что именно ее яркое творчество заставило их впервые послушать оригинальные записи Баха и Вивальди, что впоследствии привело к серьезному увлечению классической музыкой. Многие называют творчество Ванессы Мэй успешным коммерческим продуктом, но стоит ли на это обижаться? Сам Моцарт при жизни неплохо зарабатывал своей музыкой, но это ничуть не умаляет его таланта.

Очень приятной и качественной работой с классической музыкой является творчество британской группы «Escala». Группа представляет собой яркий струнный квартет, состоящий из четырех красивых и талантливых девушек (три скрипки и виолончель), обучавшихся музыке в престижных музыкальных заведениях Лондона. Игривая подача классических композиций без нарушения их целостности сделала девушек знаменитым на весь мир.

«Bond» - еще один британский струнный квартет, состоящий из одаренных девушек и создающий кавер-версии классических композиций. На сегодняшний день «Bond» является самым популярным струнным коллективом в истории. Девушкам удалось продать более 4 миллионов пластинок. Внешний вид девушек схож с откровенным стилем некогда очень популярной поп-группы «Spice Girls», из-за чего недоброжелатели несправедливо списывают успех коллектива на эффектные внешние данные и их подачу. В основном группа работает с электронными и акустическими инструментами, а ее композиции балансируют на границе классической и поп-музыки с приятными латинскими ритмами.

Нельзя обойти стороной творчество Дэвида Гарретта, выдающегося немецко-американского скрипача. В своих композициях Дэвид смешивает классические произведения с джазом, роком, фольклором и кантри, создавая самые невероятные сочетания. Исполнение Гарретта сочли настолько виртуозным, что ему была предложена роль самого Паганини в фильме «Паганини: скрипач Дьявола». Все произведения Паганини, вошедшие в фильм, Гарретт исполняет самостоятельно. Также при создании фильма Дэвид участвует в качестве композитора. В одном из интервью Гарретт сказал, что своими концертами он старается привлечь внимание людей к классической музыке и, прежде всего, считает себя классическим музыкантом. Дэвид очень трепетно относится к классической музыке и ставит качество ее исполнения во главу угла. Скрипач заметил, что вся его работа вне чистой классической музыки – это способ захватить аудиторию, сделать что-то неповторимое и броское, чтобы больше молодежи стало тянуться к классической музыке.

В настоящее время разнообразное аранжирование, преобразование и другое использование классической музыки в своем творчестве настолько развито, что закрепилось, как самостоятельное направление, и получило название - «классический кроссовер». Этот стиль настолько утвердился в современном обществе, что вошел в список номинаций «Grammy», одной из престижнейших музыкальных премий.

Так что же это? Симбиоз или паразитизм? Современная обработка обогащает звучание классической музыки или все же нагло ее обкрадывает? Большинство исполнителей используют классику в качестве приправы к своей музыке, принижая ее достоинство. Конечно, это кощунство. Ванесса Мэй, Дэвид Гарретт, сюда же можно причислить целый ряд других известных исполнителей, наоборот подают классику под новым потрясающим соусом, уступая классической музыке роль основного блюда, тем самым преклоняясь перед ней. От такого обращения классика лишь выигрывает, она не только получает новую жизнь, но и значительно расширяет свою аудиторию.

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Классическая музыка в современной обработке. Или как шедевр становится элементом поп-культуры.