Как Градский пошёл бы в команду к Пелагее и его "Русские песни"

Если бы Александр Градский сам участвовал в шоу Голос, то он пошёл бы к Пелагее. Зрители уже привыкли, что Александр Борисович отлично знает оперную сцену, а также прекрасно разбирается в рок-музыке. Однако, для многих было бы принято с удивлением то, что Александр Градский к тому же увлекался и фолковой музыкой.

Градский - этнограф

Во время учёбы в консерватории молодой Градский занимался расшифровкой аутентичных фольклорных произведений русской земли. Уже тогда он активно занимался рок-музыкой и участвовал сразу в нескольких коллективах (например, «Скифы» и «Скоморохи»). «Так почему бы не соединить эти два жанра воедино» - подумал Александр. И соединил.

Вокальная сюита (как называл свои экспериментальные рок-альбомы сам Градский) "Русские песни"

Интересно, что данная работа является не просто адаптацией народной музыки. В «Русских песнях» скорее содержание довлеет над формой, нежели наоборот. Обработки народных песен уже делали и Аэлита, и Песняры. Но Александр Градский не мог делать нечто подобное в духе советских ВИА. Ему это было неинтересно. Композитор-исполнитель - он был волен делать то, что душе угодно.

А угодно было не просто поместить фольклорную музыку в соответствующую современную (на тот момент) форму, а дать русской народной песне свободно течь по просторам музыкальной реки. А уже в её русло положить аранжировку, отталкиваясь от содержания и ритмики. И чего только не намешал Градский в этот салат!

Советский Jethro Tull

Например, в треке «Ничто в полюшке» начало является типичным фолковым аккомпанированием на гитаре в довольно меланхоличном стиле. Неудивительно – ведь речь ведётся о «черноокой», которая предала героя. Но когда он оптимистично заявляет, что «Я другую изберу», то начинается настоящий рок с элементами прогрессивного фолка. Тогда вовсю гремел Jethro Tull – и это влияние сильно заметно на пластинке.

Первая часть диска была записана в 1976 году. На ударных тогда играл Юрий Фокин – барабанщик Машины Времени. А вот издать пластинку удалось только в 1980 году, уже после эмиграции Фокина.

Обратите внимание: Три самые известные советские песни 80-90-х..

Поэтому на релизе от фирмы «Мелодия» он указан не был.

Юрий Фокин

Немного театральная интерлюдия «Дарю платок» вводит слушателя в состояние пасторального наблюдения с деревенского крыльца. Тут и мычание коров, и крики петуха, и лай собак, иронично подогнанный в такт. Если на первом произведении Градский поёт свободно, достаточно прямо, но захватывающе, согласно своему диапазону, то во второй песне добавляются различные приёмы глиссандирования, опевания соседних нот.

А на третьем «Таня белая» Александр добавляет психоделическое звучание асстенатной электронной музыки – драм-машинным монотонным ритмом (имитирующим притопы в деревенском танце), а также, казалось бы, сдержанным вокалом, но постоянно выдающим резкие октавные скачки, которые (вкупе с клавишными от «Синти-100») приводят нас к кульминации в последнем куплете. Который, кстати, дописал сам Градский.

Синтезатор "Synthi-100" использовался при записи "Русские песни"

Плач по Градскому

Одним из самых эксцентричных номеров не только на этом альбоме, но и в истории экспериментального рока, можно считать «Плач». Градский записал несколько звуковых дорожек с разным характером плача, из которых, разумеется, выделяется вокальная истерика. Эмоции изображены великолепно, да и на всём альбоме композитор исполняет песни, словно свои авторские. Нет ощущения, что это просто «кавер» или адаптация на русскую-народную песню.

Маэстро перед своим последним записанным эфиром дал подопечной Татьяне Качуриной именно эту композицию. Многие зрители сомневались по поводу прохода Тани дальше в проекте. Однако, Градский подготовил один из самых необычных и эксцентричных выступлений на «Голосе». Номер был будто провидческим – «Плач» по Градскому в исполнении Татьяны выйдет в эфир 10 декабря.

Татьяна Качурина готовится к выступлению с песней "Плач"

Тем интереснее, что резкая смена настроения «На Ивана Купалу» происходит прямо как в многочастных психоделических номерах самых популярных прог-групп той эпохи. Нежный саксофон уступает дорогу синтетическому синтезатору и заканчивает первую часть, которая была записана в 1976 году.

Центральный номер

«Русские песни» были дописаны в 1979. Тогда на смену Фокину в Скоморохи пришёл джазовый барабанщик Владимир Васильков.

Владимир Васильков

Но на композиции «Не одна во поле дороженька» Александр Градский поёт акапелла. Несмотря на продолжительность в 8 минут, песня слушается с затаившимся дыханием. Это фантастический номер, который показывает как Градский может удерживать внимание слушателя своим разнообразным вокалом – не только в техническом плане, но и в плане музыкального развития произведения. Ни на секунду не теряешь интереса к песне и возвращаешься в реальность только после финальной ноты.

«Солдатушки» записаны в несколько ироничной манере (как, впрочем, и полагается этому произведению). А маршеобразный ритм ударных развивается в свинговую шутку. В финальной «Вы жертвою пали» раскрывается революционная тематика, которая закольцовывает этот вокальный цикл и показывает полное разнообразие жанров – от праздничного хоровода и плача до солдатской и революционной песни.

#Градский

#Александр градский

#Пелагея

#советская музыка

#советский рок

#музыкальные альбомы

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Как Градский пошёл бы в команду к Пелагее и его "Русские песни".