Выбор «Джазиста»: 10 лучших альбомов июня

Шестой выпуск альбомного дайджеста в 2021 году: редакция «Джазиста» выбрала 10 июньских релизов, достойных вашего внимания.

Tim Mayer
«Keeper of the Flame»
(D-Clef)

Bandcamp

Саксофонист и флейтист Тим Майер не выпускал альбомов как бэндлидер с 2011-го. В причинах такой паузы можно разбираться сколько угодно. Но в случае с «Keeper of the Flame» это не имеет большого значения. По-настоящему важно другое: первая за десять лет пластинка записана Майером с такой отдачей и тщанием, что с ней соглашаешься сразу, окончательно и бесповоротно. Состав ансамбля получился крепким, но имен первой лиги в нем нет: это не команда звезд, а команда-звезда, в которой музыканты понимают друг друга с полузвука. Тем не менее нельзя обойти вниманием тот факт, что на обложку альбома помимо лидера вынесены имена котрабасиста Родни Уитакера и барабанщика Улисса Оуэнса. Из романтических побуждений этот жест хочется расценить не только как маркетинговый ход, но и как дань уважения музыкантам: на «Keeper of the Flame» Уитакер и Оуэнс стали полноправными хранителями времени, ритма и грува. Благодаря их слаженности и чуткости Майер чувствует почву под ногами даже в моменты рискованных переходов от поджаро звучащих комбо, дуэтов или трио, к мощной полифонии октета. При выборе композиций Майер по традиции не отказал себе в удовольствии пройтись по нетленкам («Blame It on My Youth», «Naima», «Passion Dance»), но в то же время время нашел место и менее известным шедеврам прошлого («Big P» Джимми Хита или «Hand in Glove» Сидара Уолтона), и новым авторским сочинениям («Blues by Four» и «Get Organized» самого Майера или «Elusive» тромбониста Майкла Диза, также участвовавшего в записи). Выдумка в репертуаре — это хорошо, но только если количество переменных не начинает вредить цельности высказывания. Для сохранения цельности Майер привлек к работе своего друга и по совместительству мастера в искусстве аранжировки, саксофониста и композитора Диего Риверу. Об уровне Риверы можно судить хотя бы по тому, что в момент появления пианиста-выскочки Эммета Коэна (это происходит на «Get Organized») не приходится нервно вздрагивать и отвлекаться от прослушивания на поиск дурных слов. В общем, нахваливать «Keeper of the Flame» на разные лады можно еще долго, но будет лучше, если вы перейдете по ссылке и всё услышите сами.
Александр Аношин

Julian Lage
«Squint»
(Blue Note)

Apple Music | Spotify | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Еще будучи восьмилетним мальцом гитарист Джулиан Лаж выступал на одной сцене с Карлосом Сантаной, а уже в 13 лет получил первую номинацию на «Грэмми». Сегодня ему 33; вундеркинд подрос, но мастерство не растерял, а даже наоборот. На «Squint» он, мягко говоря, не изобретает велосипед, играет подчеркнуто стандартно — но как же, черт возьми, круто играет. И неважно, что Лаж звучит окладисто и буржуазно, как будто хочет казаться еще на двадцать лет старше. Зато он с какой-то искренней лаской перебирает традиционные, абсолютно немодные формы — блюз, фолк, рокабилли, кантри. Это, к слову, лишь одно из двух амплуа, в которых гитарист намеренно присутствует в джазе. Кроме Лажа-рутинера есть еще Лаж-экспериментатор: в этом году он объявился на гениальном альбоме «Teresa De Avila», где вместе с Биллом Фризеллом и Гьяном Райли играет Зорна. Две отличные пластинки — и никакой лажи.
А. А.

Ксения Фёдорова
«Песни птиц»
(Заплатка/Улитка рекордс)

Bandcamp | Spotify | Apple Music | YouTube Music

«Песни птиц» — концептуальная работа, рассказывающая о девушке, превратившейся в птицу, чтобы отыскать своего возлюбленного. В этой истории переплетаются фольклорные и романтические влияния, что находит яркое отражение и в музыке. Джаза в ней немного, зато хорошо слышны влияния русской романтической традиции: отдельные моменты звучат так, будто эти песни предназначены для камерных концертов в аристократических кругах времен belle époque. Однако в них находится место и для вполне современных репетитивных паттернов, а в песне «Время ли» Руденко даже поддает грува на басу с примочками. Ближе к середине альбом разворачивается к слушателю своей авангардной стороной: песня «Волны» начинается длинным шумовым вступлением с использованием полевых записей морских птиц, а под конец Ксения устраивает импровизацию на подготовленном фортепиано под аккомпанемент свистулек, которые обильно используются на альбоме. В «Лететь бы» звучит эмбиентная подложка с подводными звуками, записанными с помощью гидрофона, а в «Улетела птица» подключается электронный бит. «Порхающие» мелодии надолго задерживаются в голове, но вовсе не навязчиво — и это очень приятное чувство.
Леонид Кравченко (рецензия)

Dan Rosenboom, Billy Mohler & Anthony Fung
«Refraction»
(Orenda)

Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка | Bandcamp

Трубач из Лос-Анджелеса Дэн Розенбум обладает дерзкой, напористой манерой игры и большим гаражом, оборудованным под домашнюю студию. Непонятно, какой именно из этих двух факторов играет решающую роль в том, что даже в пандемийные годы новые релизы у музыканта выходят один за другим. Но факт есть факт: Розенбум — тот случай, когда на любые желания находятся возможности. Захотел поиграть экспериментальный шумовой авангард? Не вопрос: объединился с гитаристом Джейком Восслером и задействовал четвертитоновую трубу на альбоме «Ceremony», вышедшем в мае. Соскучился по хрестоматийной импровизации? На помощь пришли контрабасист Билли Молер и ударник Энтони Фанг, дорогие сердцу Розенбума еще со времен записи прошлогоднего альбома «Points on an Infinite Line». На «Refraction» трио прибегает к любимой тактике бэндлидера: придумывать на ходу, записываться споро, в ошибки не верить. Неудивительно, что звучит материал сыро и рвано. Розенбум может обрушиться на слушателя колючими, раздраженными соло («Dismantle Systems of Oppression»), а может играть нордически-отстраненно («Refraction, Part 2»). Фанг сшибает с ног пулеметными сбивками («Refraction, Part 1»), а потом вдруг качает в лоб прямую бочку. Молер же играет невозмутимо, как примерный выпускник школы постбопа, — парадоксальным образом его покерфейс оправдывает любые выходки прочих участников. Что ж, еще одно занимательное зрелище с участием Дэна Розенбума; надо брать, пока трубача не настиг кризис перепроизводства.
Наталья Югринова

Devin Gray feat. Ralph Alessi & Angelica Sanchez
«Melt All the Guns»
(Rataplan)

Bandcamp

У нью-йоркского ударника Дэвина Грея есть редкое свойство оставаться одновременно собранным и расслабленным — и, что встречается еще реже, свойство это распространяется на исполнителей, с которыми он играет бок о бок. Для записи «Melt All the Guns» Грей позвал людей с именами, пожалуй, поувесистее своего собственного — пианистку Анджелику Санчес и трубача Ральфа Алесси.

Обратите внимание: 5 альбомов, по которым все будут сходить с ума в 2021.

И тем не менее прекрасно слышно что это его, Грея, материал, подход и нерв, пронизывающий всё трио. Взять, например, первую композицию «Think About It», слегка похожую на марш-агитку, — видимо, чтобы оправдать пацифистское название альбома. Да, каждый музыкант тут более чем самодостаточен — и очень скоро троица расходится по собственным импровизационным траекториям. Но никакого разброда и шатания не случается; напротив, чувствуются коллективный контроль и глубокое понимание того, куда именно музыкантов выведет эта кривая. В тягучей, наполненной почти дабовым грувом «Micro Waves» происходит похожая вещь: вроде бы и Санчес, и Грей, и Алесси действуют независимо друг от друга, с полной свободой, но при этом будто невзначай сходятся снова и снова в одном и том же квадрате. Ключ к разгадке — финальная «Protect Our Environment». На этой элегантной постбоповой зарисовке не происходит ничего особенного, но зато как на ладони виден потрясающий баланс — между участниками, сдержанностью и эмоциональностью, свободой и контролем. Очень приятный, хоть и преступно короткий альбом: хочется верить, что у Грея хватит пороха и запала на продолжение.
Н. Ю.

Dogs Bite Back
«Back? Forward!»
(Addicted)

Bandcamp | Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Нойз-джазовое трио Dogs Bite Back, в состав которого входят мультиинструменталист Илья Белоруков, басист Дмитрий Лапшин и барабанщик Константин Самоловов, впервые собралось еще в 2019 году, дало три концерта в Санкт-Петербурге и укрылось в студии для записи альбома. Будьте осторожны: эта пластинка — самый что ни на есть смелый эксперимент с шумом в свободном джазе. Основной инструмент Белорукова здесь — модульный синтезатор, выстреливающий электрическими звуковыми разрядами — колючими и непредсказуемыми. Лапшин практически совсем отказывается от грува, распыляя свои партии на короткие, но меткие фразы, а его манипуляции с педалями и примочками заставляют бас визжать и стонать. Самоловов же играет громко, иногда практически без пауз, будто пытаясь победить в воображаемой гонке, — но при этом вдумчиво и даже витиевато. Dogs Bite Back — новая музыкальная субстанция с угрожающим оскалом, которая не поддается дрессировке.
Евгений Галочкин (рецензия)

Benoît Delbecq 4
«Gentle Ghosts»
(Jazzdoor Series)

Apple Music | Spotify | Deezer | Bandcamp

Многоумный парижанин (пианист Бенуа Дельбек) в компании многоумных жителей Нью-Йорка (саксофонист Марк Тёрнер, контрабасист Джон Эбер, ударник Джеральд Клевер) играет, как нетрудно догадаться, не менее многоумный постбоп. По правде говоря, импровизации в музыке Дельбека куда меньше, чем продуманных композиционных частей, а приставка «пост-» сильно перевешивает корень «боп». И стоило бы, наверное, начать нудить про «горе от ума», но положение спасает присутствие в сочинениях Дельбека едва уловимого французского романтического флера. Даже фамилии присоседившихся к Дельбеку американцев хочется тянуть на последний слог — не зря же они все как на подбор заканчиваются на «-ер». Вот, попробуйте сами: извилисто на саксофоне солировал Тёрнэ́р, за ним басово уплетывал Эрбе́р, а в это время витиеватый ритм выстукивал Клеве́р. И всё это чудо под покровом ажурной и фактурной игры Дельбека. Если серьезно, слушать «Gentle Ghosts» всё равно, что пытаться вникнуть в суть спора не на шутку разошедшихся интеллектуалов: о чем говорят — непонятно, но зато как красиво жестикулируют!
А. А.

Charles Owens Trio
«10 Years»
(La Reserve)

Bandcamp | Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Трио Чарльза Оуэнса — это сам Оуэнс на тенор-саксофоне, Эндрю Рандаццо на бас-гитаре и Девонн Харрис (DJ Harrison) на ударных. Саксофонные трио без гармонического инструмента — например, рояля, гитары или электрооргана — серьезный вызов для импровизатора: выстраивая свои соло без аккордовой поддержки, он должен постоянно «слышать» в голове гармоническую сетку, чтобы не выпасть из нее и не разорвать тем самым музыкальную ткань. Альбом «10 Years», записанный, как видно из названия, к 10-летию трио Чарльза Оуэнса, показывает, что музыканты вполне уверенно справляются с этим вызовом. Насыщенные партии Эндрю Рандаццо вкупе с интенсивной игрой Девонна Харриса не только создают упругий ритмический фундамент, но и служат для Оуэнса маяком, благодаря которому саксофонист даже во время самых пылких соло не путает гармонические берега. Многие ошибочно считают, что управляться с бас-гитарой легче, чем с контрабасом: подумаешь, та же гитара, только без двух струн, любому под силу. Рандаццо — живое опровержение этого стереотипа. Именно бас-гитара, формально играющая роль второго плана, скрепляет трио.
Лев Боровков (рецензия)

Anthony Joseph
«The Rich Are Only Defeated When Running
for Their Lives»
(Heavenly Sweetness)

Bandcamp | Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Британский поэт, писатель и музыкант с тринидадскими корнями Энтони Джозеф — человек, который высказывается мощно, убедительно и по делу. Джозефа чаще всего сравнивают с американским поэтом, певцом и музыкантом Гилом Скоттом-Хероном, неофициально носящим титул «дедушки рэпа». И хотя эта параллель отчасти обусловлена стремлением критиков развесить ярлыки, она не выглядит преувеличением. Название альбома вдохновлено книгой «Черные якобинцы» тринидадского публициста и историка начала XX века Сирила Джеймса. Джеймс — марксист и троцкист, один из главных идеологов панафриканизма, а книга посвящена революции на Гаити, единственному в истории примеру успешной борьбы чернокожих рабов. Все эти темы так или иначе нашли отражение на пластинке. Открывается она композицией «Kamau», посвященной умершему зимой 2020-го Камау Бретуэйту, поэту с острова Барбадос. Густой и качающий спиричуэл-джаз с бас-кларнетом Шабаки Хатчингса на переднем плане оплетает пламенную проповедь Джозефа, который звучит как священник на воскресной службе. А в программной вещи «Calling England A Home» Джозеф говорит о том, что с конца 80-х живет в Лондоне, но «до сих пор не может назвать Англию своим домом»; его интонациям вторит пронзительный блюзовый аккомпанемент.
Илья Рассказов (рецензия)

Swen Wunder
«Natura Morta»
(Piano Piano)

Bandcamp | Spotify | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Трудно поверить, что шведский композитор и мультиинструменталист Свен Вундер в джазе совсем еще новичок и дебютировал лишь в прошлом году (правда, с двумя альбомами сразу). Он так ловко управляется с оркестровыми аранжировками и столь уверенно цитирует фанковое и фьюжн-наследие 60-х и 70-х, будто занимался этим делом всю жизнь. Истина, как водится, где-то рядом. За псевдонимом «Вундер» стоит профессиональный сочинитель жанра «музак» — функциональной музыки гостиничных лифтов и фойе; настоящее его имя неизвестно. Желание сохранить анонимность объяснимо: товарищи по цеху обычно музак презирают и считают недомузыкой, выглаженной до максимально непримечательного состояния. Вундер же берет от основной работы лучшее: гладкость форм и благозвучность гармоний. А вот безжизненной, в противовес названию «Natura Morta», эту работу не назовешь. Для эффекта объемного, выпуклого звука Вундер собрал целую армию исполнителей — в одной только струнной секции у него занято 16 человек. С их помощью он создает масштабные пейзажи с мелкой детализацией, где каждый узор и мелодический завиток в партиях флейты или клавишных дотошно выписаны и находятся строго на своем месте.
Н. Ю.

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Выбор «Джазиста»: 10 лучших альбомов июня.