Классическая музыка, как феномен в современном мире.
Ее сложно понимать, а, если упоминать о том, что ты ее слушаешь, то моментально для своих «слушателей» попадешь в элитарное и привилегированное сообщество. Классическая музыка стала достоянием ума. Оставим же мух с мухами, а котлеты с котлетами.
Музыка инструментального оркестра. Музыка Великих композиторов. Музыка оставшаяся в веках. Музыка в которой не нужны слова. Музыка духовая и возвышенная. Музыка ощущения и восприятия.
Вы слышали что-нибудь из «Времен года»?
От точности передачи сезонов можно сойти с ума. Если зима- слышишь вьюгу, заметающую узкую ночную просёлочную дорогу откуда-то из Пушкинского "Выстрела", зыбкую поверхность жесткого снега, хрустящую и проваливающуюся под ногами резвой, но изрядно уставшей лошадки; весна: вот она - резвая, озорная и обманчиво теплая капель, солнечные зайчики, отогревающие казавшуюся вечной зимнюю мерзлоту и заспанные после зимы лица прохожих, маневрирующих под крышами домов во избежание попадания шаловливых капелек растаявших сосулек за шиворот; лето: гремящий жаркой грозой июль, проливающий грозные ливни, стучащие о твердую землю тяжелые капли, в которых есть неиссякаемая жизненная энергия, присущая летним грозам; золотой водопад листвы, вздымаемой ветром и образующей настоящие дюны, будто собранные из янтаря и рубина, создающие атмосферу викторианской роскоши погружают сразу в осень. Как Вивальди смог передать без слов такие эфемерные ощущения. Воображение избаловано, изнежено и поражено.
Возьмем другое: «Пер Гюнт» и марш "В пещере горного короля"- известно многим. Слышишь издали звучащие и притаившиеся нотки, а перед глазами появляются живые картинки, целый фильм с сюжетом и целостностью. Идущие по влажной пещерной тропке друг за дружкой шаг в шаг сгорбленные и носатые человечки со злостными, хитрыми и одновременно трусливыми физиономиями. Не так ли?
Хотя, музыка - всего лишь звук, повторюсь, без слов. все возникающие образы отнюдь не универсальны.
Чтобы понять, надо думать. Как говорила моя преподавательница: «Картины нужно думать». Я с ней полностью согласен, но и дополню- «думать» надо всё, не только картины, а все, что мы причисляем и превозносим в ранг искусства, в том числе и музыку. Классическую музыка проста и сложна сразу: нет ничего проще звуков, сложенных в гармонию, но для того, чтобы их воспринять, необходимо мыслить без слов - образно, видениями, уметь сосредоточиться и включить так называемое "внутреннее ухо".
Почему же такая бессловесная и образная вещь осталась в веках?
- Немаловажную роль для людей во все времена играло изящество и благородство этих возникающих образов. Безусловно проще воплощать образы под словесную музыку, но ведь человек призван к САМОпознанию, то есть - человек хочет пробуждать в себе индивидуальные воображаемые образы, а не представлять готовую картинку под уже задуманные автором строчки. Стремление человека к эстетике собственных индивидуализированных образов приводит его к образной музыке без "лишних слов".
- Хрестоматийность тем. Времена года одинаковы, как во времена Вивальди, так и во век наш. Бабочки в животах не меняются от года к году и качества человеческие представляют собой аналогичные характеристики. У нас, то есть людей, существует потребность к прекрасному и гармоничному. Едва ли звучание тонкого голоса скрипки не божественно? А орган не сводит с ума тем, что заставляет вибрировать нас изнутри в такт звучащему?
Обратите внимание: Почему в 80-х Андрей Макаревич был для меня с лицом Томаса Андерса.
Благородные инструменты и простенькая самодельная пастушья дудочка - схожи, ибо вызывают эмоции, пробуждающие самые сокровенные струны души и заставляют человека чувствовать жизнь, прислоняться к миру обнаженной и чистой душой без примесей предрассудков, комплексов и страха быть самим собой, вырывая, тем самым, из повседневной рутины.
Вписывается ли классическая музыка в современные реалии и создается ли она сейчас?
Обратимся к кинематографу и вспомним такую эпопею как «Властелин колец»; были ли там классические мотивы? Да! Поход по бескрайним полям Средиземья, что может описать всю ширь и размах, как не классика? Она и только она? Это мы еще не смотрим на все художественные фильмы-экранизации о событиях 19 века, где бал являлся повседневным событием, призванным заводить интересные, выгодные для души и тела знакомства, восхвалять красоту прекрасных дам и храбрость мужественных господ. А прекрасным сопровождением становится ни что иное, как резвые и задорные, и, напротив - плавные и нежные танцевальные движения. А что может создать такую громаду ритмов под настроение каждого из присутствующих на приеме в отдельности и всех вместе? Безусловно - это инструментальная классика!
Классическая музыка оторвалась от времени, стала над ним, с ним в параллель, потому и стала «классической», так как совершенно универсальна. Но и сейчас она создается, только перешла в разряд саундтреков. Вспомним одного из самых, если не самого востребованного и талантливого композитора нашего времени- Ханса Циммера. Его музыка к «пиратам карибского моря», которую знает и с легкостью сможет напеть каждый. Разве это не классика? Призванная вызывать дух пиратского задора, храбрости моряков и смелость для спасения прекрасных дам - классика.
Но есть и еще одно направление, в котором развивается «классика». Если мы определим классическую музыку как то, что исполняется на "классических" инструментах, то увидим развитие популярного сейчас жанра - «кавер». Исполнение музыки других в своем стиле, придание тем самым ей новых углов и граней. Самыми необычными можно считать каверы исполняемые на скрипке: популярная песня без слов под скрипичный мотив- завораживает.
Жизнь, гораздо сложнее, чем черное и белое и в истории классической музыки не все было так красиво и «чистенько».
Вторая Мировая война. Концлагеря или лагеря смерти, как их еще называют. В каждом был оркестр исполняющий в том числе и классику. Ритмична и подавляющая. Страшно от человеческой изощренности и жестокости.
В финале монолога скажу- классику слушать непросто, но необходимо каждому. Это как дозы прекрасного. Да, если человек всю жизнь слушает тяжелый металл или Сердючку – мало вероятно, что он сразу оценит все прелести произведений Шопена или Шостаковича, который написал одну из своих симфоний в Блокадном Ленинграде. Люди друг друга ели, а он музыку писал, Человек - поистине Великое в своей непостижимости создание. И все же «Эта музыка будет вечной! Если я заменю батарейки»
Спасибо и до новых встреч!
#музыкальные инструменты #музыка #музыка для души #классическая музыка #современная классика #классика #искусство
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Почему именно эта музыка будет вечной? Классическая музыка.