Чек-лист для самых маленьких
Вы наверняка не зря ткнули в эту статью. Возможно, вы уже несколько лет играете на каком-то инструменте, владеете большинством техник и в принципе чувствуете себя с ним комфортно. Также есть вероятность, что вы написали примерно мильярд песен со словами и даже аккордами, которые уже успели выучить все ваши друзья и домашние питомцы. Но одна мысль частенько вас навещает и методично капает на мозги: «Сделай что-нибудь своё». Вы привычным движением руки отвергаете эту мысль, считая, что недостаточно гениальны и талантливы для этого, что сочинение есть удел великих, а всяким дилетантам здесь делать нечего...
Что ж, с этой вредной мыслью я вам помочь не смогу, однако я точно смогу помочь, если вы нашли в себе силы смыть эту позицию в унитаз и начать действовать (или хотя бы думать в этом направлении).
Хто я?..
Для начала необходимо чётко понять, кто вы по масти чем конкретно вы собираетесь заниматься и завоёвывать мир: петь под фонограмму/минус, играть на скрипке или писать постсоветский эйсид-хаус. Для каждой из этих условных категорий существует свой набор необходимой аппаратуры. Да, думаю, категорий действительно можно выделить три:
- Если ты поёшь
- Если ты играешь
- Если ты пишешь аранжировки
Конечно, эти категории можно и нужно уметь совмещать, но это придёт уже с опытом, нужно только время и терпение. Для начала нам необходимо собрать волю деньги в кулак и отправиться за покупками... но что покупать-то?
Вступительное примечание:
- Для каждой из категорий будет свой набор необходимых железяк, без которых будет очень колхозно.
Обратите внимание: Звуки дождя + барабан табла • музыка для йоги (432 Гц)┇ ⁂ красивая музыка для души ⁂ музыка для сна ⁂ музыка для медитации ⁂.
Ориентироваться я буду на наиболее народные и доступные из приличных, а всякий hi-end и прочие штуки за конские деньги я даже упоминать не стану. - Если среди вас есть эксперты, то предупрежу сразу: я не буду здесь включать мониторы и акустическую отделку комнаты – бюджет, цели и амбиции не для этого, обойдёмся хорошими наушниками для удобной записи и кое-какого минимального сведéния.
- Вещи, которыми я пользовался лично и готов за них ручаться, я буду выделять курсивом.
- И последняя ремарка, про DAW (так называются программы для записи и обработки аудио) – очень часто что-нибудь идёт в комплекте со звуковыми картами, чаще всего, Ableton Live Intro или Cubase LE, так что покупку DAW учитывать не будем (вы же понимаете, что весь софт необходимо покупать, да?..).
Итак, поехали!
Если ты поёшь
Для этого вам понадобятся пять основных компонентов:
- Конденсаторный вокальный микрофон – sE Electronics X1 A (если у вас низкий тембр голоса), Audio-Technica AT2020 (если высокий), AKG P120 (относительно универсальный);
- Наушники закрытого типа (можно сказать, что для этих целей сгодятся любые, лишь бы в них звукоизоляция была, но я для приличия что-нибудь всё-таки скину) – Sennheiser HD 206, Audio-Technica ATH-M20x (у меня M40x и они суперские), Beyerdynamic DT 770 Pro;
- Внешняя звуковая карта (обязательно с возможностью включения фантомного питания!). Я здесь лучше перечислю компании, которые делают сносные карточки, а вы выберете себе свою, исходя из своего бюджета, но в общем и целом они стоят от 8-10 тысяч – Focusrite, M-Audio, Audient, Native Instruments, Universal Audio (не для слабонервных), PreSonus.
- XLR-кабель – рекомендую брать с запасом, метров на 2-3 (иногда идёт в комплекте с микрофоном, уточняйте этот момент).
- Напольная стойка для микрофона.
Дополнительно (по желанию или по бюджету):
- Акустический экран – штука крутая, но не жизненно необходимая;
- Поп-фильтр – любой абсолютно, не парьтесь;
- Вместо стойки можно взять пантограф (он поудобнее и занимает меньше места).
Довольно удобным и выгодным вариантом могут быть готовые комплекты, но я не готов ручаться за качество их непрофильных компонентов – Focusrite Scarlett Solo Studio 3rd Gen, Steinberg UR22C Recording Pack, Behringer U-Phoria Studio PRO (ВАЖНО: продукцию беринджер я рекомендую покупать только по пьяни, так как об их отвратном качестве в интернетах слагают массивнейшие эпосы, я вас предупреждал)
Если ты играешь
В этом случае план покупок будет схож с предыдущим, но кое-что всё-таки будет различаться:
- Инструментальный микрофон – Shure PGA57-XLR, AKG P2 (для всяких басовых инструментов ), Октава МК-012-01 (для высокочастотных инструментов);
- Наушники закрытого типа – список идентичен тому, что был чуточку выше;
- Внешняя звуковая карта – в нашем случае, если вы используете динамические микрофоны, то можете обойтись картами без фантомного питания, но таких сейчас практически не бывает, так что также смотрим на список из предыдущей категории;
- Напольная стойка (только она, с пантографом может быть неудобно)
Конечно, есть вероятность, что ваш инструмент оснащён пьезо-датчиком или даже звукоснимателем и вы хотите записывать его не через микрофон, а напрямую в компьютер сразу через звуковую карту (или как ещё говорят, в линию). При таком раскладе имеет смысл убрать из списка любого вида микрофон, а закрытые наушники заменить на абсолютно любые или на профессиональные открытые – Audio-Technica ATH-AVA400, Beyerdynamic DT 990 PRO, Roland RH-A7.
Если ты пишешь аранжировки
Ну а тут расклад совсем попроще, ведь здесь нам понадобятся лишь два стула элемента:
- MIDI-клавиатура (о том, что это такое и как оно работает рассказывается не здесь, а где-то в другой статье на другом конце интернета) – Korg NanoKEY2 (для маленьких набросков и несложных партий), Native Instruments Komplete Kontrol M32 (подойдёт минимум для 65% задач), Korg microKEY 61 MkII (для больших дядь и тёть), AKAI APC Key 25 (для битмейкеров и прочих электронщиков).
- Наушники открытого типа – AKG K 702, Sennheiser HD 559 или из предложенных в предыдущем пункте.
Всё! Больше вам ничего не понадобится на первых этапах.
Советы
- Если вам кажется, что для ваших нужд нужны две пары наушников, но тратиться не хотите – ничего страшного, отдавайте предпочтение закрытым.
- При выборе звуковой карты обращайте внимание на количество входов (больше двух не надо), очень хорошо, если они будут комбинированными.
- Научитесь пользоваться ручкой Gain на вашей звуковой карте!
Дешёвые XLR-кабели с радиорынка за сто рублей могут убить запись даже на самый дорогой микрофон. - Конденсаторные микрофоны чрезвычайно чувствительные и с лёгкостью считывают все малейшие детали вашего вокала или вашей игры, но из-за этого на запись могут попасть нежелательные шумы (скрежет вашего стула, шаги в соседней комнате).
- Научитесь не причмокивать во время пения (не смейтесь, это реально частая головная боль звукорежиссёров)!
- По статье могло создаться впечатление, что вокал можно записывать только на конденсаторные микрофоны, а инструменты – на динамические, но это совсем не так. Конденсаторные микрофоны, в общем и целом, достаточно универсальны и при желании ими можно записать что угодно, а среди динамических много прекрасных вокальных, например, классический Shure SM58. Всё супер индивидуально, обратите внимание на следующий совет.
- При выборе наушников, звуковых карт, midi-клавиатур, микрофонов и всякого подобного читайте и смотрите абсолютно всё, что есть в интернете на доступном вам языке.
- При записи на микрофон старайтесь находиться в помещении, где много мягких предметов (ковров, диванов, кресел и тому подобное).
- Не кладите телефон рядом со звуковой картой во время работы – она будет ловить помехи и портить вам материал на стадии записи, а такое невозможно исправить.
- Не проводите много времени в наушниках, это плохо отражается на вашем слухе. А еще никогда не делаете громко и если собирайтесь сделать что-то, в чём вы пока не особо разбираетесь (например, хотите нажать что-то на своей звуковой карте), сначала снизьте итоговую громкость на минимум, а только потом делайте то, что планировали.
Итог
Конечно, вы всегда можете на чём-то сэкономить и, вполне возможно, вы окажетесь правы. Но вы должны понимать, что мир звукозаписи (как и весь мир музыкального оборудования) чрезвычайно обширен, в нём крайне сложно знать обо всех удачных новинках и уж тем более сложно протестировать их на себе, но даже в этом случае невозможно быть хоть сколько-нибудь объективным по той простой причине, что у всех людей разный слух и разная наслушанность, из-за чего почти любое обсуждение на эту тему обречено на провал. В этой статье я попытался не столько дать вам конкретный список того, что обязательно нужно купить, сколько общее представление об этом мире, что в нём бывает, из чего он строится и на что нужно обращать внимание при выборе. Потому что даже в рамках этой стати я по-прежнему отстаиваю идею о том, что лучшее обучение – это вечный поиск, узнавание непонятных вещей через непонятные термины и впитывание в себя разнополярных мнений, дабы в дальнейшем привести их к собственному единому знаменателю.Вы только не бойтесь, здесь никто и ничто не кусается.
Несколько очень полезных ссылок для самых любознательных
- Как подключить звуковую карту к компьютеру
- Краткое введение в провода (мне не особо нравится этот мужик, он кажется немного душным, но вещи важные и полезные рассказывает)
- Как устроены конденсаторные микрофоны и для чего нужно фантомное питание
- Зачем нужны внешние звуковые карты (здесь нам интересны последние три категории)
- Элитарные и ламповые видео о том, как записать вокал и гитару ваш муд после прочтения этой статьи
Для связи, похвалы и критики писать в телеграм – @olegsky
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Музыка – это не (особо) дорого.