Эта история кажется выдуманной, но реальная жизнь бывает интереснее любого вымысла

Эта история кажется выдуманной, но реальная жизнь зачастую намного интереснее любого вымысла! В 1970 году «Мелодия» выпустила знаменитую пластинку «Лютневая музыка VI–XVII веков». С тех пор он несколько раз переиздавался.

Владимир Вавилов

Если вы поставите альбом на плеер, то узнаете первую мелодию. «Сюита для лютни: канцона и танец» композитора Франческо ди Милано – это известная по исполнению Бориса Гребенщикова песня «Под небом синим город золотой!

На самом деле Борис Гребенщиков не имеет никакого отношения к сочинению этой песни. Как Франческо ди Милано. Но кто написал эту замечательную мелодию?

Целое исследование на эту тему провел израильский публицист Зеев Гейзель. Если вас интересуют подробности, смотрите источник. Это целый культурный детектив! Но вкратце, автором «Канцоны и пляски» (как и большинства других композиций с пластинки) стал ленинградский гитарист Владимир Федорович Вавилов.

Тонкий знаток и энтузиаст музыки эпохи Возрождения, он освоил игру на лютневой гитаре и в конце 1960-х написал несколько мелодий в духе соответствующего периода.

Владимиру Вавилову не позволили бы публиковать стилизации под своим именем. Ведь он не был членом Союза композиторов. Но он хотел, чтобы его музыка жила и доходила до слушателей. И сделал смелый шаг.

Обратите внимание: Ни копейки за рекламу, жизнь в режиме онлайн: на каких условиях участники нового "ДОМа-2" останутся на проекте.

Собственные сочинения он приписывал уважаемым классикам: Франческо да Милано, Николо Нигрино, Винченцо Галилею и другим. И никто не заметил подмены!

Также говорят, что музыка «Лютневая музыка 6-17 веков» использовалась на телевидении для сопровождения картин эпохи Возрождения, снятых в Эрмитаже. Никому и в голову не приходило, что эти замечательные мелодии написаны советским композитором!

Только «Зеленые рукава» — это настоящая английская народная песня, восходящая к 16 веку и упомянутая Уильямом Шекспиром:

Владимир Вавилов умер 11 марта 1973 года от рака, не дожив до своего 48-летия. Но первую композицию с его пластинки-мистификации ждала невероятная судьба.

В 1972 году 36-летний поэт Анри Волохонский, наслушавшись о «Лютневой музыке», написал стихотворение «Рай» на мотив «Канцоны», наполненное библейскими символами: здесь находится небесный град Иерусалим, а орел и теленок и лев. Красивое выражение «Полный очей» вошло в текст прямо из книги пророка Иезекииля.

Первым, кто записал эту замечательную песню, в которой алхимически смешались советский композитор, Ренессанс, библейское визионерство, ленинградский андеграунд и компания «Мелодия», был поэт-авангардист Алексей Хвостенко:

Немного изменив слова («Над небом синее...»), Елена Камбурова исполнила песню в своем стиле:

Через вторые или третьи руки песня попала к Борису Гребенщикову. Теперь он назывался «Город». А "Над небом голубым..." стало "Под небом голубым..." В тексте тоже были новые правки.

В 1986 году БГ-версия вошла в альбом «Десять стрел», а через год прозвучала в культовом фильме «Асса» Сергея Соловьева. С тех пор как-то стало принято приписывать авторство Борису Гребенщикову. Хотя автор музыки на самом деле Владимир Вавилов, а автор слов Анри Волохонский:

Другая композиция Владимира Вавилова с того же диска, кстати, отправилась в кругосветное турне. Его восхитительная «Аве Мария», приписываемая неизвестному автору с XVI века, вошла в репертуар многих вокалистов, среди них, например, Андреа Бочелли. Теперь автор Джулио Каччини, но ни слова о Владимире Вавилове.

Невероятная судьба и для музыки, и для ее автора...

Спасибо за внимание! Добро пожаловать на мой дзен-канал!

Больше интересных статей здесь: Дом-2.

Источник статьи: Эта история кажется выдуманной, но реальная жизнь бывает интереснее любого вымысла.