Джаз за его 100-летнюю историю развивало немалое количество музыкантов. В основном, это были американцы, потому что джаз именно в этой стране, из-за особенностей исторического и экономического развития, а так же этнического состава населения, имел наиболее благоприятный шанс родиться и стать жанром мировой музыки. Более того, благодаря этим уникальным свойствам культуры США, на протяжении всего 20-го века моду в этом жанре музыки удерживали американцы. Этот факт очень удобен для исследования джаза, хотя нельзя сказать, что джаз не развивался в других странах, но джазмены оттуда за редким исключением, например французов Джанго Рейнхарда и Стефана Граппелли, не имели особого влияния на музыкантов других стран.
Особенностью всей музыки 20-го века, в том числе и джаза была ориентация её прежде всего на развлечение, другими словами на поп-культуру. Это тоже легко объяснимо возникновением звукозаписи и, как следствие, переориентацией около музыкальной деятельности с аристократии на самого массового потребителя - простого человека без хорошего образования.
Но если вы когда-нибудь читали какие-нибудь тексты об истории музыки, то должны знать, что музыка из-за своих уникальных особенностей влиять на эмоции человека издревле была инструментом духовных и религиозных практик. Например, европейская классическая (академическая) музыка какой мы её знаем, вообще, была рождена в лоне христианской церкви. Нотное письмо, особенности применения звуковых сочетаний в гармонии и мелодии: всё это строго регламентировалось в религиозной литературе, что сделало её мало-помалу высокотехнологичной музыкой. С эпохой возрождения накопленные музыкальные знания начинают просачиваться в светскую аристократическую культуру. В пику народной музыке, для бедных, появляется академическая поп-музыка для богатых: в основе своей та же духовная христианская музыка, но слегка впитавшая танцевальных традиций из народной. При этом народная музыка оставалась крайне консервативной: мало использовала технологические новшества академической музыки. Всё это "безобразие" развивалось до 20-го века включительно, по тем же законам, заданным ещё церковной традицией, пока не появилась звукозапись.
И здесь "сошлись звёзды" для появления совсем новой музыки - джаза. Новая концепция "горячей" танцевальной музыки, родившейся на улицах Нью-Орлеана из-за массового движения изначально военных уличных оркестров, хорошо зашла массовому слушателю и стала активно вытеснять более аристократическую академическую традицию и более консервативную народную.
Первая джазовая запись. Original Dixieland Jass Band. 1917 год
Ютуб-сайт peppopb
До 40-х годов джаз был главной популярной музыкой мира. Но ничто не вечно. Вторая мировая война, а так же амбиции молодого поколения 40-х годов сломали привычный ход вещей. Джаз перестаёт быть исключительно танцевальным. Концепцию, ещё во время войны, сильно меняют две персоны: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Во главу угла они теперь ставят развитие техники импровизации. Импровизация в джазе появилась вместе с возникновением жанра и всегда была чем-то сопутствующим новой музыке, но не главным. Так вот с 40-х - это главный фетиш!
Ютуб-сайт Your Musical Education
https://youtu.be/CUFsDv_idg4
Пожалуй, единственный, кто смог дотянуться по влиятельности на изучающих основы джазовой импровизации, кроме Паркера и Гиллеспи - это Джон Колтрейн.
Это был музыкант уже следующего поколения, хотя его карьера и началась в 40-х. Будучи призванным в армию, он играл в военном оркестре. После демобилизации он попал в музыкальный джазовый круг, где почти все сидели на героине. Не минула участь и Джона. По этой причине, не смотря на его талант, начало его карьеры не заладилось. Как и многие наркоманы он не был человеком, на кого можно было положиться. По этой причине он долго кочевал из коллектива в коллектив. По некоторым сведениям прийти к осознанию своего положения и освободиться от зависимости ему каким-то образом помогли сам бывший наркоман-героинщик Майлз Дэвис, который достаточно долго терпел его в своём оркестре, но всё же выгнавший в итоге за его пристрастие и пианист Телониус Монк, к слову, вообще никогда не употреблявший, что было редкостью в то время, подобравший Джона после курса лечения и помогавший тому встать на ноги. Думаю, Монк сильно повлиял и на глубину последующей импровизационной игры Джона. У Монка была своя ни на что не похожая манера джазовой импровизации в то время: минималистичная, резкая и богатая диссонансами.
Ютуб-сайт incognitotraveler
После сотрудничества с Монком Колтрейн опять, на какое-то время попадает в обойму Майлза, где участвует в записи нескольких его ярких альбомов, в числе которых самый продаваемый джазовый альбом всех времен и народов "Kind Of Blue".
До Колтрейна главным джазовым инструментом считался альт-саксофон, на котором играл Чарли Паркер. Колтрейн достаточно рано перешёл на тенор-саксофон. Его тембр более низкий и густой, но при этом и более богатый гармониками. Сейчас многие назовут главным инструментом джаза тенор-саксофон и звук как у Колтрейна.
Ютуб-сайт Dad's Theme
Но не только новшества в импровизации - главный вклад Джона в джаз. Он первым попытался сознательно вернуть музыку в "духовное русло", точнее "одухотворить" джаз, никогда там доселе не бывавшим.
Обложка альбома взята на discogs.comНачалось все это в его музыке, возможно, раньше, но альбом 1965-го года - это официальная осознанная декларация этих идей.
Первая композиция на альбоме Acknowledgement (признательность богу за осознание) открывается не совсем обычно для джазовых записей тех лет. Она начинается со вступления, больше похожего на вступление в симфонической музыке: звука гонга, шума тарелок. Основной джазовый грув начинается не сразу, но и он не совсем обычный, под него не возникает желания покачиваться в такт или пританцовывать. Но что интересно, уже с первых тактов поток открывается на полную мощь.
Вторая Resolution уже более джазовая и по форме и по груву, но не менее эмоциональная. Мелодия пьесы очень запоминающаяся, хоть и не очень привычная. На мой взгляд, пианист МакКой Тайнер специально берёт каждый следующий аккорд всё более напряжённый, чтобы держать в тонусе до конца.
Другая сторона пластинки начинается с барабанного соло Элвиса Джонса. Это, пожалуй, самая привычно по-джазовому звучащая композиция альбома - Pursuance.
После непродолжительного барабанного соло и проигрыша основной темы идёт развёрнутое фортепианное соло МакКоя, затем сам Джон Колтрейн высказывается в своей узнаваемой экспрессивной манере. Но композиция не заканчивается обычным образом. После, опять же, непродолжительного второго барабанного соло группа уступает место одинокому голосу контрабаса Джимми Гаррисона, который готовит нас к самой одухотворённой пьесе на альбоме - Psalm. Именно намёки на неё мы слышали со звуком гонга в начале альбома.
Psalm - способна вызвать слёзы радости и даже религиозного восторга, если вы достаточно глубоко смогли к ней подготовиться, погружаясь в предыдущие треки. Сильная вещь!
John Coltrane - Composer, Liner Notes, Sax (Tenor), Saxophone
McCoy Tyner - Piano
Jimmy Garrison - Bass
Elvin Jones - Drums
По традиции альбом целиком:
Интересно, что каждый раз после прослушивания этого альбома есть желание посидеть несколько минут в тишине наедине со своими мыслями. Вся невероятная джазовая импровизационная техника, накопленная за долгие годы, здесь служит лишь инструментом для достижения главной цели - выплеска мощнейшего потока эмоций.
Кроме этого альбома Джону удалось записать только несколько подобных "духовных альбомов". К сожалению, он ушёл из жизни из-за рака печени через два года после выпуска этой пластинки. Но своей новой музыкой он, во-первых, предвосхитил интерес к духовности в музыке у нового поколения "хиппи" с их психоделическим роком, опять же сильно повлияв на наполнение идеями раннего фьюжна, взявшего за основу сплава джаза и рока как раз психоделический рок, во-вторых, в большей степени одухотворил джазовый авангард конца 60-х и ту музыку, которая стала правопреемницей джазового авангарда с 70-х годов (на моем сайте есть подробный текст на эту тему). Ведь, хоть Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи и вырвали джаз из объятий поп-музыки, но их версия была вполне светской.
Бонус. Изначально я хотел закончить свой текст в этом месте, но, по давнему совету БиС, решил попробовать слегка расширить формат и затронуть здесь ещё один альбом. Цель - дать пережить новые эмоции тем, для кого A Love Supreme Колтрейна уже давно классика.
Это посвящение описываемому сегодня "A Love Supreme" от наших молодых московских джазовых музыкантов. Впервые, я услышал их выступление в 2018-м году на летнем опен-эйр "Джазовые сезоны" Игоря Бутмана. Их сет открывал фестивальный день, на который я тогда купил билеты. Ребята играли как раз эту программу - посвящение альбому Колтрейна, но что меня зацепило, делали это в авторской современной хип-хоп обработке:
Ютуб-сайт David Bekar
Коллектив называется "Число Пи". Коллектив является резидентом клуба Козлова. Его участников можно сегодня увидеть в разных коллаборациях в около хип-хоповых джазовых составах и на джемах. По крайней мере я часто на кого-нибудь из них, время от времени, натыкаюсь.
Вероника Лилеева (Шрамко) - voice
Роман Соколов - saxophone, flute, bass clarinet
Салман Абуев - trumpet
Одэй Альмагут - trombone
Альберт Фокин - keyboards
Алексей Полубабкин - electric guitar
Дмитрий Фомин - bass
Борис Ионов - drums
Послушайте их альбом. Особенно проникновенно звучит Psalm в исполнении Вероники Шрамко, до мурашек!
Автор заметки - filumjazz
Предыдущая статья автора:
Два шага назад. Dizzy Gillespie - Free Ride (1977)Байки и скрепы15 июня#filumjazz #музыка #джаз #jazz #john coltrane #музыкальные альбомы #группа число пи
Вы, надеюсь, обратили внимание, что в последнее время статьи, посты и видео в разделе выходят практически ежедневно. Поддержите наши труды и вдохновение:
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Шаг вперёд.. John Coltrane - "a Love Supreme" (1965).