Красивые мелодии скоро кончатся. Совсем

Прекрасное далёко, не будь к музыке жестоко!

Вам не казалось, что красивых мелодий в песнях становится все меньше? Не возникало ощущения, что год от года все меньше и меньше действительно ярких в мелодическом плане хитов, с неожиданными, интересными и захватывающими мотивами? Так вот, вам не показалось! Это действительно так.

И дело не в бездарности композиторов, сочиняющих популярную и не очень музыку. Эта проблема была предсказана уже давно, еще в середине 20-го века. И причин тут, хоть и немного, но несколько. Точнее, две. Причем, одна вытекает из другой.

Предвижу, что людям безо всякого музыкального образования местами будет несколько трудновато читать эту статью. К сожалению, придется напрячься))) Ну конечно, если вам вообще интересна эта тема.

Но для начала хочу сразу сказать, что далеко не все те, кто вообще пишет музыку, точнее, песни, сочиняет мелодию. Да-да, есть и такие музыканты, которые сочиняют просто последовательности аккордов, а потом на них что-то такое напевают. Таких, к слову, большинство, ибо это проще всего. Сверху все это украшается аранжировками, инструментальными партиями, звуковыми эффектами и вуаля - песня готова. Собственно, это слышно, наверное, почти всем. Я думаю, вы тоже можете легко вспомнить такие песни - вроде, что-то вокалист поёт, но у слушателя в голове ничего не задерживается. Особенно, это касается куплетов. В припеве более-менее похожее на мелодию бывает, да и то, не всегда. Помню, я как-то с друзьями пошел на юбилейный концерт одной фолк-рок группы, достаточно известной в узких кругах . Они играли программу, что-то вроде «лучшие песни за 20 лет». Так вот я очень быстро поймал себя на мысли, что абсолютно все песни были без ярких мелодий. Напеть было невозможно ничего после прослушивания. Группа ДВАДЦАТЬ ЛЕТ пишет песни без мелодий! Повторюсь, таких групп - абсолютное большинство. Поэтому, от музыкантов можно услышать в адрес какого-нибудь действительно хорошего коллектива, что они «очень музыкальны». Казалось бы, это тавтология «очень музыкальный музыкальный коллектив», но под этим имеется в виду достаточно сложный комплимент, обозначающий целый комплекс выгодных отличий этих музыкантов от многих других. И в большей мере имеется в виду именно мелодизм. Умение писать действительно интересные и запоминающиеся песни.

Но главная проблема, все же, не в этом. Недавно я прочитал статью, в которой автор утверждал, что с некоторых пор вообще вся современная музыка является просто переработкой и компиляцией заимствований из музыки предыдущих поколений. Осознанно или нет это происходит, в данном случае, не так уж и важно. Важно то, что ничего принципиально нового не сочиняется.

Обратите внимание: ЧУДО МУЗЫКИ. Красивые мелодии улучшают самочувствие, поднимают настроение. Оказывается, они не безразличны и крохе..

И даже даётся прогноз, что через 20 лет настанет вообще полный творческий тупик. Отсюда и мода на музыку 80-90 гг, а то и еще более раннюю - эпохи молодых Beatles и Rolling Stones. А если говорить о тяжелой музыке, то почти у любой группы можно услышать что-то от Black Sabbath и Deep Purple. Ну и так далее. Таким образом, как в моем любимом анекдоте, «мед имел плохой запах, потому что Винни Пух ел его уже в третий раз».

Но какая же главная причина такого мелодического обнищания? А все дело в музыкальных ладах. Думаю, все знают, что современная музыка пишется в мажоре и миноре. Об этом даже на уроках музыки в общеобразовательных школах рассказывают. Мажор - веселый, минор - грустный. Это если совсем грубо говорить. На самом деле, все несколько сложнее, но да это неважно. Мажор и минор - это музыкальные лады. И чаще всего используется минор, даже для веселых песен. Но и с минором все непросто, т.к. минорных ладов существует аж три штуки (натуральный, мелодический и гармонический) из коих в хвост и в гриву почти все современные композиторы используют только один вид - гармонический. Мало того, внутри лада работает некий закон, согласно которому гармония (аккорды) развивается в определенном направлении, по кругу, либо в одну сторону, либо в другую. Это называется кварто-квинтовый круг. Вот так это выглядит:

А теперь задайтесь вопросом - сколь долго можно сочинять разнообразные непохожие друг на друга мелодии, если все это делают в одной ладовой гамме и движутся по одному и тому же кругу последовательностей аккордов? Уловили проблему?

Именно поэтому становится возможным баловаться различными mash-up записями, когда вокал из одной песни накладывается на аккомпанемент другой песни. И чем это более далеко отстоящие друг от друга жанры музыки, тем звучит забавнее. Вот, для примера - Корнелюк в симбиозе с группой Slayer:

Или Metallica с группой «Браво»:

А если вы думаете, что скрестить можно только 2 песни, то сейчас вы обалдеете:

Смешно, правда? И ведь в во всем этом полностью отсутствует какой-либо плагиат. Просто наложение мелодии из одной песни на последовательность аккордов из другой. Просто аккорды (гармония) одинаковые и движутся по одному и тому же кварто-квинтовому кругу. Как говорится, "куда ж вы денетесь с подводной лодки"?

Современная музыка говорит на одном и том же языке - гармонического минорного лада. И музыканты и слушатели настолько привыкли к нему, что вряд ли смогут даже воспринять что-то другое. Если сочинить музыку в каком-то другом ладу (которых, к слову, очень большое количество), то никто этого слушать просто не станет, не поймут. Это все равно, что дать человеку читать книгу на иностранном языке, которого он не знает. Скучно и непонятно.

Поэтому, ждем музыкального постапокалипсиса)))

#музыка #современная музыка #песни #мелодии #кризис музыки #рок #попса

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Красивые мелодии скоро кончатся. Совсем.