Кино и песни: к/ф "Центровой из поднебесья" (1975)

Обвиняется любовь.

Лето, Олимпиада, опять же, надо что-нибудь про спорт написать, легонькое что-то, ненапряжное. Возможно, так же рассуждал матёрый литератор Василий Аксёнов принимаясь за сценарий спортивной «драмы» про любительский, точней – студенческий баскетбол.

Кадр из фильма - из свободных интернет-источников

Итак, из команды с оригинальным названием «Студент» уходит центровой. Главный тренер, по совместительству – последний романтик Самсон Грозняк, рвет и мечет. Вот-вот начнется - кубок Архимеда, международный уровень маячит, да только куда теперь, без рослого игрока на такой важной позиции! А тут ещё и давний оппонент – прожженный спортивный комментатор Слоновский всё сыплет соль на рану, правда, мимоходом даёт ценный совет. Мол, где-то там, высоко в горах, подрастает будущая звезда студенческого баскетбола. Хотя куда уже расти, и так 2 метра 8 сантиметров. Дело за малым, за самим Грозняком, то бишь. Не ладятся вначале у него отношения с новичком, а у того с баскетболом в принципе. Да ещё голова кружится, и не от спортивных успехов, а от молодой певицы, гастроли которой проходят параллельно баскетбольному турниру.

Из свободных интернет-источников

В общем, новый центровой Юра пока тихо играет на дудочке, под которую кружит земля переживает свалившиеся ему на голову проблемы и персонально Самсона Грозняка с его «вдохновением». Ну и, разумеется, поёт.

Albert Magnus:

Если к числу спортивных болельщиков я себя могу отнести (Олимпиада - это святое, несмотря на все скандалы последних лет), то к любителям жанра спортивного кино... ну не получается. Мне, как правило, не хватает в нём интриги: условные "наши" всепредсказуемо в конце победят. А если и комедийная составляющая отсутствует (как в советском "Вратаре" или гонконгском "Убойном футболе") - пишу пропало.

Кадр из фильма - из свободных интернет-источников

Правда, дополнительные факторы тоже нельзя исключать. Как с песнями в "Центровом". Но о них позже.

В отличие от футбола его собратья по игровым видам с мячом неизбалованы вниманием отечественных кинематографистов. Вы припоминаете хоть одну советскую киноленту про волейболистов, а тем более про гандбол и пр.? В этом смысле баскетболу еще повезло - про него их у нас как минимум два наберётся (включая недавний "Движение наверх"). Хотя по сравнении с многими и многими десятками фильмов, снятыми на эту же тему в США... Ну да ладно.

Вероятнее всего на создание "Центрового" (1975) наших вдохновила историческая победа советской сборной над американцами в олимпийском финале-72 (как и киноподстрочник 2017 года), хотя сюжет в целом не даёт оснований так думать (просто других поводов не было).

Кадр из фильма - из свободных интернет-источников

А для привлечения далёкой от баскетбола публики в сценарий была добавлена любовная линия. Кстати, автор его к тому времени испытывал затруднения с изданием своей прозы в СССР, много писал в стол и предложение придумать кинодраму на заданную тему было для Аксенова в определённой степени спасением. И мне кажется, что роль резонерёра-комментатора была придумана с расчётом, что её сыграет никто иной как Аркадий Арканов - оба писателя ведь были давними друзьями.

Кадр из фильма - из свободных интернет-источников

В итоге мелодраматические хитросплетения неплохо подразбавили специфику жанра. Одно нехорошо: с выбором актрисы на роль пассии Кулич-Куликовского - певицы Нины Челноковой. Лицо как у жертвы пластического хирурга...

Р.У: Да-да! Вот тут она особенно на жертву похожа... Или ты не про это?

Не смотрел бы фильма - решил бы, что это точно из историй про "красную руку"...

А.М.: Жесть, а не афиша! И хотя я имел в виду "силиконовое" лицо, эта версия тоже имеет право на существование. Впрочем, не буду развивать тему женской красоты (вещь субъективную), а перейду сразу к песням - главное достоинство фильма всё-таки в них.

Именно в тот период и началось пусть недолгое, но плодотворное сотрудничество Александра Зацепина и восходящей звезды Аллы Пугачёвой, подарившее нам изрядную порцию шлягеров первой волны её популярности. И дебютный (двойной) альбом певицы "Зеркало души" (1978) в массе своей составляли песни этого композитора, в том числе три из к/ф "Центровой из поднебесья".

Обратите внимание: Три самые известные советские песни 80-90-х..

А ещё одна, характерная, но вполне хитовая - под названием "У-гу-гу" - в грамзаписи так и не появилось и потому осталась практически неизвестной спустя годы:

Между прочим, три песни, перезаписанные позже для упомянутого альбома в стерео-варианте - "До свиданья, лето" , "Любовь одна виновата" и "Бубен шамана" (вот вместо неё бы я предпочёл "У-гу-гу") - уже в 1976 году появились на гибкой пластинке:

Обложка гибкой пластинки Г62-05645-6

Мало того, через год был готов к изданию и большой диск с полным саундтреком к фильму, но по неизвестным причинам он был снят с производства. К счастью, история сохранила подробный трэк-лист:

Сторона 1
1. До свидания, лето — А. Пугачева (4.35)
2. Танец роботов — Оркестр (3.13)
3. Город огромный — Р. Мушкамбарян (4.00)
4. Бубен — А. Пугачева (6.42)
Сторона 2
5. Когда зовет любовь — Р. Мушкамбарян (4.40)
6. У-гу-гу — А. Пугачева (4.15)
7. Любовь одна виновата — А. Пугачева (3.15)
8. Вдохновение — Оркестр (2.38)
9. Верблюд — А. Бырыкин (3.02)
Вокальная группа "Верные друзья".
Инструментальный ансамбль п/р В. Клейнота

Под финальным трэком "Верблюд" скрывается ничто иное как песня американского баскетболиста, исполненная на английском языке. Притом, что Барыкин был лишь на подпевке, а основным солистом являлся Мехрдад Бади из группы "Арсенал". Однако в 1977году он эмигрировал в Великобританию и может быть именно этот факт не позволил выйти пластинке, несмотря на все предпринятые редактором меры.

Кстати, Бади (как и Пугачёва) спел за кадром ещё в одном советском фильме про баскетболистов. Тот был снят в 1976 году по мотивам короткой повести Кира Булычева "Умение кидать мяч"... Но это уже тема для другой статьи, а сейчас напомню про подзабытый хит из "Центрового", который исполнил тогдашний солист ВИА "Весёлые ребята" Роберт Мушкамбарян. Речь о "Городе огромном", хотя я его знаю с раннего детства по строчке из припева: "И не в этом дело".

Или "дьело" - из кавер-версии Карела Готта с забавным акцентом:

Р.У: Да, эти песни я тоже прекрасно помню, причем, по ощущениям, вариант с "дьело" звучал едва ли не чаще. Сам же фильм мне вспоминался как довольно бестолковый, но пересмотрев его как-то почти случайно, я решил что был слишком строг в своем подростковом максимализме. Теперь вполне получилось поймать ностальгическую волну. И, даже немного всплакнуть на элегическом запеве чудесной композиции "До свидания, лето". В общем, несмотря на то, что по итогам кулуарного обсуждения, фильм у нас вытянул на стандартные уже для такого рода картин "три с половиной балла", мне он нравится куда больше вымученного "Куда он денется" с такой же оценкой. Только это - тсс, между нами. А то соавтор прочтет, начнется опять...

Подборка видеофрагментов с песнями из фильма на сайте pesnifilm.ru

Общая оценка 3,5 из 5.

(с) Роман Ужасов и Albert Magnus специально для kin0guru

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Кино и песни: к/ф "Центровой из поднебесья" (1975).