Сразу предупрежу – я не музыкант и никогда им не был. Но так сложилось, что когда-то я был причастен к организации пары концертов в родном Орле. И прежде чем о чём-то договариваться с директорами ДК я посещал репетиции друзей. Что играли мои друзья? Музыку, конечно же. Озлобленно обреченную. Или отстраненно гремящую. Эпитетов тут можно подобрать много, но в целом всё то, что я слышал в их песнях, вряд ли сегодня вызвало бы интерес даже у меня, не говоря уже о вас. Художественная ценность тех песен представляется мне сомнительной. Разве что пара человек, подавали надежды, но никто большими звёздами из моего окружения так и не стал.
Причин тут может быть великое множество, но их разбирать нет никакого смысла. Жизнь идет, так как должна идти и жалеть о прошлом незачем. Тем более занятие это бессмысленное. Но вот вспомнить то с чем приходилось так сказать работать моим знакомым вполне можно. Это как минимум занятно. Да и я уверен, что на точно таких же гитарах играли по всей нашей стране. Так что может быть, кто-то из вас испытает острый приступ ностальгии глядя на мою скромную подборку.
Собственно самый распространенный и при этом одиозный инструмент в 90-х годах это гитара Урал. Тот, кто хоть раз держал его в руках, не сможет никогда забыть тех приятных и волшебных ощущений, которые дарует этот инструмент. И не сомневаюсь, что люди, прикасавшиеся к нему, сразу же опознали его на заглавном фото. Говорить о звуке или невероятной тяжести не будем. Об этом написано много. Да и в любом случае человеку никогда не игравшему на гитаре это всё равно не понять, а игравшие и сами всё знают. При этом с гитарой Урал есть занимательное видео. Внезапно её можно увидеть в клипе такой группы как Red Hot Chili Peppers на песню Monarchy of Roses. Посмотрите и удивитесь. На западе как видите, из любого инструмента могут извлекать музыку. Ну и отмечу, что наша группа «Облачный край» на подольском рок фестивале 1987 года впервые у нас разбила инструмент на сцене. Как раз это и был Урал.
Из гитар подобных знаменитому Уралу можно ещё отметить такую вещь как Аэлита. Тоже весьма распространённая штука. Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить знаменитую Тонику. Собственно вот это и было классическим набором у начинающих музыкантов, что в 80-х, что в 90-х. Эти инструменты тогда было относительно легко добыть. При любом советском ДК они, как правило, имелись.
Обратите внимание: Советские электрогитары на которых играли наши деды..
И при наличии либо ораторских способностей, либо небольшой суммы денег заполучить такой инструмент можно было без проблем. Тему можно было бы, и развить, но не будем углубляться в продукт советской деревообрабатывающей промышленности, а перейдём к ребятам из ГДР.Говорим ГДР - подразумеваем Musima. Это изобретение было уже классом повыше. Да чего там говорить? На фоне наших поделок сей агрегат считался просто чудом инженерной мысли. Там не было претензий к звуку, а если и были, то стоит учитывать, что в принципе понятие звучание существовало. У гитары Урал его не было. Во всяком случае, так принято считать.
Двигаемся далее, и далее у нас идёт изделие от болгарского производителя. Называется это богоугодное дело Орфей. Ну, или как писали сами болгары – Orpheus. Пожалуй, эта штука может составить конкуренцию с гитарой Урал по своему распространению. Встречалась часто и стоила относительно вменяемых денег.
Тут стоит учитывать, что я не знаю, как к ней относились в 80-е, но знаю, что в 90-е её почему-то не любили. Когда же я веду речь о деньгах, то надо понимать, что к концу 90-х были доступны и дорогие гитары. Только купить их, мало кто мог в провинции. То есть добыть условные 250 рублей на гитару Аэлита можно было при определенных усилиях. А вот достать несколько тысяч рублей уже сложнее. Тем более малолетнему музыканту, который нигде не работал, а сидел у мамы с папой на шее.
Отмечу так же и такой замечательный инструмент как Jolana. На этот раз производитель Чехословакия. Производство этих инструментов свернули в 1989 году, но и спустя 10 лет они регулярно где-то встречались на просторах нашей родины. Я хоть и не музыкант, но небольшой опыт всё же у меня имеется. Так вот лично мне не нравилась что Jolana, что Orpheus. Не нравились именно внешне. Хотя тот же Diamant от чехов выглядел вполне ничего. При этом являясь копией с Gibson Les Paul.
Относительно же начинки уже сейчас я понимаю, что при наличии рук можно и из Урала сделать инструмент, который будет звучать хорошо. Правда от родной начинки там тогда ничего не останется. На фото понятное дело Jolana.
Собственно видели мы в 90-х и Fender и ещё какие-то чудесные изобретения от западных партнеров, но это были скорее исключения. Хороший инструмент стоил очень дорого, и позволить себе его приобрести мог далеко не каждый человек. А вот чего точно не было так это китайского производителя. Он наводнит наши рынки уже в нулевых годах. И надо сказать наводнит в промышленных масштабах. Но это уже совсем другая история.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Гитары, на которых играли в российской провинции 90-х годов. .