Тяжеловес «упрямого» семейства

Обзор модели немецкого тяжелого полугусеничного грузовика Mercedes L4500R «Maultier» от компании «Звезда» в масштабе 1/35.

Приветствую вас, уважаемые читатели блога!

Своим появлением семейство «Маультир» (от нем. Maultier – мул) обязано русскому бездорожью, когда в ходе наступления в 1941 году на Восточном фронте быстро выяснилось, что в грязи успешно застревают даже танки, не говоря уже о полноприводных грузовиках. С целью повышения проходимости последних в 1942 году на базе заднеприводных моделей, выпускаемых компаниями Opel, Ford, KHD и Mercedes, было разработано целое семейство полугусеничных грузовых автомобилей с грузоподъемностью от 2 до 4,5 тонн. Несмотря на ряд недостатков (снижение максимальной скорости, увеличение массы и расхода топлива), «маультиры» были тепло встречены в войсках, так как позволяли более эффективно решать задачи по перевозке различных грузов в условиях глубокого снега, осенне-весенней распутицы и летних дождей. Помимо своего прямого назначения, полугусеничники использовались как база для монтажа тяжелого вооружения, прежде всего зенитных орудий калибра 2 и 3,7 см, а также различных надстроек (санитарных, ремонтных, штабных и т.д.). И хотя «маультиры» проектировались и поставлялись в первую очередь для Восточного фронта, они с успехом применялись в Северной Африке, Италии, на Балканах и Западном фронте до самого конца войны.

Герой сегодняшнего обзора, Mercedes L 4500R «Maultier», был создан на базе тяжелого заднеприводного грузовика Mercedes L 4500S путем замены ведущей задней оси на гусеничный движитель, в основе которого лежали элементы ходовой части легкого танка Pz. II (опорные катки с подвеской на четвертьэллиптических рессорах, поддерживающие катки, гусеничные ленты). Помимо ходовой части, грузовик также получил ряд небольших конструктивных отличий, а его полная масса выросла с 10,4 до 12,7 тонн, что даже превысило полную массу танка Pz. II F. Максимальная скорость при этом упала с 66 до 36 км/ч, а расход топлива увеличился до внушительных 200 л на 100 км. Всего с 1942 по 1945 год было произведено 1486 грузовиков Mercedes L 4500R «Maultier» различных версий.

Модель грузовика Mercedes L4500R «Maultier», подобно прототипу, была создана на основе ранее выпущенного компанией «Звезда» набора № 3596 «Немецкий тяжелый грузовик L 4500 A». Данный набор появился в 2009 году и оставил самые приятные впечатления как с точки зрения копийности и проработки, так и с точки зрения собираемости, а журнал «М-Хобби» по результатам своей работы присвоил ему титул «Модель года-2009».

Модель, подаренная автору в далеком 2009 году.

Следует отметить, что после выхода такой неожиданной и интересной новинки моделисты ждали появления моделей и других немецких грузовиков (лично я ждал Опель-Блиц), однако ничего такого, кроме модификаций «Мерседеса» с упрощенной кабиной и «маультира», так и не последовало. Набор № 3603 «Немецкий тяжелый полугусеничный грузовик L4500 R Маультир» вышел практически следом за базовым набором, в 2010 году, и с некоторым перерывом выпускается компанией «Звезда» до сих пор. Отмечу, что набор, несмотря на достаточно колоритный прототип, является безальтернативным, за исключением пары-тройки смоляных китов по космическим ценам.

А теперь рассмотрим поближе сам набор.

Коробка оформлена в традиционном для компании «Звезда» стиле с бокс-артом за авторством А. Жирнова. Художник изобразил грузовик в типовом трехцветном камуфляже, ставшем стандартным начиная со второй половины 1943 года. Рисунок хорошо передает мощь и внушительные размеры (не сильно уступающие танку «Тигр») прототипа, а также характерные особенности данной модификации. На прицепе у грузовика изображено зенитное орудие (похожее на «ахт-ахт»), в пользу чего говорит номер Люфтваффе на бампере, хотя в кабине, судя по форме, сидят обычные пехотинцы Вермахта, а не зенитчики. Из полезного – на боковой стороне коробки палитра требуемых при окраске модели цветов от «Звезды» и «TAMIYA», изображение декали, информация о количестве деталей (426 штук) и длине готовой модели – 22,4 см.

Бокс-арт, на мой взгляд, очень хорош.

Снимаем красочно оформленную крышку и обнаруживаем под ней коробку из плотного светло-коричневого картона с опять-таки крышкой, откинув которую, получаем доступ к содержимому коробки.

Под крышкой притаилась коробка из крепкого картона ...

Содержимое коробки представлено инструкцией, тремя пакетами с литниками темно-желтого цвета и одним пакетиком с прозрачными деталями и листочком с декалью.

Содержимое коробки.

Начнем с инструкции. На первой странице мы можем увидеть рисунок, частично повторяющий бокс-арт, а также краткую информацию о прототипе и рекомендации по сборке модели.

Первая страница инструкции.

На следующем развороте нас встречает раскладка литников с номерами расположенных на них деталей. Изучив раскладку, прихожу к следующему выводу: рамки В, С, D2 и F взяты из набора № 3596 для сборки полноприводной колесной версии; рамки D, E предназначены для сборки заднеприводной колесной версии с упрощенной кабиной (набор № 3647); рамки H, G и К с деталями гусеничного движителя, экстерьера и тента являются оригинальными для данного набора. При этом из имеющихся деталей собрать полноприводный колесной вариант 4500А уже не получится, т.к. в наборе нет деталей переднего моста, но можно попробовать собрать заднеприводный колесной вариант 4500S, который «Звезда» в принципе не предлагала. Ряд деталей на рамках В, С, E и F изображен полупрозрачным контуром, т.е. при сборке «маультира» они не пригодятся и останутся приятным бонусом при дальнейшем создании диорам или конверсий.

Раскладка литников с деталями.

Грузовик предлагается собрать в двух вариантах: с частично снятой боковиной капота и ковыряющимся в двигателе механиком и с водителем, сидящим в кабине. Однако ничто не мешает совместить оба варианта, примеры таких работ мне попадались. Сборка грузовика начинается с двигателя и рамы. Двигатель достаточно подробно деталирован, и после сборки и небольших доработок его не стыдно будет показать, оставив капот модели открытым. Про недостаточно точное воспроизведение ребер охлаждения на поддоне картера, думаю, знает каждый, кто сталкивался со сборкой колесного варианта. Рама сама по себе проста в сборке, однако ее конструкция усложняется установкой подрамника для деталей гусеничного движителя, что может привнести трудности при дальней покраске собранного узла.

Сборка двигателя и рамы.

На следующем развороте мы увидим начало сборки шасси, включающей в себя установку на раму двигателя, элементов ходовой части, а также других необходимых узлов и деталей. Передняя ось может быть собрана с возможностью поворота колес. Опорные катки собираются из двух деталей каждый. Для двигателя «маультира» предусмотрена иная конструкция выхлопной системы, а также дополнительные детали G34, 39, 44 и 48, предназначенные для имитации предпускового подогревателя.

Продолжение сборки рамы и ходовой части.

Перелистнув страницу, мы увидим окончание сборки шасси, сборку кузова кабины, запасного колеса и фигурок.

Интересное: Кейт и Уильям будут воспитывать детей по принципу семейства Миддлтон.

Полунаборная гусеница собирается из отдельных траков и готовых секций с имитацией провиса в верней части, что, на мой взгляд, с точки зрения копийности и трудоемкости сборки является оптимальным вариантом между полностью наборными траками и цельнолитыми виниловыми гусеницами. После сборки остается 16 траков, которые можно кинуть в кузов как запасные. В оформлении интерьера кабины не хватает декали на приборную панель. Внешнюю сторону моторного щита (деталь В13) инструкция предлагает красить в черный, хотя на фотографиях его цвет, как правило, совпадает с цветом всей кабины.

Сборка кабины и кузова с последующим соединением узлов.

Последние три страницы инструкции посвящены установке оперения капота и колес, сборке тента и монтажу оставшихся элементов экстерьера. Сборка капота предлагается в двух упомянутых выше вариантах, при этом на левую по ходу движения боковину капота необходимо приклеить деталь G36, характерную именно для «маультира». Тент собирается из семи деталей и неплохо проработан, но как минимум придется потрудиться над местами состыковки всех элементов. Фары можно собрать в двух вариантах: со светомаскировочными чехлами и без оных. На двери кабины предлагается установить непонятные детали (G37, 38), похожие на ветровики, которые на бокс-арте не показаны, но при этом встречаются практически на всех фотографиях грузовика. На кабине сохранились места под установку знака «автопоезд» и механических поворотников, которые нужно будет зашпаклевать. На архивных фотографиях эти элементы как раз не фигурируют, и «Звезда» совершенно правильно не предлагает их к установке. Сами поворотники в наборе есть, и их можно установить, например, на БТР Sd.Kfz. 251 от того же производителя, там их сделать забыли.

Сборка капота, тента, установка различной мелочевки.

«Звезда» дает всего один вариант окраски: неизвестное подразделение Люфтваффе, Восточный фронт, 1943 год. Попытка «пробить» подразделение по номеру полевой почты успехом не увенчалась; на известных мне фотографиях прототип так же не встретился. Сама декаль весьма лаконичная, и приборная панель была бы уместным дополнением. Черные рамки номеров напечатаны с небольшим смещением относительно белого поля.

Декаль.

В завершении обзора пробежимся по литникам.

Как я уже писал выше, детали из темно-желтого пластика расфасованы по трем пакетам. В левом пакете лежат детали, изготовленные непосредственно для «маультира», в среднем – взятые от колесного варианта и в правом – предназначенные для варианта с упрощенной кабиной.

Пакеты с литниками.

Осмотр литников показал, что, несмотря на 12-летний возраст пресс-форм, качество литья все еще достойное. Утяжин не обнаружено, следы от стыков половинок пресс-форм практически отсутствуют. Следы от толкателей есть (куда без них!), но расположены они так, что после сборки будут практически не видны. Кое-где присутствует облой, в основном на деталях от базового набора, но назвать его проблемным нельзя.

Местами попадается облой.

Детали из пакета для «маультира» отлиты замечательно, особенно понравился тент и гусеничные траки. Опорные катки сделаны не совсем верно, т.к. их отбортовка в районе бандажа должна выступать, а не быть утопленной. При желании любители копийности смогут позаимствовать опорные катки от любой модели танка Pz. II с пятикатковой подвеской или подобрать их из различного афтемаркета (например, от фирмы «Комплект ЗиП»).

Детали непосредственно для сборки "мула". Гусеничный движитель.

Прозрачные детали остекления также оставляют приятное впечатление. Они не мутные и не искажают изображение, дефекты литья отсутствуют. На остеклении фар нанесен рисунок рассеивателя.

Элементы остекления.

Подводя итоги выше написанного, хочется отметить, что, несмотря на некоторые недостатки, компания «Звезда» выпустила замечательную модель интересного прототипа, которая у моделистов пользуется достаточно хорошим спросом. Об этом говорит большое количество выложенных в сети работ, на которых можно увидеть «Маультир» как в роли традиционного грузовика, так и в качестве носителя тяжелого вооружения. В подтверждение этого «Звезда», после нескольких лет перерыва, с недавних пор вновь приступила к выпуску данного набора.

Модель можно смело рекомендовать как новичкам, так и опытным мастерам. Начинающие моделисты, неспешно следуя инструкции, смогут без труда построить отличную модель. Любителей конверсий и доработок порадуют наборы фототравления, например, от «Микродизайна», а также различные смоляные дополнения: колеса, опорные катки, чехлы на капот, скатки, грузы и т.п. Также при желании можно подобрать наборные металлические траки от танка Pz. II.

На этом обзор завершаю. Всем удачных строек и до новых встреч. Пока!

Интересное еще здесь: Звезды.

Тяжеловес «упрямого» семейства.