Актриса Анна Якунина прошла путь от театра «Сатирикон» под руководством Константина Райкина до сцены легендарного Ленкома Марка Захарова. В её фильмографии — более трёх десятков киноролей, но настоящую народную любовь ей принёс образ регистратора Нины Дубровской в популярном сериале «Склифосовский».
Врачебный образ: от сцены до экрана
— Анна, вам часто говорят, что медицинская форма вам очень идёт?
— Да, такое замечание я слышала не раз. Впервые это прозвучало во время работы над ролью сестры Речид в ленкомовском спектакле «Пролетая над гнездом кукушки», где я была в классическом белом халате. А в «Склифосовском» мой гардероб стал современнее — это рубашка и брюки, причём розового цвета.
— Розовый цвет выбран специально для блондинки?
— Решение принимал художник по костюмам. Видимо, он считал, что этот оттенок действительно гармонирует со светлым цветом волос.
Источник фото: tvc.ru
— В детстве вы, наверное, играли в доктора?
— Конечно! У меня был целый игрушечный набор с пластмассовыми инструментами. Однажды, когда мне было лет пять, мы с соседским мальчиком играли «в больницу». Он попросил сделать ему укол и… полностью снял штаны. Я тогда очень смутилась и на детском уровне поняла, что игра явно вышла за медицинские рамки. (Смеётся)
Создание образа Нины Дубровской
— Ваша героиня в «Склифосовском» — регистратор Нина Дубровская. Как вам удалось сделать её такой живой и узнаваемой?
— Мне помогла природная наблюдательность. Я по натуре «смотритель» — люблю подмечать детали в поведении людей. Не раз сталкивалась с подобными сотрудницами в поликлиниках: внешне они могут казаться грубыми и равнодушными, но если найти к ним подход, открывается совсем другая сторона — душевная и отзывчивая. Играть эту двойственность было невероятно интересно. Я очень полюбила свою Нину, во многом она — плод моих личных наблюдений и фантазии. Хотелось бы сделать её характер ещё острее, но в формате телесериала важно соблюдать баланс, чтобы не создавать излишне негативный образ нашей медицины.
— Тем более что ваша предыдущая героиня, гинеколог Кира Станиславовна из сериала «Личная жизнь доктора Селивановой», уже позволяла себе резкие высказывания вроде: «Медицину-то я люблю. Я пациентов терпеть не могу».
— Да, это была запоминающаяся роль! Интересный случай произошёл после выхода сериала. Я сопровождала свою бабушку в больницу, и одна из врачей вдруг сказала: «Ваш голос мне ужасно знаком, вы у нас раньше не работали?» Когда я начала цитировать ту самую фразу своей героини, она воскликнула: «Так это вы?! Спасибо вам за эти слова!»
Жизнь и искусство: опасное переплетение
— А в жизни вы примеряете роль семейного доктора?
— Иногда, но здесь нужно быть очень осторожной. Во время съёмок первого сезона «Склифосовского» моя младшая дочь Маруся попросилась сняться в эпизоде. Накануне съёмок у неё разболелся живот. Я решила, что это волнение, и дала обезболивающее. Утром она была бледной, но категорически отказалась пропускать съёмку. Я, к сожалению, снова дала ей таблетку.
На площадке я заметила, что ей явно нехорошо, и попросила консультировавшего сериал врача осмотреть её. Он сразу насторожился и настоял на госпитализации. Диагноз — аппендицит. По иронии судьбы, прямо со съёмок «Склифосовского» Маруся попала на операционный стол в настоящем НИИ Склифосовского. Такое символичное совпадение.
— Кстати, о совпадениях: вы ведь и живёте недалеко от этого института?
— Да, и в этом я вижу определённый знак судьбы. Кажется, я всю жизнь подсознательно готовилась к этой роли. Да и работать с Максимом Авериным, который играет главную роль, для меня большая радость — мы много лет дружим.
Детство в богемной атмосфере
— О чём вы вспоминаете, когда думаете о детстве?
— В первую очередь о нашей квартире в центре Москвы, на улице Герцена.
Интересное: Галина Беляева, женщина и актриса..
Дом называли «Три сестры», потому что там жили три родственницы: моя мама-режиссёр, её сестра-балерина и актриса — сестра моей бабушки. Это была типичная богемная коммуналка 70-х: постоянные гости, застолья, споры об искусстве до утра. Мне нравилась эта атмосфера творчества и веселья.Иногда в суматохе застолий про меня забывали. Однажды гости спохватились поздно ночью: «А где Анька?» Началась паника. Оказалось, что бабушка, не предупредив никого, взяла меня с собой в Сочи, чтобы показать море.
Ночью ей с трудом дозвонились в гостиницу: «Анька пропала!» Зевая, она ответила: «Ну что вы орете?! Девочка со мной. Я просто решила показать ей море».
Театральное закулисье и первый выход на сцену
— Вы часто бывали в театре, где работали родные?
— Фраза «я выросла за кулисами» — это абсолютно про меня. Моя бабушка, Елена Дмитриева, служила в театре на Малой Бронной, и брала меня с собой с младенчества. Говорят, я кричала из коляски: «Ляля, лять!» — что означало «гулять», но артисты слышали иное и смеялись. Повзрослев, я могла часами сидеть в реквизиторской, разглядывая костюмы и парики.
В 1975 году режиссёр Анатолий Эфрос искал детей для спектакля «Женитьба». Я, конечно, попала в число шести девочек, которые выбегали на сцену в красивых платьях. Ольга Яковлева, игравшая Агафью Тихоновну, брала на руки самую лёгкую девочку — обычно это была я. Затем меня забирал Михаил Козаков в роли Кочкарёва, и я убегала за кулисы, держась за его клетчатые штаны. Если бы я тогда понимала, чьи это штаны! Яичницу в том спектакле играл Леонид Броневой. Спустя почти тридцать лет, когда я пришла в Ленком, он снова играл эту роль в новой постановке «Женитьбы». Полное ощущение дежавю.
Мечты о балете и актёрский дар
— После такого дебюта вы сразу решили стать актрисой?
— Вовсе нет! В семье мечтали, чтобы я стала балериной. Хотя актёрские способности во мне тоже проявились рано. Однажды я кого-то удачно спародировала, и с тех пор родные постоянно просили: «Ну покажи ещё!»
Мы часто отдыхали в актёрском доме отдыха «Руза». Как-то за ужином мы с бабушкой наблюдали за молодым Александром Пороховщиковым. Позже в номере бабушка попросила: «Умоляю, изобрази Пороховщикова!» И я в деталях воспроизвела его манеры. Бабушка оценила: «Вылитый!» Мне тогда было всего одиннадцать.
Ляля просит: «Умоляю, покажи Пороховщикова!» И я изобразила, как он смотрит вокруг, как к нему девушка подошла, как он к ней кадрился. Бабка сказала: «Вылитый!» Мне тогда было одиннадцать лет.
Испытание балетной школой
— Что же помешало балетной карьере?
— В Московское хореографическое училище меня не приняли, но я поступила в легендарное Ленинградское Вагановское училище. Это был строгий институт благородных девиц с железной дисциплиной. Мы делали реверанс педагогам, которые сами были воплощением аристократизма: статные, безупречно одетые, с изысканными манерами. До сих пор помню туфли одной из них на прозрачном хрустальном каблуке — это было невероятно красиво.
Училище воспитало во мне дисциплину, уважение к труду и невероятную выносливость. Расписание было крайне насыщенным. Например, уроки игры на рояле приходилось брать ночью, по графику, потому что инструментов на всех не хватало. Нас будили в три-четыре часа утра, и мы, сонные, шли заниматься. Сонными мы были ещё и потому, что постоянно сидели на диетах, боясь набрать вес. Девочки обматывались целлофаном, надевали тёплую одежду и лежали в сушилке, чтобы «выгнать воду».
Источник фото: uznayvse.ru
— Почему же вы ушли из балета?
— В тринадцать лет наступил переходный возраст, захотелось обычной подростковой жизни: гулять, общаться, влюбляться. Несмотря на успехи в учёбе, я твёрдо решила уйти. Родные были в шоке, но переубедить меня не смогли. Вернувшись в Москву, я училась в обычной школе и танцевала в ансамбле Игоря Моисеева, но это уже было просто увлечением. А потом была дорога в ГИТИС, которая привела меня в профессию актрисы.
Продолжение следует, подпишись на наш сайт и читай:
- Вера Алентова: «Нельзя жить с разорванным сердцем». Её принципы жизни
- "Мы стояли под окнами гостиницы и пели "Ты у меня одна..." Актриса Анна Банщикова
- "Мужчины думают, что если женщина красивая, да ещё артистка, то непременно лёгкого поведения". Интервью с Лидией Вележевой
- "Самое сложное было - положить голову в пасть к тигру и вернуть кредит". Актриса Ольга Погодина
МАРИЯ СПЕРАНСКАЯ, Москва, специально для «Лилит» (с) * Фото вверху: teleprogramma.pro
Интересное еще здесь: Звезды.
"я убегала за кулисы, держась за клетчатые штаны Михаила Козакова". Актриса Анна Якунина.