ПРОСНИСЬ И ПОЙ!

Зачем нужна музыка годовасику или, скажем, трехлетнему крохе и как она помогает малышу в освоении окружающего мира?

Многие мамы думают, что начинать заниматься с ребенком музыкой нужно лет с семи-восьми, когда он будет в состоянии и гаммы освоить, и ноты записать. Педагоги же считают, что петь и играть на музыкальных инструментах можно уже с рождения, это поможет малышу быстрее развиваться.

БЕЗ СЛОВ

Обращали ли вы внимание на то, как кроха, едва научившись ходить, радостно двигается под музыку или начинает улыбаться от веселой песенки, или замирает от звучания живого инструмента? Он делает это не потому, что его так научили, а потому, что эмоциональный посыл музыки сильнее словесного. Он и побуждает малыша к действию. Именно музыка способная вызвать у крохи радость, желание общаться, любовь к учебе, освоению окружающего и внутреннего мира, жажду к движению и развитию.

Музыка – это эмоциональный язык общения, который понятен всем детям с самого рождения

Каждый ребенок от природы музыкален. Задача педагогов и родителей – правильно воспользоваться этим даром и благодаря ему сделать освоение мира более ярким, красочным и эмоциональным. Поэтому музыкальное воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста.

Конечно, годовасика невозможно научить играть на пианино, гитаре, скрипке. Да и двухлетнего кроху вряд ли можно заставить освоить нотную грамоту. В этом период музыкальное воспитание играет только общеразвивающую роль. Как же заниматься с ребенком музыкой и на что обращать внимание?

ГУСЛИ, СКРИПКИ, БАРАБАНЫ

При правильно построенных занятиях к концу второго года жизни малыш сумеет отличать музыкальные инструменты по звучанию. Колокольчики, бубенцы, бубен, барабаны разного звучания (большой и малый), металлофон, погремушки-маракасы, деревянные ложки, треугольник, пианино, дудочки – любые инструменты.

Малыш учится различать такие понятия, как «весело – грустно» (мажор – минор), «быстро – медленно», «тихо – громко». Также ребенок способен классифицировать группы инструментов по способу извлечения из них звуков: ударные (бубен, металлофон, барабаны), духовые (различные дудочки), струнные (гусли, скрипка, гитара); клавишные – при прикосновении клавиш (пианино).

В РИТМЕ ВАЛЬСА

Что касается развития чувства ритма и координации движения, то тут нам поможет ритмика. Ритмика – это музыкальные игры и упражнения под музыку, иными словами, музыкальное движение. Как только малыш начинает ходить, необходимо побуждать его к элементарным движениям под музыку: хлопки, притопы, вращения кистями рук, приседания. В результате кроха научится координировать свои движения, выполнять их, как показывает взрослый.

Если малыш уже умеет хорошо говорить, чувство ритма удобно развивать через ритмичное прохлопывание знакомых ребенку слов, имен, частушек, попевок, потешек.

Например, всем детям очень нравится игра «Веселые зверята». Правила совсем простые. Посадите перед ребенком несколько игрушек: ежа, мишку, зайца, белку, собаку. Ритмично проговорите название животного, а потом прохлопайте его, одновременно проговаривая. Еж – один хлопок, белка – два, собака – три. Эту игру можно усложнить, предложив малышу придумать имена для животных и прохлопывать название с именем. Дети на таких занятиях придумывают очень интересные имена. Например: зайка – Заяц, белка – Рыжий Хвост, собака – Боб. Если малыш затрудняется и не может ничего придумать, предложите ему придумать имя вместе.

Хороши также пальчиковые игры под музыкальное сопровождение . Например, всем известные «Ладушки» и «Сороку, сороку» можно не только проговаривать, но и петь. Подходит для музыкального занятия и игра для самых маленьких «Пальчики». «Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять (поочередно сгибаем и разгибаем пальцы, начиная с мизинца).

ВЫГЛЯНУЛО СОЛНЫШКО

Дети очень любознательны и с удовольствием впитывают новые впечатления.

Познакомьте кроху с окружающим миром с помощью музыки . Покажите ребенку картинку с изображением солнца и расскажите, что ночью солнышко спит, не греет, а утром встает и согревает всех своими лучиками. Лучики можно изобразить руками: большие пальцы рук соединены, остальные – растопырены. Музыкальное сопровождение: радостная, эмоциональная музыка, веселая песенка. Например: выглянуло солнышко из-за серой тучи. Показало нам с тобой свой волшебный лучик. Он погладит щечки нам (показываем щечки) и погладит ушки (показываем ушки), засмеются на носу (показываем носик) рыжие веснушки». Музыка поможет рассказать малышу и о временах года. Пойте ему песенки из мультфильмов («Песенка о лете», «Песенка Деда Мороза») и показывайте подходящие картинки.

Первым учителем пения для крохи может стать мама. А нотную грамоту освоим чуть позже

Благодаря музыкальной сказке у ребенка развивается творческое мышление . Если у вас дома есть пианино, расскажите малышу про семерых козлят. Будем изображать голос волка в нижнем регистре, рассказывая о том, что у волка голос низкий грубый, а голос козы – в верхнем регистре, ведь голосок у нее тоненький, высокий. С полутора лет можно просить малыша, чтобы он сам говорил или пел за волка и маму-козу.

Если у вас дома нет пианино, попробуйте сделать с ребенком музыкальную зарисовку. Например, по-новому расскажите стишок «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый». Просыпанный горох будет изображать погремушкой, гусей – маракасами, слонов – барабаном, «пришел проводник и всех прогнал» - позвеним в колокольчик.

Елена Мингова,

Педагог по музыкальному развитию

ПРОСНИСЬ И ПОЙ!

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

От 0 до 6 месяцев

Первая ступенька музыкального развития ребенка . Задача родителей развить у крохи интерес к музыке, вызвать эмоциональный отклик. Самое естественное и желанное в этом возрасте для ребенка – пение мамы или папы. Пойте крохе веселые песенки днем и колыбельные, когда будете укладывать его спать. Послушайте с малышом музыку из серий «Песенки из мультфильмов» и «Классика для детей». Можно взять ребенка на руки и покружиться в вальсе, ласково покачать под спокойную музыку.

От 6 месяцев до 1 года

Малыш реагирует на музыку – поворачивает голову в сторону звучащего магнитофона или инструмента . Можно познакомить кроху с разными по темпу и характеру песенками: быстрой и веселой, медленной и спокойной. Ребенку будет проще усвоить этот материал, если вы покажете ему характер музыки с помощью куклы. Под быструю и веселую музыку кукла прыгает и танцует, под медленную – укладывается спать. Предложите малышу игру на развитие внимания: возьмите в руки колокольчик или погремушку, позвените-погремите, затем спрячьте игрушку за спину и спросите: «Где колокольчик?» Почаще танцуйте вместе под веселую музыку, подпевая: «Ручками похлопаем. Похлопаем. Ножками потопаем, потопаем».

От 1 года до 2 лет

Малыш уже активно двигается, звучат первые слова . Самое время обратить внимание крохи на низкие и высокие звуки, голоса. Рассказывайте музыкальные сказки и показывайте кукольные спектакли с музыкальным сопровождением. Познакомьте малыша с ладовым разнообразием музыки: весело, грустно, а затем и с изменением в темпе (ускорение и замедление). Для этого поиграйте в «Карусель»: возьмите обруч, привяжите к нему разноцветные ленточки. Покружитесь, держась за ленточки и напевая: «Поначалу карусели едут тихо, не спешат. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. Быстро, быстро закружились, завертелись, закружились. Постепенно ход замедлим и совсем затормозим. Стоп».

От 2 до 3 лет

Ребенок активно двигается, говорит, готов воспринимать больший поток информации . Продолжаем слушать музыку, обращая внимание на темп (быстрый, медленный) и его изменения (ускорение, замедление).

Хороша в этом возрасте игра «Паровозик» (аналог «Карусели»). «Паровозик тихо едет, отъезжать он не спешит. А потом, потом, потом ускоряет темп он свой. А затем совсем, как птица, паровозик наш помчится. Постепенно ход замедлит и совсем затормозит». Нравится ребятишкам и игра «Угадай, для какого человечка звучит музыка». Нарисуйте двух человечков – грустного и веселого. Если звучит грустная музыка, малыш должен показать картинку с грустным человечком, а если веселая – с веселым. Предлагайте малышу угадывать, какой звучит инструмент. Пусть кроха отвернется и точно определит, играете вы на пианино, гитаре, металлофоне или дудке.

Спасибо, что прочитали до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

#развитие ребенка #воспитание детей #музыка для детей #музыкальное развитие #материнство и детство #родителям на заметку #о развитии детей #проснись и пой #полезности #ритмика

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: ПРОСНИСЬ И ПОЙ!.