Привет! сегодня мы поговорим о группировке. Это очень важная тема если вы не хотите стать головной болью для музыканта, который захочет сыграть вашу песню по нотам. С появлением нотных редакторов, может показаться что это все видео вообще не нужно, но редакторы такие как Сибелиус тоже не всегда делают группировку наглядно, так что лучше конечно знать ее принципы.
Давайте проведем следующую аналогию. Музыку можно сравнить с иностранным языком, и как в любом языке в ней есть своя орфография, правила благодаря которым определенная общность людей может понимать друг друга и общаться. Группировка - это одна из областей музыкальной «орфографии». Она упрощает понимание нотной записи. И главная ее цель это именно наглядность.
Почему знать правила группировки важно. Например, вот этот ритм прочитать легко и его мог написать человек ничего не знающий о правилах группировки,
но вот тут уже сложнее.
Сейчас этот ритмический рисунок написан по основным правилам группировки, и мы его понимаем, но если его написать вот так,
то вам придется сначала посчитать сколько здесь нот, ну а считать доли станет просто неудобно. А музыканту, понятное дело важно видеть доли. Это кстати одно из основных правил группировки – доли должны быть ясно отделены друг от друга. И чем мельче ритмическое дробление, тем важнее соблюдать это правило. Вот пример. Так ритмический рисунок выглядит если соблюдать правила группировки,
а так если нет.
Как отделить доли друг от друга?
Иногда Перерывом в ребрах. Ребрами соединяются длительности меньше четверти.
А иногда доли можно показать используя лигу, но об этом позже.
Для разных видов размеров существуют свои правила группировки. Они не сложные, и освоить их не сложно, но зато тот, кто в будущем будет читать ваши ноты скажем так, не будет вас проклинать.
И так в простых размерах как уже говорилось, доли должны быть ясно отделены друг от друга перерывом в ребрах длительностей. Общее ребро возможно и на весь такт, если нет сложных ритмических дроблений.
В случае мелкого ритмического дробления каждая главная или долевая группа может быть подразделена на 2 или 4 равные друг другу побочные группы. То есть лучше и нагляднее написать вот так,
чем вот так.
Паузы группируются по тем же правилам что и ноты.
Обратите внимание: Смысл или подвижность в музыке?.
То есть, например, так лучше,чем вот так.
Ради упрощения письма строгую группировку, отделяющую друг от друга основные длительности такта, можно нарушать нотами с точкой. То есть вместо того чтоб написать вот так
пишут вот так.
Если в долевой группе, больше чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, создающая заимствование части из следующей доли не нужна, лучше использовать лигу. Опять же из-за наглядности.
Группировка в сложных и смешанных размерах.
Простые такты, входящие в эти размеры должны быть хорошо отделены, а, следовательно, в данных размерах столько групп сколько в них простых тактов. Например, 6/8 состоит из размеров 3/8 и 3/8, и, получается, в нем две группы, и вы должны их хорошо видеть. Благодаря этому, вы можете даже упростить себе счет. Когда темп слишком быстрый, вы просто не успеете считать 123 123, удобнее будет считать раз два.
Группировка в смешанных размерах особенно важна, так как помогает понять из каких простых они состоят. Иногда, заботливый композитор указывает эту информацию в скобочках рядом с основным размером, но чаще спасает группировка. Например, тут четко видно, что размер 8/8 состоит из размеров 3/8, 3/8 и 2/8,
а можно написать его вот так, и тогда он будет состоять из размеров 3/8, 2/8, 3/8.
Небольшой лайфхак, если вы студент музыкального колледжа или училища. Вам наверняка задают делать задачки на группировку, так вот как раз их хорошо делать в нотном редакторе, а потом если нужно подправлять и делать решение более наглядным.
Группировка в вокальной музыке.
Все что выше относится к группировке инструментальной музыки, в вокальной все немного иначе. В данном случае группировка нот зависит от распределения слогов текста. Если каждому слогу текста соответствует один звук мелодии, то ноты пишутся раздельно, т.е. не соединяются в группы. В тех случаях, когда слогу текста соответствует несколько звуков мелодии, вязкой или ребром соединяется столько нот, сколько звуков приходится на данный слог. Если количество звуков, соответствующее одному слогу, превышает тактовую долю, то ноты группируются по тактовым долям и объединяются лигой.
Отлично, теперь вы стали еще более просвещенным в вопросе нотной грамоты. Спасибо за ваше внимание. Подписывайтесь. Всех люблю, всем пока)
Данный материал - это текстовая копия видео на моем YouTube-сайте, вот ссылка на ролик: https://youtu.be/zhVx_UNzYe4
Подписывайтесь! Там много интересного.
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Как группировать длительности в музыке?.