«Перезвоны». Гаврилин.

Сегодня поговорим о «Перезвонах» Гаврилина. Интереснейшая и терпкая симфония-действо по прочтении Шукшина.

Информатическая справка:

Произведение написано Валерием Гаврилиным в 1982 году. Исполняют:сопрано, тенор, чтец, смешанный хор, гобой и ударные инструменты. Написанная к произведению В.Шукшина «Степан Разин» симфония-действо стала вершиной творчества Гаврилина. Главные лица-Степан Разин, крестьяне, церковь.

«Перезвоны». Гаврилин.
В. Гаврилин.

Симфония состоит из 20 номеров.

  • Интересно, что 1 номер «Весело на душе» и 20 «Дорога» связаны. При прослушивании создаётся ощущение законченной истории. На протяжении всего действа чувствуется нить связывающая все номера.
  • 2 номер. «Смерть разбойника». Один из ключевых персонажей. Исполняется монологом тенора в сопровождении хора. Разин умирает и сообщает о том, как его похоронить. Чувствуется спокойствие перед смертью, широкость звучания, протяжность. В конце неторопливость превращается в общность, которую можно сравнить с подготовкой к похоронам.
  • 3,5,7,9,13,19 номера. Связующие части всех номеров-«Дудочка». Песня-плач готовы, подготавливает нас к номеру, к дороге, тема которой прослеживается во всех номерах.
  • 4 номер. «Ерунда». Для меня, в первую очередь, это крестьяне собирающие все подряд, во время гуляния. Тихая в начале, постепенно перерастает в гул. А басовое окончание, подтверждает наши ожидания.
  • 6 номер. «Посиделки». Лирическая песня крестьянских женщин, занятых своими делами. Я всегда тут представляю, как вечером они ткут или вышивают, прибирают избу.
  • 8 номер. «Туды-сюды». Один из любимых номеров. Возможно крестьяне идут на работы в поле и поют песню. На протяжении всего номера, как река, льётся подголосок басов и баритонов. Мелодия постоянно «бегает» от мужского хора к женскому. То звонкое сопрано, то звучный тенор. Всё это добавляет объёма.
  • 10 номер. «Вечерняя музыка». Представляется душный летний вечер, крестьяне усталые идут домой с работ. Тянется духота голосов и в верху, как птичка, звучит женское сопрано.
  • 12 номер. «Воскресенье». Весь народ идёт на службу в церковь, свобода и легкость царит в воздухе.
  • 13 и 16 номера. «Скажи, голубчик». «Белым-белы снеги».Лирические песни, грусть и тоска. Тягость женской доли.
  • 14 номер. «Страшенная баба». Агрессивный номер в юмористическом плане. Начинающаяся как шутка, моментами пугающая и хаотичная.
  • 17 и 18 номера. «Молитва». «Матка-река». По истине, кульминация всей симфонии. Божественная и природная силы, отпевание разбойника, прошение за него, за его удачный переход в мир духов.
«Перезвоны». Гаврилин.
С.Разин.

Все эти сложные темы, сочетаются с диссонансами, столкновениями голосов, суетой. Прослушав впервые, я плакала. Каждый раз слушая «Перезвоны» можно найти новые моменты, чудо звучания и поводы для восхищения. Могу с уверенностью сказать, что это одно из моих любимых произведений.

А какое ваше любимое произведение?

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!