Как научиться слушать классическую музыку?

Как научиться слушать классическую музыку?

Или ТОНКАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВКА.

Наверняка Вам известно о способности мозга создавать нейронные сети при многократном повторении одних и тех же действий. Считается, что чем большее количество повторений, тем ветвистее нейронная сеть, и тем легче удается каждая попытка повторения, особенно при сложном характере действия.

То же самое можно сказать и о восприятии человеком той или иной информации. Вы не умели читать и писать при рождении, но вам показали, как различать буквы, и как соединять их в слоги и слова. Позже вы научились читать в высоком темпе, и, думаю, можно сказать с уверенностью, что теперь этот темп не вызывает у вас каких-либо затруднений.

То же самое касается и музыкального восприятия.

В музыкальном училище, куда я поступила будучи взрослым человеком, у нас был предмет " Музыкальная литература". Одним из самых интересных и сложных заданий в программе изучения этого предмета были викторины. Викторина - это тест, в котором следовало угадать проигрываемое произведение по рандомному отрывку.

Во время прохождения теста могли поставить часть симфонии Берлиоза или Мендельсона, отрывок из оперы Моцарта или Вагнера на немецком языке - то есть совершенно разную музыку, часто крупной формы. И нужно было найти и запомнить яркие, ключевые элементы этой музыки, чтобы узнать ее в самых разных частях произведения. А ведь поначалу классические произведения кажутся однообразными, и даже скучными, а длятся при этом иногда по 15-20 минут.

К счастью, на первом курсе училища, преподаватель музыкальной литературы дал нам полезный совет: записывать все ассоциации, возникающие во время прослушивания.

Так я стала записывать все, что приходит в голову при прослушивании. Поначалу это были странные заметки в духе "какие-то скрипы у струнных", "бас поступенно вниз", "всхлипы и вздохи", "пам-па-ри-ра-пам" и так далее. Чем дальше я старалась находить любые, даже самые нелепые ассоциации, тем скорее я начинала находить в музыке отличительные признаки, различать темы, их вариации и видоизменения в разработке. И вот здесь началось моё путешествие по миру академической музыки.

При таком подходе постепенно вы начинаете следить за интерпретациями темы так, будто читаете книгу, находя в ней все больше красок и нюансов! Вы начинаете различать тембры, ритмы, замечать, куда на направляется тема, становится ли она грустной, печальной, гневной, или напротив - распускается и расцветает! Вы начинаете слышать контрастные темы и подголоски, и даже понимать с какой целью они звучат в тот или иной момент! И это неважно, что композитор мог иметь ввиду совершенно другое, потому вы становитесь со-творцом! И строите Вселенную уже по своему сценарию, исходя из вашего эмоционального опыта! Это невероятное ощущение!

Многие мелодии, которые я наполнила своим личным эмоциональным опытом, стали впоследствии моими любимыми. И теперь я испытываю экстатическое возбуждение, слушая их.