Фригийский оборот в басу (I-VII-VI-V)
В некоторых источниках эта аккордовая последовательность может называться: испанский оборот, андалузская каденция, фригийский диатонический тетрахорд.
Название “испанский оборот” обретает смысл, когда вы понимаете, насколько важна эта прогрессия для музыки фламенко. Тем не менее, можно найти множество произведений классической музыки из периода барокко, в которых встретится эта структура. Ну а мы посмотрим, в каком виде она встречается в современных песенных жанрах.
Структура фригийского оборота
Фригийский оборот в басу – движение баса вниз от I к V ступени по ступеням натурального минорного лада.
Название получил от фригийского лада (звукоряд которого соответствует натуральному минору с низкой II ступенью): верхний тетрахорд натурального минора совпадает по своему интервальному строению с нижним тетрахордом фригийского лада.
Значит бас в тональности a-moll будет играть ноты Ля-Соль-Фа-Ми (I-VII-VI-V)
С этим вроде бы все понятно. Но какие аккорды могут играться на этом басу? Тут вариантов достаточно много.
Самый простой из них – трезвучия, которые образуются на этих ступенях: Am-G-F-E
Но не только они! Рассмотрим несколько песен и проанализируем аккорды, которые там встретим.
Внимательно слушайте бас в каждой песне, чтобы услышать это поступенное движение вниз!
Машина Времени — Однажды мир прогнется под нас
Тональность: e-moll
В самом начале песни, в куплете встречаем наш оборот: Em – D – C — H7 (I-VII-VI-V). В данном случае, фригийский оборот гармонизован трезвучиями и лишь на V ступени взят доминантсептаккорд (D7). Следовательно, в этом месте появляется гармонический минор. Чаще всего в этом обороте, на V ступени, мы будем встречать именно такую ситуацию, но не всегда. В следующем примере, как раз, будет не так!
Мот – Капкан
Тональность: c-moll
Аккордовая схема: Cm – Bb6 – Abmaj7 – Gm7
Здесь фригийский оборот используется на протяжении всей песни.
Обратите внимание: Песни, перевод которых не имеет ничего общего с оригиналом.
Получается, в песне всего 4 аккорда, повторяющиеся по кругу. Очень характерная ситуация для современной популярной музыки, надо сказать.На VI ступени взят аккорд с секстой (шестерка) вместо обычного трезвучия, а на VII ступени вместо обычного мажорного трезвучия играется большой мажорный септаккорд.
Эти маленькие нюансы очень украшают звучание аккордов, делают его не таким простым и прямолинейным. Но использовать их или нет, зависит от стиля песни. Где-то это очень хорошо звучит, а где-то лучше оставить все обычными трезвучиями.
На V ступени берется обычная натуральная доминанта в виде малого минорного септаккорда. Согласитесь, звучит тоже очень круто!
Bon Jovi – Always
Тональность cis-moll
Аккордовая схема: С#m – H – A – G#m7
В этой песне оборот встречается в куплете. Как видим, тут тоже берется натуральная доминанта.
Ray Charles – Hit the road jack
Тональность: gis-moll
Аккордовая схема: G#m – G#m/F# — E7 – D#7
Баста – так плачет весна
Тональность: a-moll
Аккордовая схема куплета: Am – Am/G – F — E7
Adele – Lovesong
Тональность: c-moll
Аккордовая схема куплета: Cm – Cm/Bb – Abmaj7 — G
Леонид Агутин – Не уходи далеко
Тональность: d-moll
Аккордовая схема припева: Dm9 – Dm7/C – Bbmaj7 — A7(b9)
Как мы видим, этот оборот встречается абсолютно в разных песенных жанрах и актуальности своей не теряет! Можно играть простыми аккордами, можно использовать более сложные аккорды с надстройками (джазовые аккорды).
Как поступить – решаете только вы, опираясь на свой вкус и, конечно, слуховой опыт!
Кстати, если еще не успели прочитать мою предыдущую статью про активное слушание, обязательно прочитайте! Она как раз о том, как получить слуховой опыт!
Спасибо, что прочитали до конца! До встречи!
Если появились какие-то вопросы, задавайте их в комментариях, обязательно отвечу!
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Что общего у Баха, Дэвида Боуи, Басты, Майкла Джексона, Адель, Рэя Чарльза и многих других? Фригийский оборот!.