Я решила рассказать о трех таких альбомах-событиях, которые произвели на меня впечатление и которые, пусть и формально, но можно объединить по принципу «Восток смотрится в Запад, а Запад — в Восток». Мне кажется, что глокализация (от «глобализация» и «локализация») поп-музыки, заявившая о себе в год начала пандемии, в 2021-м продолжилась и закрепилась как один из основных трендов в популярной культуре. Эти три альбома можно считать тому подтверждением.
Enji — «Ursgal»
Живущая в Мюнхене джазовая певица монгольского происхождения Энхжаргал Эрхам, или Энжи, выросла в небольшой юрте в одном из районов Улан-Батора. Пока ее родители с утра до ночи работали, Энжи училась, постоянно что-то напевая для себя и мечтая однажды отправиться в большой мир. Среди прочего родители научили Энжи уртын дуу, или «длинной песне», — традиционному монгольскому стилю, в котором слоги превращаются в длинные вибрирующие ноты.
Уртын дуу — древняя практика. Стиль зародился на территории так называемой Внутренней Азии (восточная часть Центральной Азии, в состав которой входят Монголия и Алтай, Бурятия, Тува и Восточный Туркестан) примерно 2000 лет назад, а в 2005 году он был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Уртын дуу внесен также в Книгу рекордов Гиннесса как самая сложная известная народная техника. Мир узнал об этом искусстве где-то в начале 1990-х, когда немецкая группа Enigma включила в один из своих треков отрывок уртын дуу в исполнениии монгольской певицы Надмид.
В 2014 году в Монголию по программе Гёте-института приехал с мастер-классами и в поисках молодых талантов знаменитый немецкий контрабасист Мартин Зенкер. Энжи тогда работала учительницей музыки в начальной школе, но решила не упускать возможности и подала заявку на участие в программе.
Уже в 2017-м вышел ее дебютный альбом «Mongolian Song», записанный с такими легендарными музыкантами, как Билли Харт (ударные, США), Йоханнес Эндерс (саксофон, Германия) и Пол Кирби (фортепиано, Великобритания).
Обратите внимание: Тридцатилетие первого альбома Army Of Lovers.
Энжи также получила грант на обучение по программе джазового вокала от университета Мюнхена. Так большая мечта маленькой монгольской девочки обернулась карьерой в серьезной музыке.В июне 2021-го Энжи выпустила свой второй альбом, но первый — с оригинальным материалом. «Ursgal» в переводе с монгольского означает «течение» или «текущий», и это слово правда подходит музыке Энжи, отважившейся переплести в своем творчестве европейский джаз с уртын дуу. Тысячелетняя монгольская традиция ту, словно в зеркало, смотрится в западный фолк-канон и импровизационную музыку и заговаривает, околдовывает слушателя.
Nene H — «Ali»
Идеей совместить, «поженить» традицию и современность проникнуто как в целом творчество, так и дебютный альбом еще одной героини нашего списка — турчанки Бесте Айдын. В родном Стамбуле ей прочили карьеру успешной пианистки: в свои тринадцать Бесте поступила в местную консерваторию и могла рассчитывать на блистательное будущее и признание, но в середине 2010-х девушка приехала в Берлин… и осталась в европейской столице клубной культуры и музыки техно.
Да, Айдын определенно рисковала, порывая с академией ради карьеры диджея в чужой стране, но ее мрачные и проникнутые суфийскими мотивами сеты пришлись по душе не только берлинской публике, но и искателям трансцендентного опыта на рейве из других городов и стран, регулярно приезжающим в столицу Германии за откровениями.
Бесте сменила имя на Нене H (Nene H) и продолжила покорять электронную сцену, предлагая кураторам берлинских вечеринок и фестивалей самые смелые эксперименты. К концу 2010-х она уже стала завсегдатаем, по сути — резидентом в лайнапе таких крупнейших и авторитетнейших международных фестивалей, как Berlin Atonal и CTM.
Так, в начале 2020 года на CTM Нене представила программу-коллаборацию с солистами грузинского национального мужского хора «Басиани».
В 2021-м у Нене вышел лишь первый сольный альбом. «Ali» стал посвящением умершему три года назад отцу девушки.
Индустриальный звук «Ali» взрезают то традиционная флейта, то вокальные фразы-ламентации, которые, как может догадаться слушатель, вдохновлены музыкальностью мусульманской молитвы в исполнении имама.
Но в этом плаче есть место и свету: своей записью Нене все равно вызывает нас на танцпол и предлагает забыться в танце. Потому что она будто понимает, что это (время, чувство, страдание), как и все прочее, тоже пройдет.
Jrpjej — «Taboo: Songs of Love & Death»
Не могу обойти вниманием альбом «Taboo».
Jrpjej выступили в московском ДК «Рассвет» в дуэте со столичным коллективом Two Daughters — дуэтом Алисы Тен и Марфы Семеновой в сопровождении Руста Позюмского и Аси Гречищевой. Московские музыканты исполняют барочную музыку и используют аутентичные инструменты, в частности теорбу и виолу да гамба.
«Черкесское барокко» не просто состоялось, но прошло с аншлагом и при безоговорочной поддержке публики, которая осталась от концерта в полном восторге — всё же не каждый день слышишь в центре Москвы черкесские ритуальные песни, переходящие в барочные канты, и наоборот.
Несмотря на всю звонкость и мощь записи, песни с «Taboo» обязательно стоит услышать вживую, ведь только в концерте, в процессе взаимодействия группы со зрителями и включения зрителей в действо происходит настоящее волшебство: северокавказские легенды оживают и говорят с нами через музыку и голос, традиция, казалось бы, совсем чужих народов становится близкой и понятной, а опыт, отдающийся в звуке эхом через века, показывает: у нас гораздо больше общего, нежели того, что нас различает и разъединяет.
Кристина Сарханянц - редактор, музыкальный журналист, автор телеграм-сайта "Слова с музыкой"
Еще больше статей нашего автора читайте на нашем сайте https://perspectum.info/author/kristina-sarhanyants/
#лучшие песни #музыкальные альбомы #музыкальные обзоры #обзор музыки #обзоры музыкальных альбомов #музыка для души #лучшие альбомы #необычная музыка #красивая музыка
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Три альбома-открытия 2021 года.