Женский брит-поп на пике: дебютный альбом группы Elastica

Сегодня поговорим об интересном альбоме 90-х. Родом, как ни странно, из Великобритании. Запись, которая лишь на днях стала доступна для прослушивания через стриминговые сервисы, но в своё время покорила сердца многих меломанов.

Речь пойдёт о группе Elastica и их одноимённом дебютнике.

Коллаж, состоящий из обложки альбома и фото группы в тот период.

Как известно, в последнее десятилетие прошлого века новое талантливое поколение британских музыкантов предприняло очередную попытку вторгнуться за океан. Получилось с переменным успехом и далеко не у всех, но вот на родных островах явление, ставшее нарицательными именем «брит-поп», люди явно встретили с восторгом.

Историю группы Elastica стоит начать со встречи в 1988 году двух студентов Университетского колледжа в столице, Лондоне. Студентов звали Бретт Андерсон и Джастин Фришманн. Парочка обнаружила в себе общие интересы, причём во многих аспектах. Это привело к тому, что они начали стали встречаться, а заодно и играть музыку вместе. Так образовалась группа Suede.

Ещё до официального выпуска какой-либо музыки Андерсон и Фришманн разошлись. Поначалу ситуация казалась вполне обычной, ведь все мы хорошо знаем пример тех же The White Stripes, возникший позднее. Но тут случилось непоправимое – Джастин начала встречаться с фронтменом уже известной группы Blur Деймоном Албарном. Это приводило к её опозданиям на репетиции Suede и, в конце концов, Бретт принял решение избавиться от гитаристки.

1994 год, Elastica в лице Джастин Фришманн получают награду от журнала NME, как «Лучшая новая группа». В это же время Suede Бретта Андерсона признаются «Лучшей британской группой». Между ними на фото какой-то волосатый фанат глэм-рока.

Фришманн отправилась обратно в колледж, более не планируя заниматься музыкой. Однако вскоре её мнение изменилось и в 1992 году, встретившись с другим бывшим участником Suede, барабанщиком Джастином Уэлчем, собрала новую группу. Состав был дополнен бас-гитаристкой Энни Холланд, а позже на объявление в газете Melody Maker откликнулась гитаристка Донна Мэттьюз. Формирование костяка, позже получившего название Elastica, было завершено.

Нужно сказать, что брит-поп – жанр-ловушка. У так называемой «большой четвёрки», в которую входили громкие имена Oasis, Blur, Pulp и Suede, не было практически ничего общего. Братья Галлахеры являлись The Beatles 90-х, начиная с резких высказываний и заканчивая безумным коммерческим успехом. Blur возрождали заданные когда-то культовыми The Kinks британские традиции. Suede и их фронтмен Бретт Андерсон отчётливо походили на глэмеров из 70-х, а он сам ещё и напоминал Моррисси, а лидер Pulp Джарвис Кокер: представьте, если бы Серж Генсбур однажды решил стать ещё более утончённым и нахальным, собрав свою группу.

Elastica и Джастин Фришманн выбивались из представителей брит-попа больше всего, поскольку их музыка находилась под большим влиянием панк-рока и пост-панка в духе Wire, The Stranglers и тех же Buzzcocks с Ramones. С двумя первыми связывает особенно, но об этом чуть позже.

Как всегда, началось всё с серии разогревочных концертов и записей демо-кассет. Кассеты пошли по рукам. Большие рыбы проявляли к Elastica интерес, но вместо этого они подписались на маленький инди-лейбл Deceptive Records. Основатель лейбла, радиоведущий Стив Ламак, был сильно впечатлён энергетикой начинающего коллектива и нередко даже продвигал их на BBC Radio, где сам и работал.

Первый сингл группы вышел в ноябре 1993 года. Эта песня «Stutter». Всего двух минут и 21 секунды оказалось достаточно, чтобы впечатлить публику. Оригинальный тираж в 1500 копий распродался за один день. Начало хайпу было положено.

В течение следующего, 1994-го, Elastica не спеша работали над дебютным альбомом, попутно подкармливая слушателей новыми синглами.

А 13 марта 1995 года долгожданный полноформатник увидел свет. Давайте разберёмся, что тут у нас интересного.

Для начала, как я уже говорил, Elastica сильно увлекались пост-панком. Даже чрезмерно. С одной стороны, на американский вариант альбома уместилось целых 16 песен длительностью 40 минут.

Обратите внимание: 1960-е. Часть1. Лучшие группы и музыканты эпохи..

Это лаконично. С другой, своих идей у музыкантов не всегда хватало, поэтому те самые синглы, выходившие перед непосредственно альбомом, привлекли внимание правообладателей каталога любимчиков Джастин: Wire и The Stranglers.

В первую очередь, конечно, на ум приходит самая известная песня альбома «Connection». Фантастическая гитарная партия почти под копирку содрана у Wire и их «Three Girl Rhumba» со знакового «Pink Flag».

Следующим объектом стала песня из числа моих любимчиков с темой о природной человеческой лени – «Waking Up». Очень атмосферная и мечтательная. Это одна из трёх песен на альбоме, где на клавишных сыграл приглашённый музыкант по имени Дэн Абнормал. Естественно, имя его было ненастоящим.

Не меньше, чем музыкой и заимствованиями группы Elastica, таблоиды были увлечены ярким романом Джастин и Деймона Албарна, поскольку Blur уже стали большими звёздами. Приглашение Албарна сыграть на альбоме «Elastica» оказалось вполне себе удачным коммерческим ходом.

Но и «Waking Up» оказалась не вполне чистенькой. Рифф оказался похож на классическую «No More Heroes» группы The Stranglers.

И в первом, и во втором случае на Elastica подавали в суд. Сам коллектив сходств и не отрицал, а потому они предпочитали решать вопрос прежде, чем исковый маховик закрутится, не желая в том числе откладывать выпуск своего дебютника. Причём если условия соглашения с Wire осталось загадкой, то участников The Stranglers в соавторы «Waking Up» действительно вписали.

Подражание – самая искренняя форма лести, не так ли?

Интересно, что ни Колин Ньюман из Wire, ни Жан-Жак Бёрнел из The Stranglers не имели ничего против творчества Elastica. Мне нравится цитата Бёрнела касаемо их судебного дела:

«Да, эта песня похожа на нашу, но что с того. Конечно, есть плагиат, но если вы не живете в вакууме, он всегда будет. Это первое, что наши издатели сделали для нас за двадцать последних лет, но если бы дело целиком зависело от меня, я бы не стал париться и подавать в суд».

На этом месте вполне логично задать вопрос: а было ли у Elastica хотя бы что-нибудь своё? Разумеется, альбом же достаточно внушителен по количеству песен.

Те, которые мне больше всего нравятся, даже не выходили синглами. В частности, мрачная гранжевая «S.O.F.T.». Или «Same Old F**king Thing», если верить расшифровке от Донны Мэттьюз.

Вторую половину альбома я вообще люблю намного больше первой. Начиная с очень быстрой «Blue», несущейся на тебя словно локомотив.

Можно выделить «2:1». Вы точно её хорошо знаете по саундтреку фильма «На игле».

Лирика альбома полна загадок. Как это часто бывает, основной сонграйтер (в данном случае, Фришманн) подробностей не открывает, но по некоторым текстам можно предположить, что есть и отсылки к прошлым отношениям с Бреттом Андерсоном, в частности на «Never Here»:

We were sitting in, waiting
And you told me your plan
I was far too busy writing
Rhymes that'll never scan

Андерсон и сам сочинял песни об их разрыве, вошедшие на дебютник Suede двумя годами ранее, так что ответка была вполне логичной.

Или случайная связь с первым встречным из-за любви к машинам в «Car Song»:

I hardly know you
But I think I'm going to
Let's go siesta
In your Ford Fiesta

Или, как в той же «Blue», в ход пошли банальные вырезки из газет.

Но в целом, конечно, тексты привлекли моё внимание куда меньше самой музыки, ведь указанные не раз выше группы также относятся к числу моих любимых. И я в первую очередь всегда цепляюсь именно на мелодические мотивы.

«Elastica» снискал мгновенный успех после своего выхода. Первое место в альбомном чарте Великобритании и статус самого быстро раскупаемого дебютника в стране. Им удалось в этом плане даже превзойти вышедший годом ранее бестселлер «Definitely Maybe» пресловутых Oasis.

Обратите внимание на тройку лидеров: преимущественно представительницы прекрасного пола.

В перспективе их ждал большой успех в будущих победах, тем более, что группу приглашали на крупные фестивали. Концертный тур в поддержку альбома был весьма внушительным.

Но всё закончилось банальным выгоранием участников процесса. В итоге получилась история, крайне схожая с той, что случилась несколькими годами ранее с The Stone Roses.

У них даже дебютные альбомы одноимённые. Вот уж совпадение.

Альбом, как вы понимаете, мне очень понравился. Да, концепции в нём нет и местами плагиата навалено будь здоров. Но в данном случае мне ближе цитата самой Джастин Фришманн, сказанная ею в одном из старых интервью:

«Я думаю, что в 90-е трудно создавать музыку, которая не была бы самореферентной, если вы сочиняете её с классическим составом инструментов: барабаны, бас и гитары».

Как вам творчество Elastica и, в частности, их дебютный альбом? Очень хотелось бы почитать ваше мнение в комментариях.

Другие способы поддержать мой сайт – палец вверх и репост статей в свои социальные сети. Спасибо.

Рассказы о различных полноформатных альбомах представлены по тегу #разбор альбомов от romanist music

#музыка #брит-поп #панк-рок #пост-панк #elastica #зарубежная музыка #музыкальные альбомы #музыканты #рок

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Женский брит-поп на пике: дебютный альбом группы Elastica.