Фильм «Крепостная актриса» снимался в 1963 году. Он пользовался большим успехом и во многом благодаря превосходному актерскому составу. Сейчас уже трудно представить, что любимых героев играют другие артисты, но тем не менее пробы были.
Так, на роль главной героини Анастасии Батмановой пробовались такие талантливые и очень популярные актрисы, как В.Титова, Н.Кустинская, Н.Шацкая. А сыграла, как известно, Т. Семина. Мне кажется в ней воплотилось в идеальной пропорции сочетание аристократизма и народности.
На роль Андрея пробовался Юрий Васильев, незабываемый Рудик из фильма «Москва слезам не верит». Главного героя сыграл Д. Смирнов, артист очень красивый, но несколько, на мой взгляд, пресноватый. Возможно, у Васильева получилось бы интереснее…
На роль Никиты пробовался Ю. Волынцев – пан Спортсмен из эстрадно-развлекательной юмористической передачи «Кабачок «13 стульев». Думаю, его многие помнят. Ему явно не хватало аристократической иронии Юрского. Он больше напоминает Садальского в фильме «О бедном гусаре…» А Юрский в фильме сыграл неподражаемо, просто идеальный гусар.
И не могу сказать о пробах ещё одной замечательной актрисы: Тамара Носова пробовалась на роль Авдотьи Лыткиной. Сыграла тоже прекрасная актриса М.Полбенцева. Здесь, я думаю сыграло роль то, что актриса была старше героини. Но как она изумительно красива на фотографиях!
Соперников не было, пожалуй, только у любимых народом артистов – Е. Леонова и С. Филиппова.
Выбор актера Леонова на роль подлого самодура-крепостника графа Кутайсова (царева любимца, бывшего царского брадобрея) многих удивил, но мастер есть мастер — добрый и веселый комедийный актер сумел показать и капризы, и самодурство, и жестокость героя. Но в то же время он получился смешным и простодушным.
Великолепен, в обычной для него роли второго плана, был и Сергей Филиппов (управляющий поместьем Елпидифор).
Фильм был музыкальным, так что за актеров пели профессиональные певцы. За главную героиню пела Тамара Милашкина. За А. Потапова (Митя) пел А. Александрович, за Г. Мнацаканову (Поленька) – Зоя Емельянова. Последнее мне показалось несколько странным, поскольку Мнацаканова (Жгун) училась на вокальном отделении Ленинградской консерватории, служила позже в театре музыкальной комедии и прекрасно пела.
Нужен был оригинальный дворец графа Кутайсова. На зимнее время директор Павловского парка разрешила поставить декорации дворца неподалеку от Павловского дворца! Рабочие очень быстро соорудили возле настоящего дворца дворец бутафорский. Снаружи он был даже шикарнее Павловского.
В фильме нужна была тройка. Её нашли на Псковщине, перегнали своим ходом к месту съемок.
Обратите внимание: Лиам Галлахер вызывает Бориса Джонсона во время прямой трансляции.
Пока в кадре актеры делали вид, будто они поют (под фонограмму) и управляют лошадьми, настоящий кучер правил тройкой из-под ковра, который покрывал кучерское сиденье (облучок). Тройка ехала, актеры играли, оператор снимал, кучер правил из-под ковра…Во время съемок фильма было много смешных моментов.
Произошло ЧП. Сергей Филиппов — Елпидифор, уже загримированный, спускался по лестнице, упал и ударился. Вскочил — рука болит. Очень болит. Его отвезли в Военно-Медицинскую Академию, поскольку местные эскулапы только усугубили ситуацию. Там быстро сделали рентген – оказалос – перелом. Актеру немедленно сделали операцию, все совместили, наложили гипс. Бюллетень. Везде, где возможно, Филиппова заменили дублером, снимая со спины, сбоку… Осталось всего пара кадров, где без лица — уж никак.
Эти съемки отложили до выздоровления актера. И вот наконец Сергей Филиппов выписан. Ему надо было разрабатывать руку. Но это было больно. И он предпочитал отлынивать. Тогда директор договорился с женой актера, чтобы та подсобила. И как всегда, жена выручила. Вот что она придумала – стала ставить рюмочку с обеденной порцией водочки на шкаф, а здоровую руку Сергея Николаевича придерживала. Тому приходилось тянуться за рюмочкой той самой рукой, которую надо было разрабатывать… Чего не сделаешь ради водочки родимой, на какие только лишения не пойдешь…Вскоре актер был готов к съемкам.
Под шляпой и одеялом - медведицаНо самый смешной (а для кого-то, конечно, не очень) эпизод произошел с медведицей. Все помнят прелестную медведицу, которая помогала и Поленьке. Медведица, подчиняясь командам хозяина, отлично работала во всех сценах. А потом ее хозяин умер. А медведица работать не захотела и вылезать из клетки не собиралась. Нашли дрессировщика, но он ничего не мог с ней поделать.
В фильме необходимо было снять эпизод, как она гонится за Елпидифором. Филиппов ждет. Медведица не хочет. В конце концов, ее разозлили, она порвала поводок и погналась за Филипповым. Тот с разбегу перескочил через оркестровую яму (сцену снимали в декорациях театра), а медведица за ним прыгнуть не решилась, ее перехватили, успокоили и заперли в клетку. В кино попал именно этот кадр.
Остальные эпизоды, кроме одного, снимали с человеком в медвежьей шкуре. А для одного эпизода, где нужен был именно живой зверь, администраторы картины нашли еще одного медведя. Был он молодой и по размерам — много меньше первой медведицы, но оператор ухитрился так снять, что разница в размерах оказалась незаметна зрителю …
#кино ссср #культура #образование #актеры и роли #советские комедии #юмор #музыкальные фильмы
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Кто мог сыграть в фильме «Крепостная актриса», и какие смешные истории происходили во время съемок.