18 типов мужских голосов согласно немецкой системе Fach

Наиболее популярной, в том числе и за пределами поющих кругов не без причин считается итальянская система с её 9 мужскими голосами, о 3х из которых слышали даже самые дремучие граждане, никак не связанные с музыкальной или речевой деятельностью. В опере же на вооружение принята система градации голосов Fach [факс], разделяющая певцов не только по высоте и окраске, но и по диапазону и весу их голоса. Это не позволяет певцам исполнять роли, которые они не в состоянии исполнять. Оперные компании ведут списки доступных певцов Факс, чтобы при выборе ролей для предстоящей постановки они случайно не связались с исполнителями, которые не подходили бы для той или иной роли. Итак:

От звука хорошего мощного голоса всё вокруг начинает искриться

ТЕНОР

Комический тенор

Немецкое название: Spieltenor - Tenor Buffo

Английский перевод: (Lyric) comic tenor. Молодые певцы этого типа также часто поют роли лирических теноров
Диапазон: от "до" первой октавы до "си-бемоль" второй

Роли: Pedrillo, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Monostatos, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
     King Kaspar, Amahl and the Night Visitors (Gian Carlo Menotti)
     Mime, Das Rheingold (Richard Wagner)
     Мсье Трике, Евгений Онегин (Пётр Ильич Чайковский)

Характерный тенор

Немецкое название: Charaktertenor

Английский вариант: Character tenor

Описание: для этого типа требуются хорошие актерские данные.

Роли: Mime, Siegfried (Richard Wagner)
     Herod, Salome (Richard Strauss)
     Aegisth, Elektra (Richard Strauss)
     The Captain, Wozzeck (Alban Berg)

Лирический тенор

Лучиано Паваротти - известнейший лирический тенор

Немецкое название: Lyrischer Tenor

Английский перевод: Lyric tenor

Диапазон: от "до" первой октавы "до" до третьей

Роли:Tamino, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Belmonte, Die Entfuhrung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Rodolfo, La boheme (Giacomo Puccini)
     Ferrando, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Almaviva, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
     Arturo, I puritani (Vincenzo Bellini)
     Elvino, La sonnambula (Vincenzo Bellini)
     Ramiro, La Cenerentola (Gioachino Rossini)
     Nemorino, L'elisir d'amore (Gaetano Donizetti)
     Alfredo, La traviata (Giuseppe Verdi)
     Il Duca, Rigoletto (Giuseppe Verdi)
     Don Ottavio, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Faust, Faust (Charles-Francois Gounod)

Молодой драматический тенор

Немецкое название: Jugendlicher Heldentenor

Английский перевод: Light dramatic tenor

Диапазон: от "до" первой октавы "до" до третьей

Описание: тенор с хорошим верхними нотами драматической окраски и определенной долей звонкости, чтобы прорезать оркестры. Как видно из названия - обязательно молодого возраста.

Драматический тенор

Энрико Карузо пел драм тенором, от природы обладая басовыми связками

Немецкое название:  Heldentenor

Английский перевод: Heroic Tenor

Диапазон: от "си-бемоля" малой до "до" третьей

Описание: Полноценный драматический тенор с баритональной окраской в среднем регистре и звонкостью. Хорошо прорезает плотную оркестровку.
Роли: Othello, Otello (Giuseppe Verdi)
     Siegfried, Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
     Parsifal, Parsifal (Richard Wagner)
     Tristan, Tristan und Isolde (Richard Wagner)
     Walther von Stolzing, Die Meistersinger (Richard Wagner)

БАРИТОН

Лирический баритон

Юрий Мазурок - советский лирический баритон

Немецкое название: Lyrischer Bariton - Spielbariton

Английский перевод: Lyric baritone

Диапазон: от "си-бемоль" большой октавы до "соль" первой октавы

Описание: Мягкий, ласковый тембр без резкости.

Роли: Conte Almaviva, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Guglielmo, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Marcello, La boheme (Giacomo Puccini)
     Papageno, Die Zauberflote (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Онегин, Евгений Онегин (Петр Ильич Чайковский)
     Albert, Werther (Jules Massenet)
     Billy Budd, Billy Budd (Benjamin Britten)
     Figaro, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)

Кавалер-баритон

Российский кавалер-баритон - Дмитрий Хворостовский

Немецкое название: Kavalierbariton

Диапазон: от "ля" большой октавы до "соль-диез" первой

Описание: Голос металлического тембра, который может петь как и лирические, так и драматические отрывки. Голос имеет благородную баритоновую окраску, не настолько мощный, как вердиевский или характерный баритон, от которого ожидают более воинственного поведения на сцене и физической силы.   От певца  данного факса требуется хорошее умение держать себя на сцене и приятная внешность.

Роли: Don Giovanni, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
 Tonio, Pagliacci (Ruggiero Leoncavallo)
 Count di Luna, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
 Iago, Otello (Giuseppe Verdi)
 Count, Capriccio (Richard Strauss)

Характерный баритон

Тито Гобби - известный характерный баритон

Немецкое название: Charakterbariton

Английский перевод: Verdi baritone

Диапазон: от "ля" большой октавы до "соль-диез" первой

Описание: Голос, хорошо справляющийся с высокой тесситурой, имеющий полноценные крайние верхние и нижние ноты.

Роли: Wozzeck, Wozzeck (Alban Berg)
     Germont, La traviata (Giuseppe Verdi)

Драматический баритон

Известнейший советский драм-баритон, Муслим Магомаев

Немецкое название: Heldenbariton

Английский перевод: Dramatic baritone

Диапазон: от "соль" большой октавы до "фа-диез" первой

Описание: "Героический" баритон - редкое и потому столь желанное явление в оперных театрах Германии.  Тембр звонкий и полетный, в сочетании с мощностью и "командным тоном".
Роли: Telramund, Lohengrin (Richard Wagner)
     Count di Luna, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
     Игорь, Князь Игорь ( Александр Бородин)

Лирический бас-баритон

Джозеф Шор - американский лирический бас-баритон

Немецкое название: Lyrischer Bassbariton

Английский перевод: Lyric Bass-baritone

Диапазон: от "соль" большой октавы до "фа-диез" первой

Описание: Диапазон для баса-баритона зачастую сильно разниться от партии к партии, некоторые из которых не имеют больших технических сложностей. Некоторые бас-баритоны больше тяготеют к баритонам, другие к басам.

Роли: Don Pizarro, Fidelio (Ludwig van Beethoven)
     Escamillo, Carmen (Georges Bizet)
     Golaud, Pelleas et Melisande (Claude Debussy)
     Mephistopheles, Faust (Charles Gounod)
     Don Alfonso, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Figaro, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)

Драматический бас-баритон

Фридрих Шорр - Драматический бас-баритон еврейского происхождения

Немецкое название: Dramatischer Bassbariton

Английский перевод: Bass-baritone

Диапазон: от "соль" большой октавы до "фа-диез" первой

Роли: Игорь, Князь Игорь ( Александр Бородин)
 Scarpia, Tosca (Giacomo Puccini)
 The Dutchman, The Flying Dutchman (Richard Wagner)
 Hans Sachs, Die Meistersinger (Richard Wagner)
 Wotan, Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
 Amfortas, Parsifal (Richard Wagner)

БАС

Бас-кантанте - высокий бас

Итальянское  название: Basso Cantante

Английский перевод: Lyric Bass-baritone

Диапазон: от "ми" большой октавы до "фа" первой, иногда фа-диез первой.

Описание: Бас, которому хорошо удается петь распевно.

Обратите внимание: Кое-что о немецкой кантри-музыке.

В переводе с итальянского basso cantante - певучий бас.

Роли: Досифей  - Хованщина (Модест  Мусоргский)
     Князь Иван Хованский - Хованщина (Модест Мусоргский)
     Король Рене - Иоланта (Чайковский)
     Князь Гремин - Евгений Онегин (Петр Ильич Чайковский)
     Сальери - Моцарт и Сальери (Римский-Корсаков)
     Иван Сусанин - Жизнь за царя (Глинка)
     Мельник - Русалка (Даргомыжский)
     Руслан  - Рулан и Людмила (Глинка)
     Duke Bluebeard, Bluebeard's Castle (Bela Bartok)
     Don Pizarro, Fidelio (Ludwig van Beethoven)
     Count Rodolfo, La sonnambula (Vincenzo Bellini)
     Blitch, Susannah (Carlisle Floyd)
     Mephistopheles, Faust (Charles Gounod)
     Don Alfonso, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Leporello, Don Giovanni, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Figaro, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Boris, Boris Godunov (Modest Mussorgsky)
     Don Basilio Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
     Silva, Ernani (Giuseppe Verdi
     Philip II, Don Carlos (Giuseppe Verdi)
     Count Walter, Luisa Miller (Giuseppe Verdi)
     Zaccaria, Nabucco (Giuseppe Verdi)

Высокий драматический бас

Федор Шаляпин - великий российский высокий драматический бас

Немецкое название: Hoherbass

Английский перевод: Dramatic Bass-baritone

Диапазон: от "ми" большой октавы до "фа" первой

Роли: Варяжский гость (Садко, Римский-Корсаков)
     Борис, Варлаам - Борис Годунов (Модест Мусоргский)
     Klingsor, Parsifal (Richard Wagner)
     Wotan Der Ring des Nibelungen (Richard Wagner)
     Caspar, Der Freischutz (Carl Maria von Weber)
     Philip, Don Carlo (Giuseppe Verdi)

Молодой бас

Немецкое название: Jugendlicher Bass

Английский перевод: Young bass

Диапазон: от "ми" большой октавы до "фа" первой

Описание: Певец-бас молодого возраста.

Роли: Leporello, Masetto, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Figaro, Le nozze di Figaro (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Varlaam, Boris Godunov (Modest Mussorgsky)
     Colline, La boheme (Giacomo Puccini)

Лирический комический бас

Немецкое название: Spielbass

Итальянское название: Bassbuffo

Английский перевод: Lyric comic bass

Диапазон: от "ми"  большой октавы до "фа" первой

Роли:     Фарлаф - Руслан и Людмила (Глинка)
     Варяжский гость (Садко, Римский-Корсаков)
     Don Pasquale, Don Pasquale (Gaetano Donizetti)
     Dottor Dulcamara, L'elisir d'amore (Gaetano Donizetti)
     Don Bartolo, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
     Don Basilio, Il barbiere di Siviglia (Gioachino Rossini)
     Don Magnifico, La Cenerentola (Gioachino Rossini)
     Mephistopheles, Faust (Charles Gounod)
     Don Alfonso, Cosi fan tutte (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Leporello, Don Giovanni (Wolfgang Amadeus Mozart)

Драматический буффо

Немецоке название: Schwerer Spielbass

Английский перевод: Dramatic comic bass

Диапазон: от "до" большой октавы до "фа" первой

Роли: Хан Кончак - Князь Игорь (Александр Бородин)
     Варяжский гость - Садко (Римский-Корсаков)
     Baculus, Der Wildschütz (Albert Lortzing)
     Ferrando, Il trovatore (Giuseppe Verdi)
     Daland, Der fliegende Holländer (Richard Wagner)
     Pogner, Die Meistersinger (Richard Wagner)
     Hunding, Die Walküre (Richard Wagner)

Низкий бас

Михаил Круглов - Российский бас-профундо

Немецкое название: Lyric Seriöser Bass

Итальянское название: Basso Profundo

Английский перевод: Low bass

Диапазон: от "до" большой октавы до "фа" первой

Описание: Бас профундо - самый низкий мужской голос. По мнению Дж.Б. Стина, которое он привел в своей книге  "Голоса, певцы и критики" ("Voices, Singers, and Critics"  by J. B. Steane), этот голос использует звукообразование, исключающее быстрое вибрато. Имеет плотный, стенобитный тембр. Певцы иногда используют и другие виды вибрато: медленное или "устрашающее"  качание.

Роли: Rocco, Fidelio (Ludwig von Beethoven)
     Osmin, Die Entführung aus dem Serail (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Sarastro, Die Zauberflöte (Wolfgang Amadeus Mozart)
     Пимен - Борис Годунов (Модест Мусоргский)
     Собакин  - Царская невеста (Римский-Корсаков)
     Князь Юрий - Сказание о Китеже (Римский-Корсаков)
     Король Рене - Иоланта (Чайковский)
     Князь Гремин - Евгений Онегин (Петр Ильич Чайковский)

Низкий драматический бас

Владимир Миллер - российский драматический профундо

Немецкое название: Dramatic Seriöser Bass

Английский перевод: Dramatic low bass

Диапазон: от "до" большой октавы до "фа" первой

Описание: Мощнейший бас профундо. При звуке этого голоса возникает ощущение сродни чувству падения где-то внизу живота.

Роли: Владимир Ярославич, Князь Игорь (Александр Бородин)
     Hagen, Götterdämmerung (Richard Wagner)
     Heinrich, Lohengrin (Richard Wagner)
     Gurnemanz, Parsifal (Richard Wagner)
     Fafner, Das Rheingold, Siegfried (Richard Wagner)
     Marke, Tristan und Isolde (Richard Wagner)
     Hunding, Die Walküre (Richard Wagner)

Разумеется, градация на лирические, драматические, комические, характерные и т.д. тембры весьма условна. В основном, всё зависит от отдельно взятого голоса. Многие певцы совмещают и лирические и драматические стили исполнения, опираясь на свой опыт, состояние здоровья или другие факторы. И всё же для певца крайне важно точно знать, какой голос именно у него. И чем точнее и конкретнее очерчены его возможности, тем больше у него возможностей развиваться и оттачивать мастерство в отдельно взятом русле.

Надеюсь, это было познавательно и вам будет нетрудно поставить Большой палец или написать комментарий.

Хорошего дня!

*В статье использованы изображения с ресурсов:https://clck.ru/WrF8Z, https://clck.ru/WrFaF, https://clck.ru/WrFvK, https://clck.ru/WrFxZ, https://clck.ru/WrGBm, https://clck.ru/WrGPR, https://clck.ru/WrGdB, https://clck.ru/WrGo9, https://clck.ru/WrGww, https://clck.ru/WrH85, https://i.ytimg.com/vi/YsnHp9WgF-U/maxresdefault.jpg, https://clck.ru/WrHWF

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: 18 типов мужских голосов согласно немецкой системе Fach.