Выход нового альбома отечественной рок группы четверть века назад был огромным событием. Я очень хорошо помню, как побежал в музыкальный магазин, когда вышел «Ураган» группы «Агата Кристи». Ну, то есть как магазин? Это был ларёк с окошком, напоминающим амбразуру. Так же я туда бегал за новинками от Егора Летова и Бутусова. Поскольку вращался я в музыкальных кругах, то прекрасно знал, что именно пользуется спросом и вообще на что обращать внимание. Нет, я не был поклонником той же Земфиры, но первый альбом слушал неоднократно. Больно уж много вокруг него было информационного шума. Самое забавное, что тогда не было интернета, но откуда-то всё это узнавалось. После прослушивания обсуждалось и надо сказать, зачастую ругалось.
Где-то в середине нулевых годов произошло чёткое разделение на русский рок и современную на тот момент альтернативу. Странно, что сейчас вспоминают какой-то там 2007 год. Уже в 2004 году такая группа как «Психея» вполне себе гремела, и её записи пользовались спросом. Но вот прошло, грубо говоря, 15 лет. Ребята выпускают мощный новый альбом, но кто его слушал-то? Кто о нём знает? Да единицы. Такие же одиночки, как и я, которые по старой привычке продолжают слушать записи именно альбомами, а не случайными треками в социальных сетях.
Альбом надо сказать, великолепен и именно по этой причине я поставил его обложку первой. Группа держит марку и сумела так сказать прыгнуть выше головы в очередной раз. 15 лет назад эта запись бы цитировалась бы и ставилась друзьям. Теперь же альбомы русского рока проходят никем незамеченные. Таковы наши реалии.
Можно сказать, что «Психея» сознательно выбрала жизнь в андеграунде и по этой причине их особо и не обсуждают. Хорошо, давайте перейдём к такой певице как Земфира. Уж её точно не получится назвать неизвестной персоной. Наверное, одна из самых знаковых женщин на нашей сцене. Вот выпустила тоже пластинку. Конечно, о ней где-то мелькнула информация в сети, мелькнула и тут же исчезла. И альбом этот тут же был погребен другими новостными сводками. Хотя запись-то хорошая. Видно, что Земфира и её коллеги проделали огромную работу по созданию музыкального полотна.
Вышел вот интересный диск у такого человека как Сантим. Он на нём исполняет свои старые песни из группы «Резервация здесь», но в новых аранжировках. Я раз десять переслушал пластинку-то. На всю нашу страну наберётся ещё человек сто в лучшем случае, кто его тоже слушал.
Обратите внимание: Мифы русского рока.
Такой вот андеграунд когда всё разрешено и всё можно. Иронично, что те, кто слушал Сантима в 90-е, ещё живы, но такое ощущение, что они абсолютно не интересуются музыкой.Судя по тому, что я иногда читаю о музыкальном бизнесе на западе, там тоже дела в этом плане идут так себе, но именно в андеграунде существует некая преемственность поколений. А главное существует интерес к кумирам своей юности. Ну ладно, не кумирам, но тем людям, чьи концерты когда-то веселили.
Или вот можно взять относительно свежий диск группы «Кирпичи». В 2002 году это была одна из самых популярных групп в молодежных кругах. Я сейчас не буду рассуждать о том, что Васе стоило бы чуть вырасти и сменить тематику песен, это всё неважно. Любопытно, что сейчас они если играют, то в клубах для ста человек. Да и вообще играют ли? Их песни не крутят по радио. А диски проходят незамеченными. Хотя ведь в своём роде знаковая группа для начала тысячелетия. И я на них, честно говоря, когда-то возлагал большие надежды.
В западной культуре рок группы кое-как, но всё же сумели встроиться в современные реалии. У нас же, как всегда особый путь. Музыкант в России это бедный человек, который неизвестно на что вообще выживает. Да, что-то могут приносить концерты. Но и эта история сейчас поставлена на паузу и неизвестно когда вернётся в нормальное русло. Записи приносят явно копейки, и получается, что сейчас русский рок существует именно как свободное искусство. Хочет человек записать пластинку и записывает.
Хорошо если ты Борис Гребенщиков и можешь собрать деньги авансом со своей публики, но что делать, если ты группа «Психея»? Я смотрел онлайн презентацию их нового альбома. Вместе со мной её смотрело примерно человек сто. Это на страну где проживает 146 миллионов человек. Кто-то, наверное, даже перевёл деньги ребятам. Сколько там у них вышло? 5 тысяч рублей? 10 тысяч? А ведь запись альбома весьма недешевое удовольствие, плюс на что-то надо жить, что-то кушать и как-то одеваться. Опять же к 40 годам у людей уже есть семьи и их тоже надо кормить. Поэтому я уверен, что проблема русского рока сегодня не в музыкантах – они есть. Проблема как раз в публике, которой больше нет. Может быть это и грустно, но таковы реалии и мы наблюдаем окончательный закат стиля. Потому что заниматься им ради чистого искусства, мало кто будет. Богатых же меценатов готовых просто так тратить деньги на музыкантов в России нет и не предвидеться.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Альбомы русского рока, которые теперь никто не замечает.