Вспоминая классические записи золотой эпохи соула, альбом «Hot Buttered Soul» приходит на ум первым, ведь стал по истине важной вехой в истории развития жанра. Эта пластинка первой на лейбле Stax получила золотую сертификацию. Утонченные, медленные и размеренные композиции с длинными инструментальными частями и гитарными соло произвели настоящую революцию. Сами композиции имеют необычную для жанра длительность, так открывающая песня «Walk on by» длится 12 минут в своей полной и оригинальной версии. BBC в своей рецензии пишет: «Второй альбом Айзека Хейза изменил представление о том, как должны звучать долгоиграющие песни в жанре трёхминутных песен». Попав в точку, он стал «отцом-основателем» прогрессивного соула.
Обложка альбома Айзека Хейза «Hot Buttered Soul»Историческая справка
Одна из ужасных страниц истории лейбла Stax, где записывался Айзек, пришлась на конец 1967 года, когда в авиакатастрофе погибли главные звёзды лейбла — Отис Реддинг и несколько членов фанк-группы Bar-Kays. Также после разрыва с Atlantic Records в мае 1968 года Stax теряет права на большое количество своих записей и альбомов. После ряда трагических неудач и событий исполнительный директор лейбла принимает решение о записи множества новых альбомов в большей степени с малоизвестными исполнителями. В тот год лейбл выпустил целых 27 альбомов в рамках кампании «соул-взрыв Stax»
Абсолютно все газеты 11 декабря 1967 года вышли с такими первыми полосамиМне наплевать, если бы он не продавался хорошо, потому что для этой цели были двадцать шесть других пластинок. Я просто хотел сделать что-то художественное с полной свободой
Айзек Хейз — рядовой автор и продюсер лейбла, ещё до выпуска этого альбома ему удалось повлиять на звучание соул-музыки, благодаря бесчисленным записям на альбомах лейбла, где он играл на клавишных или саксофоне. Но его дебютный альбом показал плохие результаты в продажах, и по заявлениям самого Айзека он отказывался писать новый альбом, пока ему не будет предоставлена полная творческая свобода. Многие критики сходятся на мнении, что именно он изобрёл звучание южного соула.
Обзор знаковых композиций
- «Walk On By»
Эта песня была написана для Дайон Уорвик и выпущена в 1964 году и моментально стала хитом, занята шестую позицию в главном чарте США Billboard Hot 100 и первую позицию в R&B чарте. Эта песня была записана тысячи раз в совершенно разных аранжировках.
Обратите внимание: Крис Айзек (Chris Isaak) - современный Элвис.
Будучи давним поклонником Дайон, Айзек выбрал именно эту композицию для открытия альбома.Pitchfork Media: «Эта песня бросает на вас всё то, что у неё есть сразу, пригвоздив вас к полу первыми двумя ударами барабана. Хейз поёт композицию Уорвик и выбрасывает её в окно, заменяя её противоположностью сокрытию слёз, печали и горю в уединении. <...> Когда гитарист Майкл Толес вступает со своим гитарным соло, песня приобретает налёт психоделичности в стиле Хендрикса. <...> Вторая половина песни — упражнения в создании безумного финала. Гитара Толеса разрывается, а орган Хаммонда в исполнении Хейза дрожит, рычит и заикается, как испуганный тигр. Это, вероятно, самые интенсивные 6 минут соула, записанные за десятилетие».
Все музыкальные издания сходятся на мнении о том, что открывающая композиция является главной на альбоме, она была выпущена как двойной сингл вместе с заключительной песней, они борются друг с другом за звание самой лучшей записи на альбоме. После выпуска сокращенной пятиминутной версии песни она смогла достичь 30 места в чарте Billboard Hot 100.
AllMusic: «Это эпический 12-минутный момент истинного совершенства, фирменное струнное вступление пронизано сладким чувством, а громкий барабанный ритм в среднем темпе и сопровождающая басовая линия прививают песне дополнительное чувство своенравного фанка, а тяжелый звук гитары и женский бэк-вокал поднимают песню еще выше».
2. «One Woman»
Самая короткая композиция на альбоме, тяготеющая к классическому южному соулу, настолько классическому, что кавер-версию на эту песню записал Эл Грин в 1969 году.
3. «By the Time I Get to Phoenix»
Мощная 18-минутная баллада-рассказ о любви, которая начинается мелодизированного речитатива под звуки, похожие на удары сердца. Но к 10 минуте разгоняется и возносит слушателя к оркестровому финалу с соло органа.
Pitchfork Media: « <...> И когда Айзек переходит от речетатива к первой строчке из оригинльной композиции Джимми Уэбба — это начало метаморфозы, которая постепенно меняет динамику песни из оркестровой композиции в полноценный и взрывной соул».
Классический стиль Айзека Хейза
Эксперименты Хейза со стилем были визуальными аналогами его экспериментам с музыкальным звучанием. В то время как на обложке его дебютного альбома певец был запечатлен в цилиндре и смокинге, то на этом альбоме певец сменил старомодный мужской гламур на яркий гламур. Американский фотограф, работающий штатным сотрудником в New York Times, Честер Хиггинс сравнил его с напыщенным, мужественным павлином на сцене, который задавал моду роскошными мехами, цветными брюками и его насыло побритой головой. Самым культовым образом Хейза в эту эпоху был наряд с золотыми цепями, который он по-разному описывал в прагматических, политических и сексуальных терминах, называя его удобным кондиционером, который помогал ему оставаться в прохладе, несмотря на то, что он был в центре внимания.
Классический образ Хейза в его «Золотую эпоху»Заключение
Огромный коммерческий и критический успех навсегда вывел Хейpа из закулисья соул-музыки. Спустя годы после его выпуска его томное звучание все еще оказывало влияние, от соула до хип-хопа. В этом можно убедиться, посмотрев какое количество семплов используется из этой классической записи.
Ссылки для прослушивания альбома:
Apple Music: https://music.apple.com/tz/album/hot-buttered-soul/1440941776
Spotify: https://open.spotify.com/album/71rxIr6MJYUzDG9ge6Jq3J
Яндекс.Музыка: https://music.yandex.ru/album/4124475
#музыка #музыкальный альбом #искусство #музыкальные обзоры
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Айзек Хейз — основатель прогрессивного соула (альбом «hot Buttered Soul»).