Всем привет! На связи Евгений Костин.
Сегодня хотелось бы поговорить с вами о гастролях. Многие из нас живут не в столице, а в провинциальных городах. Конечно, в наши города приезжают известные музыканты с концертами. Но вот что я заметил. Обычно приезжают современные звёзды российской эстрады на один день. Редко – на два. Концерт назначен на определённое время, билеты продаются заранее. Нет, бывают и благотворительные концерты, и выступления на городских площадках, например, в честь празднования Дня Города. Но всё это очень сильно отличается от провинциальных гастролей советских ВИА и сольных исполнителей.
ВИА Веселые ребята. Фото из яндекс-картинокК примеру, жители Смоленска вспоминают, что «Весёлые ребята» приезжали в город на целую неделю, играли по 3 концерта в день в Доме офицеров, и ещё могли играть корпоративы ночью. Так же приезжали с большой программой на несколько дней и Юрий Антонов, и «Песняры». Очень похожие воспоминания и у жителей других городов. Когда в городе гастролировали известные музыканты, на неделе они давали по 2-3 концерта в день, а в выходные даже по 3-4, и каждый раз набирался полный зал. Гремели аплодисменты, было море цветов, поклонники выстраивались в очередь за автографами. И действительно, очень у многих из старшего поколения сохранилось хотя бы по 1-2 автографа любимых музыкантов. Для этого совсем не обязательно было ехать в Москву или Санкт-Петербург.
Значит, музыка в СССР была доступнее людям, чем сейчас? Здесь ответ неоднозначный. Живая музыка, получается, да.
Обратите внимание: Почему в 80-х Андрей Макаревич был для меня с лицом Томаса Андерса.
А вот с записями было несколько сложнее, чем в наше время. И всё же мы говорили о гастролях, не будем отвлекаться).Гастроли известной и очень любимой в СССР певицы Анны Герман обычно длились месяц или два. Современники вспоминают, что в разных городах нашей страны у неё проходило около 50 концертов в год, а если она приезжала в СССР дважды в год, то эта цифра доходила до 100.
Анна Герман никогда не отказывала в интервью местным журналистам, с ней было записано немало бесед. Иван Несвит, бывший сотрудник концертной организации «Госконцерт» (Москва), вспоминает: «Во время гастролей у всех артистов была культурная программа – экскурсии, поездки по достопримечательностям. Например, во время гастролей в Иркутске Аня посетила местный минералогический музей, ездила на озеро Байкал; в Ленинграде она посетила многие музеи, дворцы, любила прогулки по городу». Так мы видим, что не только провинциальные города знакомились с любимыми артистами, но и сами артисты во время гастролей знакомились с новыми для них городами, их историей, природой, жителями, традициями. И всем было интересно!
Поклонники творчества Анны Герман восхищались её мужеством и духовной силой, когда она приезжала с концертами в последние годы жизни, несмотря на тяжёлую болезнь. Ещё из воспоминаний Ивана Несвита: «Зрители всегда принимали её стоя. В конце концерта зал вставал, люди несли на сцену цветы, просили петь ещё. Это была необыкновенная артистка с неповторимым голосом. В моей душе по сей день звучит её голос: «Гори, гори, моя звезда»…
Известно, что годовой план группы «Весёлые ребята», утверждённый Москонцертом с 1970 года, составлял 500 концертов в год.
Повторюсь, что сейчас очень трудно представить себе что-то подобное. Как вы думаете, почему?
У меня есть несколько версий ответа:
1. Советские ВИА были настолько популярны, что полный зал на каждом концерте был гарантирован. Поэтому проблем с окупаемостью расходов музыкантов не возникало и не могло возникнуть. Большую прибыль получали и организаторы концертов.
2. Дело, конечно, не только в прибыли. Люди действительно очень любили этих музыкантов, с нетерпением ждали их приезда и шли на концерты с восторгом.
3. Музыканты советской эстрады не чувствовали себя такими «звёздами», какими чувствуют себя наши современники. Это была их работа, и они готовы были много работать, с полной отдачей. Живая музыка доставляла им настоящую, неподдельную радость. Хотя, конечно, они сильно уставали. Но радость от любимого дела – что может быть лучше?
4. Отношение к провинции было несколько иным, чем сейчас. Боюсь обидеть кого-то из столичных музыкантов, но не раз сталкивался с отношением современных звёзд к провинциальным зрителям в стиле «и так сойдёт». Можно опоздать на концерт, можно не приехать, можно приехать и петь "под некачественную фонограмму", можно ещё очень многое… Раньше это, наверное, тоже случалось, но хотя бы не так часто. По крайней мере, по воспоминаниям поколения моих родителей и их друзей. Опять же, я ни в коем случае не говорю про всех теперешних звёзд, есть даже среди самых популярных исполнителей прекрасные, открытые люди. Но о тенденции в целом…
А как вы ответите на этот вопрос: почему гастроли советских музыкантов были такими долгими, и почему сейчас всё не так?
Читайте также: Почему старые песни живут дольше, чем новые?
Присоединяйтесь к группе в Одноклассниках, там мы будем более подробно обсуждать материалы сайта:
https://ok.ru/group/59462170247370
Евгений Костин в социальных сетях:
ВК - https://vk.com/evgenykostinn
Isntagram - https://www.instagram.com/evgeny_kostinn/
Группа ЖГУЧИЕ:
ВК - https://vk.com/zhguchie
Isntagram - https://www.instagram.com/zhguchieband/
#виа #эстрада #ccср #советская музыка #веселые ребята
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Почему Звёзды Советской эстрады приезжали в город на неделю и давали так много концертов.