Enigma - плагиат или музыкальное откровение?

Многие из нас слышали название этого музыкального проекта, созданного Михаэлем Крету в 1990 году. Но все ли знают, что эта история началась с фактического плагиата? Следует разобраться.

Михаэль Крету - создатель музыкального проекта Enigma

В декабре 1990 года Михаэль Крету в рамках проекта Enigma выпускает альбом под таинственным названием "MCMXC a.D.", ставший самым успешным и продаваемым альбомом Крету, который достигает позиции № 1 в 41 стране и получает 57 платиновых наград, тройную платину в США, где он находится в рейтинге альбомов Billboard 200 в течение следующих пяти лет, в том же году увидел свет самый успешный сингл проекта "Sadeness", ставший позже причиной судебных разбирательств с участием правообладателей сэмплированных звуков (григорианских хоралов), использованных Михаэлем Крету при написании композиции.

Основное внимание слушателей после выпуска альбома было направлено на сингл "Sadeness", являющийся миксом, состоящим из ритм-секции в стиле даунтемпо, григорианских хоралов, мелодии, сыгранной на японской бамбуковой флейте ("Сякухати") и вокала Сандры Лауэр, наполненного любовью и сексуальностью. Незаурядный микс, не правда ли?

Enigma - Sadeness (1990)

Судебные разбирательства начались, когда мюнхенский хор Kapelle Antiqua распознал свои собственные записи хора в сингле "Sadeness". Kapelle Antiqua подали в суд на Крету, обвиняя его в нарушении своих “прав личности” путём искажения записей, использованных в композициях “Sadeness Part I” и “Mea Culpa”. Позже Крету выразил согласие, и выплатил компенсацию за выявленное незаконное использование записей григорианского хорала в своих работах.

Сингл "Return to innocence" с альбома "The Cross of Changes" (1993)

Поводом для следующего разбирательства о нарушенных авторских правах стал выпуск в 1993 году сингла "Return to innocence" с альбома "The Cross of Changes". На этот раз, Крету использовал без разрешения автора песнопения тайваньских аборигенов народа ами, которые звучат с самого начала и до конца песни, именно они во многом и сделали эту песню узнаваемой и известной. Популярность этого сингла и альбома закрепила музыкальный проект Крету в качестве жанрообразующего, а сингл "Return to innocence" использовался даже для Летних Олимпийских Игр 1996 года для промоушен-видеоролика. С такой известностью композиции нашлись и правообладатели сэмплированных звуков, записавших раннее песнопения аборигенов. Началась новая судебная тяжба. Истцу была выплачена компенсация, на всех последующих релизах была указана информация о правообладателях, также стали выплачиваться лицензионные платежи авторам.

Подводя итог вышесказанному, следует задать вопрос: правильно ли поступал Михаэль, заимствуя без согласия авторов, когда он находился в творческом порыве и энтузиазме, забывая о юридических формальностях и авторских правах? Ответ найти нелегко, однако я думаю, что музыка Enigma - это новое слово в электронной музыке, настоящее откровение, пусть и созданное изначально из уже существующих, записанных отрывков - сэмплов, это нисколько не умаляет творческий потенциал Михаэля, ведь, по правде говоря, никто бы не знал авторов данных композиций, их творения стали ресурсом, материалом, из которого Крету создал по-настоящему нечто прекрасное и необыкновенное. И имя этому созданию - Enigma.

Cпасибо за прочтение!

Интересное еще здесь: Музыка.

Enigma - плагиат или музыкальное откровение?.