Советская пресса о Led Zeppelin

Восприятие событий, а тем более - культурных явлений меняется со временем. Led Zeppelin в 70-ые безусловно были огромной величиной в мире музыки, более того - культурным феноменом по ряду параметров. Поэтому весьма интересно проследить - как их музыка отражалась "по нашу сторону" железного занавеса, который существовал в те годы. По понятным причинам западных источников на тему Led Zeppelin существует намного больше, и информация в них куда меньше подвержена искажениям. В советской же печати эти искажения приобретали иногда достаточно забавный характер, как в силу чисто идеологических причин, так и по причине недостатка информации. Тем не менее, статьи о группе в советской периодике были, причем речь идет не о эпохе "перестройки", а именно о времени застоя. Мне, как рожденному в 1977 году, было интересно окунуться во время, которое я еще, в силу возраста, не мог осознавать и осмысливать так, как это делали люди, заставшие ту эпоху уже в сознательном возрасте.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1716911/pub_5da07a202fda8600ae549bb5_5da07f02a3f6e400b272ef35/scale_1200

Начну с известной многим статьи Артема Троицкого "Куда летит Цеппелин?", которая была опубликована в журнале "Ровесник" в 1976 году. Честно сказать этот материал мне знаком очень давно, с тех еще пор, когда я учился в институте и часами просиживал в читальном зале областной библиотеки, изучая всякие интересные подшивки журналов, газет, и, конечно, книги.

Рецензии нашего маститого критика читать в наше время забавно, хотя бы потому, что многие пассажи и выводы Троицкого сейчас выглядят спорно.

"Новоиспеченная группа занимает некую сумму и на свой страх и риск отправляется в турне по США. Почему по США? Формула "нет пророка в своем отечестве" применима к историям почти всех групп; все они, следуя примеру "Битлз", "Роллинг Стоунз" и других столпов поп-музыки, ждут признания сначала за рубежом - англичане в США, американцы в Англии, а уж потом, снабженные заграничной рекламой, возвращаются к родным берегам."(с) А.Троицкий

источник

Я, видимо, не такой знаток ...а разве были американские группы, которые вдруг решили покорить родную Америку таким окольным путем...через Англию? Наоборот - да, сплошь и рядом. Англичане ехали в США за успехом, а вот обратных случаев как-то не припомню.

А.Троицкий достаточно подробно разбирает историю группы до середины 70-ых, думаю для советских читателей в то время это был как бальзам на душу, в условиях дефицита информации... Большинство названий групп переведены на русский, что в наше время читается непривычно!

"С легкой руки "Лед Зеппелин" хард-рок получил колоссальное распространение. Словосочетания "хард-рок", или "прогрессивный рок", стали чем-то вроде волшебного заклинания, открывающего путь к немедленному успеху. Дело в том, что в хард-роке был достигнут синтез двух основных направлений тогдашнего музыкального авангарда: так называемой "тяжелой музыки" (heavy music) - ансамбли "Двери", "Железная бабочка" и "нового белого блюза" - группы "10 лет спустя", "Консервированная жара", "Флитвуд Мэк". "(с) А.Троицкий

Если кто не читал, или читал давно - то вот источник, а я только остановлюсь на некоторых интересных моментах.

Меня очень удивила оценка альбома Houses Of The Holy, в частности - его, якобы, коммерческий провал. Впрочем судите сами...

" В спокойной обстановке "Управляемый Цеппелин" записал, на мой взгляд, лучший альбом - "Дома святого". Пластинку эту постигла, однако, полная неудача, настоящий провал. Неудивительно: многомиллионный клан старых поклонников "Цеппелина" не получил и частицы того привычного, что он ждал. Ни одного "тяжелого рока", ни одного блюза, даже ни одной мелодичной баллады типа "Лестницы"..."(с)

Если восемь миллионов проданных копий и первое место в чартах по обе стороны океана - это провал, то я не знаю - что тогда считать успехом. Впрочем, в целом, Троицкий дает высокую оценку пластинке.

А вот о двойном альбоме Physical Graffiti такого уже точно не скажешь, критик разнес пластинку в пух!

Из пятнадцати песен альбома впечатление производит, пожалуй, только одна: "Растоптанный ногами". Это весьма энергичный номер с заметным влиянием стиля соул. Сейчас его прочат в новый "гимн" "цеппелинов" - вместо "Много-много любви". А все остальное - лишь набор трехаккордных рок-н-роллов, акустических пасторалей и баллад с неожиданно появившимися битловскими интонациями. Удручающе. Если попытаться одним словом охарактеризовать последнюю пластинку "Лед Зеппелин", то этим словом будет "декаданс". У группы нет ни позитивной, ни негативной программы.

Обратите внимание: Как Джон Бонэм из Led Zeppelin помог Ричи Блэкмору в 1976 году создать альбом Rainbow «Rising».

Это и не "чистое искусство" - в стиле пятого диска. Упадок, апатия, болезненность. Похоже, "цеппелины" просто устали. Что пытаются утвердить новые "ЛЗ", я, право, определить не берусь. А раньше?.. Что ж, на первых своих пластинках "цеппелины" утверждали энергию, молодость. Много-много любви еще не было растоптано ногами.(с) А.Троицкий

Мне доводилось читать мнения, где были идеи выбросить "лишние" песни с двойника и сделать из двух пластинок одну, но так чтобы дать столь низкую оценку? Видимо, большое видится на расстоянии.

Led Zeppelin

А вот что писала газета "Волжский комсомолец" , где в 1978 году вышла статья "Бизнесмены с гитарами":

"Выступления «Лед Зеппелин» трудно назвать обычным словом – «концерт». Скорее это сеансы одурманивания зрителей. И сверхмощная аппаратура, и необычная цветомузыка, и звучание инструментов на мало пригодных для человеческого уха частотах – все это действует на зал не хуже наркотика. Может быть, именно в этом пластинки «Лед Зеппелин» «проигрывают» по сравнению с выступлениями на сцене."(с)

источник

Но особенно повеселил вот этот пассаж!

"Первый альбом группы – он получил название самого ансамбля – вышел в 1969 году. Он показал, что все участники группы обладают великолепной техникой. Однако сам стиль и манера исполнения были далеки от музыкальности «Биттлз» - ближайшего предшественника «Лед Зеппелин». Да и о какой музыкальности могла идти речь, если первый альбом «супергруппы» появился спустя месяц после создания ансамбля и был «сделан» за 30 часов! Но, как известно, последнее слово в странах Запада остается за рекламой. Она на средства не скупилась."(с)

Делайте выводы сами!

Газета "Тихоокеанский комсомолец" в статье "Лед Зеппелин: кода!":

"До каких-либо социальных обобщений группа в своем творчестве не добралась. На четвертом альбоме - лучшем, вероятно, за всю ее историю (1971 год) - «Лед Зеппелин» пел: «Жила-была леди, уверенная: все, что блестит - золото. И она покупает лестницу в небо»... Если тут и можно усмотреть нечто от социальной направленности, то трактовать это иначе, чем отвлеченное размышление, трудно.

Однако и относить «Лед Зеппелин» к легиону групп, оболванивающих публику, нельзя. Выходцы из простых семей, четверо участников группы пели и кричали о том, что мгновенно улавливалось сверстниками: они и их чувства были подлинными, не дозированными лабораторно менеджерами и торговцами. Они появились на гребне молодежного бунта на Западе, и с его спадом уходили в прошлое."(с)

источник

Достаточно привычная для советского времени попытка рассмотреть вопрос с социальной и идеологической точек зрения, чего в музыке Zeppelin, очевидно не было в замысле.

И снова негативная оценка двойника Physical Graffiti...

"Художественные достоинства альбомов «Дома святых», «Живые картинки» не подлежат сомнению, но печать усталости уже лежала на них. Грандиозный замысел «Картинок» по сути истощился на половине пути - завершают альбом откровенно проходные композиции."(с)

А в целом, все таки надо отметить, что редкие публикации в СССР о Led Zeppelin содержали чаще очень высокие оценки как музыки, так и мастерства исполнителей.

"Собственно, к чему этот восклицательный знак в конце заголовка? Вышла последняя пластинка ансамбля, являвшего собой целую музыкальную эпоху. Один современный юноша-меломан, ретроспективно слушающий «Лед Зеппелин», заметил: «Все эти «Айрон Мэйден» и «Моторхэд» не стоят одной ноты «Цеппелина». Хотя формально многие современные эпигоны играют в том же стиле, что и «Лед Зеппелин» (это хард-рок), но лишь бесчувственный не заметит разницы между свежим ветром и вентилятором."(с)

Разумеется, в обзор вошли только несколько статей, их больше, но делать статью слишком длинной в мои планы не входит. Переходите по ссылкам на источники и читайте, это может быть интересно.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Советская пресса о Led Zeppelin.