Несостоявшиеся оперы Чайковского: десять замыслов, которые так и не увидели сцены

Путь от первоначальной идеи до премьеры оперы часто оказывается тернистым и полным препятствий. Многие замыслы так и остаются на стадии эскизов или размышлений. Пётр Ильич Чайковский, страстно любивший оперный жанр, постоянно искал подходящие сюжеты, примеряя на них оперную форму. Порой его энтузиазм угасал из-за разочарования в материале, а иногда реализации планов мешали жизненные обстоятельства или другие творческие проекты.

В период наибольшей популярности композитора, в 1880-е годы, ему часто поступали предложения от литераторов — от известных драматургов, таких как Александр Островский и Антон Чехов, до менее знаменитых авторов. Среди этих идей была и довольно ироничная: братья Чайковского, Ипполит и Модест, предложили написать оперу под названием «Чайковский» по роману Евгения Гребёнки. Остаётся загадкой, как Пётр Ильич отнёсся к этой шутке, но к работе он так и не приступил.

Оперы, которые мы знаем и любим сегодня, — лишь вершина айсберга, возвышающаяся над океаном его творческих задумок. Какие же сюжеты он отбросил, чтобы создать «Евгения Онегина», «Пиковую даму» и «Иоланту»? Давайте познакомимся с десятью нереализованными оперными проектами великого композитора.

«Гроза» (1867)

Пьеса Александра Островского «Гроза» произвела на Чайковского глубокое впечатление ещё в юности. Этот сюжет стал одним из первых его оперных замыслов во время учёбы в консерватории, где он даже написал увертюру с тем же названием. Позже, переехав в Москву, композитор вознамерился воплотить свою идею в жизнь и встретился с самим Островским. Однако драматург сообщил, что над оперой по «Грозе» уже работает его коллега по консерватории Владимир Кашперов. В утешение Островский предложил Чайковскому другой свой сюжет — комедию «Воевода», для которой сам написал либретто. Так появилась первая поставленная на сцене опера Чайковского, которую он, впрочем, впоследствии отверг.

А.Н. Островский. Интересно, что ещё одна пьеса Островского, «Снегурочка», также привлекала внимание Чайковского (он написал к ней музыку для спектакля), но и здесь его опередил Николай Римский-Корсаков.

«Ефраим» (1876)

Этот проект был совместной идеей Чайковского и его друга, бывшего ученика Константина Шиловского. Шиловский разработал сюжет из времён Вавилонского плена, создал либретто и даже подготовил эскизы костюмов.

Обратите внимание: Как помочь артисту написать хит.

Однако работа над оперой так и не началась. Возможно, её затмила другая, более сильная идея — создание оперы по роману Пушкина «Евгений Онегин», которую они с Шиловским вскоре успешно реализовали.

«Франческа да Римини» (1876)

От этого оперного замысла осталось лишь одно знаменитое произведение — симфоническая фантазия «Франческа да Римини», написанная по мотивам пятой песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте.

«Отелло» (1876)

Идея создать оперу по шекспировской трагедии принадлежала не самому Чайковскому, а известному критику Владимиру Стасову, который подготовил подробный сценарий. Композитор уже имел опыт сотрудничества с представителями «Могучей кучки» (например, при работе над увертюрой-фантазией «Ромео и Джульетта» под руководством Милия Балакирева). Возможно, он не захотел вновь попадать под чужое творческое влияние. Хотя Чайковский согласился со Стасовым, что и сюжет, и сценарий превосходны, к сочинению музыки он так и не приступил.

«Тарас Бульба» (1878)

Работая над «Евгением Онегиным» и сомневаясь в его успехе, Чайковский увлёкся идеей масштабной пятиактной оперы по повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Он даже заказал либретто, и писатель И. В. Алферьев прислал ему текст первого действия. Однако «Евгений Онегин», вопреки опасениям композитора, был тепло принят публикой, и Чайковский отказался от грандиозного драматического спектакля в пользу уже найденного успешного пути.

«Ванька-Ключник» (1881)

Пьеса Л. Н. Антропова настолько впечатлила Чайковского после просмотра в Киеве, что он поручил своему издателю Петру Юргенсону найти либреттиста для будущей оперы. Заказ был выполнен, но работа над либретто затянулась. За это время внимание композитора переключилось на оперу «Мазепа», а интерес к «Ваньке-Ключнику» постепенно угас.

«Баядера» (1888)

Сюжет, основанный на балладе Иоганна Вольфганга Гёте «Бог и Баядера», был предложен Чайковскому Ипполитом Шпажинским, его соавтором по опере «Чародейка». Шпажинский уже подготовил либретто, и композитор был готов приступить к работе. Однако проект не получил одобрения у директора Императорских театров Ивана Всеволжского. Вместо этого он заказал Чайковскому балет «Спящая красавица», что в итоге стало неоценимым вкладом в развитие русского балетного искусства.

«Куртизанка» (1888)

Трудно представить, чтобы в творческом наследии Чайковского, помимо «Чародейки», появилась ещё и опера под названием «Куртизанка». Примерно так могла бы выглядеть афиша оперы Чайковского на либретто Луи Галле. Либретто для этой оперы композитор получил из Парижа от популярного писателя Луи Галле. Постановка планировалась не в России, а на сцене парижского театра Grand Opera. Чайковский дал предварительное согласие, но впоследствии, по-видимому, здравый смысл взял верх над желанием международного признания, и от проекта он отказался.

«Бэла» (1890)

Двух великих русских творцов — Антона Чехова и Петра Чайковского — связывали взаимная симпатия и уважение. В их беседах нередко возникала тема совместной работы над оперой. Чехов даже подарил композитору сборник своих рассказов с надписью «от будущего либреттиста», а позже предложил в качестве сюжета повесть Михаила Лермонтова «Бэла». Московские газеты писали о том, что Чайковский сочиняет оперу на либретто Чехова (на самом деле текст готовил Владимир Немирович-Данченко), и даже обсуждали распределение вокальных партий. Однако и на этот раз сотрудничество не состоялось.

«Любовь мистера Гильфиля» (1893)

С современной точки зрения может показаться, что этот замысел мог бы испортить безупречную творческую биографию композитора, создавшего «Пиковую даму» и «Иоланту». Однако Чайковский всерьёз намеревался написать оперу на сюжет из произведений английской писательницы, известной под псевдонимом Джордж Элиот (настоящее имя — Мэри Энн Эванс). Английская писательница Мэри Энн Эванс, известная под псевдонимом Джордж Элиот. Композитор настолько увлёкся её книгами, что даже начал собственноручно писать сценарий. Однако его безвременная кончина помешала осуществлению этого замысла.

СПАСИБО🌺 за лайки и комментарии!

На любую тему можно найти статьи и музыку на сайте Культшпаргалки.

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: 🔴Десять опер Чайковского, которые он хотел написать, да так и не написал.