Музыкальный пульс земли

В сегодняшней статье хочу рассказать вам о музыкальном симбиозе, который, в свое время, буквально взорвал сознание и раздвинул рамки музыкальных стилей и направлений для нас, студентов отделения «Народный хор».

Но начну с самого начала, а именно с краткого рассказа про два музыкальных коллектива.

Один из них - американская музыкальная группа, возглавляемая Полом Уинтером. Музыкальная направленность группы сочетает в себе элементы джаза , классической музыки , музыки мира , а также звуки животных и природы. Их часто называют «нью-эйдж» или «экологическим джазом», а их музыкальный стиль часто называют «земной музыкой».

Пол Уинтер

Пол Уинтер (англ. Paul Winter, род. 31 августа 1939 года) — американский джазовый музыкант, саксофонист (сопрано и альт), композитор и музыкальный продюсер. Шестикратный обладатель премии «Грэмми».

В 1967 году он основал и возглавил ансамбль «Консорт Пола Уинтера» («Paul Winter Consort»), который на многие годы стал выразителем необычных идей и музыкальных направлений, которыми увлекался Пол Уинтер.

В 1968 году Уинтер впервые услышал запись звуков, издаваемых китами, и определил для себя дальнейшее направление творческих поисков. Протяжные «соул-гармонии» морских млекопитающих, «блюзовый» вой волков стали тем материалом, который позже был воплощён в нескольких проектах композитора. В 1980 году он образует собственный лейбл Living Music Records для записи «экологически чистой» музыки, музыки имеющей естественное, живое звучание, объединяющей и сплачивающей человеческое сообщество. Ему интересен поиск музыки, которая объединила бы музыкальные особенности всех стран и народностей с голосами животных и звуками природы, создав таким образом «оркестр всего мира».

Пол Уинтер

Пол Уинтер ищет и записывает самые различные звуки планеты Земля: шум леса в джунглях Амазонки, ветра в Гранд-Каньоне, воды в озере Байкал и так далее. Каждый из этих экспериментов венчается выходом новой композиции или целого альбома. Наиболее полно и ярко они представлены в грампластинке «Concert For The Earth» (Living Music Records, 1985 год). «Концерт Земле» был издан в СССР в том же году фирмой «Мелодия». Композиции этого сборника «Колыбельная Матушки Китихи Маленьким Тюленям» (англ. Lullaby From The Great Mother Whale For The Baby Seal Pups)

и «Волчьи глаза» (англ. Wolf Eyes) стали чрезвычайно популярными.

Состав коллектива Пола Уинтера за эти годы менялся неоднократно, но основная идея и направленность группы оставалась и остается неизменной – музыкально объединить человека и природу.

Второй коллектив, о котором я хочу рассказать, это Ансамбль Дмитрия Покровского.

Ансамбль Дмитрия Покровского — экспериментальный ансамбль, созданный в 1973 году музыкантом, педагогом и учёным-исследователем Дмитрием Викторовичем Покровским (1944—1996) при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР.

Дмитрий Покровский

Это был первый в России (тогда СССР) коллектив, состоящий из профессиональных музыкантов, сумевших вынести на сцену настоящую народную музыку. Дело в том, что в те годы подлинный фольклор был, можно сказать, революцией. Привычнее были народные песни в композиторской обработке или с оркестром народных инструментов, а услышать настоящую народную песню можно было лишь в деревне.

Ансамбль Покровского объединил в себе подлинный фольклор с профессиональным исполнением, а традиции народной музыки с современной музыкальной культурой.

Стоит отметить, что появление Ансамбля Покровского способствовало началу активного молодежного фольклорного движения. Стали появляться, как профессиональные, так и любительские, народные певческие коллективы. Причем не только на просторах нашей страны, но и в Японии, Швеции, Болгарии и США.

По замыслу своего руководителя, ансамбль являлся не только исполнительским коллективом, но и лабораторией по изучению русского фольклора. Дмитрий Покровский и его артисты осуществили множество экспедиций в разные регионы страны, собрав огромный аудио-видео архив. Многие культурные явления, зафиксированные на плёнках, к сожалению, уже полностью исчезли. В настоящее время этот архив является собственностью ансамбля, с ним ведется постоянная работа.

Появление ансамбля в популярной телевизионной программе того времени «Музыкальный ринг» в 1987 году, для многих зрителей, в первую очередь молодых, радикально поменяло их представление о русском фольклоре именно после этой передачи.

А киноманы могли видеть Ансамбль Покровского и в кино. Лично для меня самое запоминающее появление коллектива, это фильм «Отпуск за свой счет». Помните, когда главные герои попадают на фольклорный концерт в Коломенском? Так вот выступающий коллектив, это как раз Ансамбль Покровского.

К сожалению, 29 июня 1996 года в возрасте 52 лет Дмитрия Викторовича Покровского – основателя и руководителя коллектива не стало. Это событие стало потрясением, как для самого коллектива, так и для поклонников ансамбля. Но, после определённого периода растерянности, ансамбль успешно продолжил своё творчество, демонстрируя этим уважение и светлую память об ушедшем вдохновителе и наставнике.

Новое творческое руководство ансамбля сумело не только сохранить то наследие, который оставил Дмитрий Покровский, но и развить его, проложить новые творческие пути, осуществить собственные идеи. Ансамбль продолжает исследовательско - экспедиционную деятельность, выпускает диски и новые программы, продолжает работать в театре и кино.

И вот в один прекрасный день эти два самобытных коллектива познакомились, чтобы создать великолепный симбиоз народной песни и джазовой музыки.

В 1984 году Пол Уинтер в первый раз прибыл в СССР: он был увлечён проектом записи звуков, которые издают млекопитающие озера Байкал. А в 1986 году, благодаря московскому музыковеду и блестящему знатоку джаза Леониду Переверзеву, состоялось знакомство Дмитрия Покровского и Пола Уинтера. Два музыканта заинтересовались творчеством друг друга и вскоре в Московском Университете состоялось совместное выступление "Paul Winter Consort" и Ансамбля Дмитрия Покровского, в конце которого все музыканты в рамках своеобразной jam session исполнили свободные импровизации в стиле блюз. Из этого выступления родилась идея совместного альбома.

Дмитрий Покровский и Пол Уинтер

Для записи альбома Пол Уинтер пригласил Покровского и его коллектив в США. Но по различным организационным причинам, запись народного вокала производилась в начале весны 1987 г. не в США, а на всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия».

Запись российских исполнителей сопровождал прилетевшие в Москву Пол Хэйлли, играющий в "Консорте" на клавишных, и Пол Уинтер на саксофоне, который вспоминал об этом времени:

Погруженные в музыку и поглощённые ею, мы импровизировали, придумывая новые мелодии в контрапунктическом сочетании, и добавляли различные ударные инструменты в аккомпанемент. Постепенно новые музыкальные сочетания начали давать результаты, объединяя наши западные созвучия и афро-бразильские ритмы с их древними хороводными песнями и напевами.

Их плодотворная работа и поиск новых музыкальных сочетаний дали интересные результаты.

Произведённую фонограмму отправили в США, где музыканты "Paul Winter Consort" и звукорежиссёры лейбла Living Music осуществили запись инструментального сопровождения. Всего в их распоряжении было около 30 песен, но далеко не все из них органично укладывались в искомые ритмы. Традиционные песни донских казаков с их протяжностью и сложным композиционным построением сами по себе являлись завершёнными произведениями. А от курские песни – танки́ и караго́ды органично сочетались с блюзом. В результате работы для альбома было отобрано 10 композиций.

1. Курский фанк (Традиционная песня курской области) / Kurski Funk (Trad. Kursk, Halley, Castro-Neves, Winter)

2. Трава моя травушка (Традиционная казачья песня) / The Horse Walked In The Grass (Trad. Don, Halley, Freisen, Winter)

3. Kyrie (Пол Хелли) / Kyrie (Halley)

4. Растопилася парна баенка (Традиционная свадебная песня Пскова) / Steambath (Trad. Pskov, Halley, Freisen, Winter)

5. Песня для Мира (Традиционная песня для свирели Курской области) / Song For The World (Trad. Kursk, Halley)

6. Под Белгородом (Традиционная песня Белгородской области) / Down In Belgorod (Trad. Belgorod, Castro-Neves, Freisen, Winter)

7. Озеро (Пол Хелли) / The Lake (Halley)

8. Эпическая песня (Традиционная казачья песня) / Epic Song (Trad. Caucasus, Castro-Neves, Winter)

9. Зеленые сны (Традиционная свадебная песня Белгородской области) / Green Dreams (Trad. Belgorod, Halley, Freisen, Winter)

10. Уж ты , сад , ты мой сад (Традиционная русская песня) / Garden Of The Earth (Trad. Russia, Halley, Winter)

Участники коллективов, которые записаны на диске 1987 года:

Ансамбль Пола Уинтера: Paul Winter (сопрано саксофон), Eugene Friesen (виолончель), Paul Halley (клавишные), Oscar Castro-Neves (гитара), Russ Landau (бас-гитара), Ted Moore (перкуссия), Glen Velez (перкуссия), Neil Clark (перкуссия 3 и 6)

Ансамбль Дмитрия Покровского: Дмитрий Покровский, Мария Нефедова, Александр Данилов, Елена Сидоренко, Сергей Жирков, Тамара Смыслова, Артур Партош, Анна Конюхова, Андрей Котов, Нина Савицкая, Дмитрий Фокин, Владимир Теплов, Ирина Пономарёва, Сергей Григорьев.

Так записанный в 1987 г. студийный диск «Пульс Земли»/ «Earthbeat» увидел свет.

Советская обложка диска "Пульс Земли"

В 1989 году он был номинирован на премию Грэмми в категории Лучший музыкальный альбом в стиле нью-эйдж.

За этим последовали многочисленные концерты. Только за время своего первого совместного турне по США артисты посетили 23 города.

Номера из «Earthbeat» регулярно звучали в традиционной ежегодной программе Пола Уинтера "Solstice" в дни зимнего солнцестояния в соборе Cathedral of Saint John the Divine в Нью Йорке 1996, 2003, 2004, 2009. Параллельно Ансамбль Покровского записывал на студии Пола Уинтера "Living Music" свои новые номера, которые вошли в последующие диски коллектива.

Успешный проект был продолжен после смерти Дмитрия Покровского. Совместные гастроли двух ансамблей с программой «Earthbeat» проходили в Испании /Лас-Пальмас 2002/, Израиле /джазовый фестиваль в Эйлате 2003/, США, Японии и других странах.

Выступление Ансамбля Покровского и музыкантов коллектива Пола Уинтера

А вот в России до 2003 года ни одного концерта с программой «Пульс Земли» не было. Только на концертах, посвящённых 30-летию Ансамбля Покровского в Москве центр "Дом" и театр на Таганке и Петербурге театр им. Ленсовета, зрители в России наконец увидели Ансамбль вместе с Полом Уинтером, который приезжал без музыкантов "Paul Winter Consort" и работал с российскими джазменами. В 2008 году Пол Уинтер был гостем на праздновании 35-летнего юбилея Ансамбля Покровского. Обновленная и дополненная программа «Earthbeat» с большим успехом прозвучала в Московском международном Доме музыки. В составе "Paul Winter Consort" и Ансамбля Покровского к тому времени оставалось только по одному участнику, которые записывались на легендарном диске не считая самих Пола Уинтера и Дмитрия Покровского. Затем состоялся совместный тур двух коллективов по городам России, где вновь звучали песни "Пульса Земли".

Американская обложка диска «Earthbeat»

Музыкальная коллаборация коллективов Пола Уинтера и Дмитрия Покровского вдохновила на музыкальные эксперименты и другие коллективы. Так появились Enigma & Deep Forest Project, коллективы «Иван Купала» и «Баба Яга», но это, как говорится, совсем другая история.

Спасибо, что дочитали до конца!

Надеюсь, вам было интересно. Буду признательна, если поставите лайк, напишите комменитарий и подпишитесь на мой сайт ⇨ ТУТ

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Музыкальный пульс земли.