Дебютник

Первый, или дебютный альбом - важная глава в истории любой рок-группы.

Когда рок-концерты еще были частью реальности, для меня исполнение любимыми рок-группами материала с дебютников на сцене всегда было особенно трогательными моментами.
По счастью, за исключением Tiamat, я услышал такие композиции на концертах всех активных и любимых исполнителей.

Данный обзор посвящен дебютным альбомам моих самых любимых рок-исполнителей (в порядке старшинства), и дана их краткая характеристика.

Для каждого дебютника я привел в пример наиболее интересные, на мой взгляд, композиции, как представляющие его.

Pink Floyd - "The Piper At The Gates Of Dawn" (1967)

обложка альбома

"Волынщик у врат зари", дебютный альбом Pink Floyd, вышел в 1967 и стал олицетворением "Лета любви" - кратковременной эпохи расцвета движения хиппи, и сопутствующей ему психоделической музыки.

Альбом как целое произведение воспринимается с трудом, однако, если проникнуться его атмосферой, то слушать его как минимум интересно. Все композиции насыщены экспериментальным подходом, неожиданными решениями, особенной атмосферой.

Это связано, прежде всего, с влиянием на запись Сида Бэррета, который только на этом альбоме полностью раскрылся как композитор, аранжировщик, поэт и исполнитель (на втором альбоме его присутствие уже эпизодично, и вскоре после выхода "Блюдца, полного секретов" (1968) Сид покинет группу).

Из композиций стоит выделить открывающую первую сторону альбома песню "Astronomy Domine", и открывающий вторую сторону винила инструментал "Interstellar Overdrive". Ее концертные версии слушать до сих пор интересно.

PsychVasa: "На мой взгляд, "Пайпер..." слушается как сказка или фантазия, на одном дыхании. Все песни оторваны от грязного, бездушного мира и описывают наши фантазии. Сид Барретт сотоварищи смогли перенести фантазии в наш мир и переложить их на музыку.
В общем, это – прекрасный альбом не только нашего Pink Floyd, но и Флойда альтернативного, которым он бы был, пойдя группа по барретовсковой узкой дорожке. Но история не знает сослагательного наклонения, поэтому мы должны слушать то, что у нас есть. А то, что у нас есть (т.е. Piper at the Gates of Dawn) — прекрасно!!!".

Deep Purple - "Shades of Deep Purple" (1968)

оригинальная обложка альбома

"Оттенки Темного пурпура" были записаны в мае 1968 и вышли в том же году, когда группа уже записывала второй альбом.

В обзоре "Фиолетовый рейтинг" я поставил эту пластинку на довольно низкую ступеньку (что не удивительно, учитывая последующие достижения Deep Purple). Однако, следом я указываю, что и этот дебютник обладает своей неповторимой очаровательной наивностью (или наивной очаровательностью), и обязателен к прослушиванию не только поклонниками группы, но и всеми любителями рок-музыки.

Из записи выделяются, прежде всего, открывающий инструментал "And the Address", и песня "Mandrake Root" (так назывался один из предыдущих недолговечных проектов Блэкмора). Эти песни были сочинены на самых первых репетициях Джона Лорда и Ритчи Блэкмора.

Обложка американского издания отличается от британского.

американский вариант обложки первого издания альбома

Переиздание альбома 2000, кроме измененной обложки, содержит "Shadows" - демо из записи, сделанной MkI еще до записи дебютного альбома для выпускающих фирм, а также альтернативные версии некоторых композиций.

обложка переиздания 2000

На 21-м альбоме "Whoosh!" (2020) Deep Purple перезаписали инструментал "And the Address". По задумке продюсера Боба Эзрина, такой ход (первая композиция на первом альбоме, и последняя - на последнем) должен был красиво подытожить творческий путь группы (сейчас, когда новый альбом Deep Purple в стадии создания, Эзрин в своих интервью, конечно же, признает, что тогда поторопился со своей идеей).

Хорошие новости из Сети
Gelvar, Darkside.ru: "Как все-таки приятно в наши дни, когда по телевизору крутят Альтернативу и Эмо, вставить диск с группой 60-х и вспомнить что такое настоящая музыка.
Музыка с большой буквы, так как только Deep Purple могли записать всего за восемнадцать часов такой красивый и интересный альбом. Тут невозможно расписывать отдельные песни, они все великолепные".

Iron Maiden - "Iron Maiden" (1980)

обложка альбома

Дебютный, и одноименный альбом Железной Девы был записан в Лондоне в январе-феврале 1980, и представляет собой, на мой взгляд, один из сильнейших альбомов Iron Maiden, и дебютников вообще.

Записи шедевра способствовало несколько обстоятельств: накопление сильного материала (к моменту записи группа существовала уже 4 года), стабилизация состава (Харрис/Мюррей/ДиАнно/Стрэттон/Бэрр), эффективное администрирование Рода Смоллвуда (включавшее, в числе прочего, выпуск дебютного EP и успешные гастроли).

На альбоме, пожалуй, нет проходных композиций вообще, но меня всегда завораживала связка инструментальной "Transylvania", демонстрирующего уже наработанный фирменный стиль группы (и которая, к сожалению, не исполнялась на концертах уже почти 30 лет), и изумительной баллады "Strange World", недолго исполнявшейся Iron Maiden в живую только на заре своего существования.

Звучание пластинки, конечно, далеко от совершенства (Мартин Берч еще не начал сотрудничать с группой), но это вполне компенсируется (если, конечно, не быть аудиофилом) силой самого материала.

Starbreaker, Darkside.ru: "Резкий и мгновенно запоминающийся вокал Пола, ставшие впоследствие культовыми, двойные соло гитарные сплетения, единственная и неповторимая манера игры на басе от Стива - все эти факторы сразу же привлекли к группе множество поклонников.
Ну а сами песни к этому времени уже были сто раз проверены на концертах, и поэтому никак не могли оказаться слабыми. Шесть супер хитов и три отличных номера в довесок - вот как можно описать содержание этого диска.
Практически единственный недостаток - не шибко хорошее качество записи, но поскольку это все-таки был первый большой поход ребят в студию, и своего седьмого члена группы (шестой - конечно же, Эдди) в лице Мартина Берча они пока еще не нашли, это простительно.
...В целом - этот диск должны прослушать все любители хэви метала. Отличный дебют великой группы".

Легион - "Апокалипсис" (1986)

обложка ремастированной версии альбома 2019

"Апокалипсис", записанный классическим составом Легиона (Царев/Булгаков/Чернышев/Стасилович/Комаров) в 1986, наверное, самый наивный из дебютников моих самых любимых рок-групп. На нем, конечно, видны огромный талант и будущий почерк этой замечательной группы, но на тот момент запись получилась наивной и крайне неровной.

По счастью, у нас есть сборник "1980-1987" (1997), включающий перезаписанные Алексеем Булгаковым м Алексеем Чернышевым лучшие песни с альбома. Очень жаль, что на момент публикации обзора в Яндекс-музыке этого сборника нет.

Этот сборник (а значит, и классический материал группы), положил начало второй волне популярности Легиона, о чем говорилось в обзоре "Легион на грани веков".

Что же касается "Апокалипсиса", то в 2019 он был ремастирован, впервые получил оформление, и был издан на CD.

Черный кофе - "ЧК`84" (1984)

обложка не авторизованного издания альбома

С дебютным альбомом Черного кофе история несколько туманна. Сам Дмитрий Варшавский считает, что дискография группы начинается с записанного в мае 1986 альбома "ЧК`86", более известного как "Светлый металл" (и изданного официально с таким названием в 2000).

Однако, согласно приведенному в статье "Теория поколений" определению студийного музыкального альбома, первый опыт студийной работы Черного кофе все же относится к 1984, когда трио Варшавский/Шатуновский/Мощенов сделали первую запись из 10 песен под названием "ЧК`84".

В 2002 издательство "Триарий" без согласования с Дмитрием Варшавским переиздало этот альбом под названием "Приди и все возьми". В оформлении этого не авторизованного (по существу - пиратского) альбома не содержалось никаких комментариев о месте, времени и участниках записи.

Все это потребовало разъяснений со стороны маэстро, за коими я и обратился к Дмитрию Львовичу через существовавший тогда официальный сайт группы.

эпизод моей переписки с Д. Варшавским, 2007

Как видно из ответа, автор считает первым альбомом Черного кофе "Светлый металл", в первое официальное издание которого в 2000 были включены песни "Страна" и "Света луч". Меня этот ответ не удивил - ведь остальные песни на записи 1984, по сравнению с "ЧК`86", действиnельно звучат наивно, хотя я, кроме двух уже упомянутых песен, еще выделил бы "Приди и все возьми" и "Дама пик".

В качестве "бонуса" в "Светлый металл" с дебютной студийной работы Черного кофе также была включена песня "Из придорожной тени", позже перезаписанная, и включенная в переиздание альбома "Вольному - воля" (2003).

Мой второй вопрос в том сеансе общения касался песни "Поет любовь" с прекрасного альбома "Они бесы" (2004).

Центр - "Трамвайное депо" (1982)

обложка альбома от 2007

Эта запись - тоже "неоднозначный" дебютник. Она была впервые издана после реставрации в 2007, и в комментариях Василия Шумова к ней говорится, что многие ценители считают ее "нулевым альбомом Центра". Однако, так как это был первый студийный опыт коллектива, оставивший нам запись, то его результат является ничем иным, как первым альбомом группы. Единственным недостатком такого ее определения становится то, что классическая запись "Стюардесса летних линий" (1983), почти четверть века до этого считавшаяся дебютом Центра, теперь становится вторым альбомом.

Лента с "Трамвайным депо" была записана классическим составом Центра (Шумов/Локтев/Виноградов/Шнитке) в марте 1982 в Москве, в клубе Октябрьского трамвайного депо, и относится, по классификации того же Василия Шумова, к альбомам первого поколения, когда все музыканты играли свои партии одновременно.

Жаль, что на Яндекс-музыке на момент публикации этот альбом не представлен - ведь он явно заслуживает внимания. Масса ярких мелодий, уверенные аранжировки, прекрасная поэзия - все это делает основную часть представленных песен достойными представителями русскоязычной new wave.

Не стоит забывать, что "Радиоактивность", вошедшая в культовую пластинку "Сделано в Париже", впервые появляется именно на "Трамвайном депо", а песни "Новая земля", "Мальчик в теннисных туфлях" и "Фотолаборатория" также были перезаписаны позже для последующих альбомов Центра.

ДДТ - "Свинья на радуге" (1982)

обложка альбома

Свой дебютный альбом легендарная группа из Уфы записала на студии Башкирского телевидения весной 1982 в составе Шевчук/Родин/Сигачев/Асанбаев/Каримов.

Некоторые считают первым альбомом ДДТ запись "ДДТ-1", сделанную годом раньше, однако Юрий Шевчук придерживается мнения, что дискография группы открывается именно "Свиньей на радуге" (так что, первую запись стоит отнести к демо, не забывая также, что почти все песни с нее перешли в дебютник).

Музыкальная ткань альбома представляет собой причудливую, но уверенную смесь new wave/hard rock/blues rock. Лично мне слушать ее очень интересно, и "Свинью на радуге" я считаю одним из лучших альбомов ДДТ, по крайней мере - из альбомов 1980-х.

Именно на ней уже содержатся такие будущие хиты, как "Не стреляй" и "Дождь" (самые первые, кстати, песни группы), да и остальной материал звучит вполне достойно.

Кроме первой версии "Дождя" (ничуть не уступающей более известной версии с "Актрисы Весны"), я бы выделил просто изумительную, незаслуженно забытую, 8-ми минутную песню "Блюз", в которой ярко проявил себя уж покинувший нас Рустем Асанбаев, и прекрасную, небольшую балладу "Вечер" (очень жаль, что и этот дебютный альбом не представлен на момент публикации на Яндекс-музыке).

К сожалению, после переезда Юрия Шевчука в Ленинград материал дебютного альбома ДДТ был практически забыт - а ведь он явно интереснее целого ряда записей этой группы.

Альбом впервые официально был издан в 1999. На переиздании 2011 в серии "Переиздание XXI век" альбом был переиздан с модифицированной обложкой, а к трек-листу прибавлена запись песни "Давайте что-нибудь придумаем", сделанная на одном из квартирников Юрия Шевчука в Уфе в 1981.

обложка переиздания 2001

Наконец, в 2011 весь каталог ДДТ был переиздан на CD с оригинальными обложками и трек-листами, но с картонными обложками.

Nautilus Pompilius - "Переезд" (1983)

оригинальная обложка альбома

Обстоятельства записи дебютного альбома группы Nautilus Pompilius изложены мной в обзоре "Человек без имени". Повторюсь: я считаю "Переезд" одним из сильнейших, и при этом незаслуженно забытых альбомов группы.

В конце 1990-х-начале 2000-х почти весь каталог группы был переиздан с новыми стильными обложками.

обложка переиздания

Мумий тролль - "Морская" (1997)

обложка альбома

Интересный факт: будучи основанными почти в одно и тоже время (Nautilus Pompilius - в конце 1982, Мумий тролль - в конце 1983), в 1997 обе группы выпустили по альбому, только Наутилус выпустил альбом последний, а Мумий тролль - первый.

Об огромном значении этого альбома в русскоязычной рок-музыке сказано немало. Упоминал об этом и я в обзоре "Мумий тролль: Кораблекрушение".

В отличие от "обязательных хитов" в виде "Девочки" и "Утекай", мои самые любимые песни с альбома - "Вдруг ушли поезда" и "Время тепла".

Rock_Meloman, Livejournal: "...В те же дни [1997 - прим. РОКЛЯ] пробил звёздный час старой/новой группы из Владивостока под оригинальным названием «Мумий Тролль»: из каждого ларька зазвучали песни из альбома «Морская». Немногим раньше в многочисленных (в ту пору) музыкальных телепрограммах практически одновременно стали ротироваться два видеоклипа МТ – «Кот кота» и «Утекай», выполненные в едином стиле. С этих видеоклипов всё и покатило, собственно.
Первое моё впечатление от увиденного было – некий гламурный поп-рок, эдакая жёсткая, осовремененная версия «T-Rex». В принципе, мнение и впоследствии кардинально не изменилось. Конечно же, меня, как поклонника классического русского рока, сразу же резанула нарочито авангардная структура текстов, ещё больше – интонационные оттенки: смещение акцентов и ударений. «Кошачий» вокал, кстати, то есть, то, за что многие изначально не приняли «Мумий Тролль» всерьёз, меня лично совсем не раздражал. По большому счёту, всё это было очень круто, потому что до Лагутенко так у нас никто ещё не сочинял и не пел. Неординарность, саунд, мелодизм и удивительная энергетика – это то, что меня сразу же подкупило в этой группе.
...Кассета «Морская» практически не покидала магнитофон, и за пару месяцев стала для нас КЛАССИЧЕСКИМ альбомом – то есть, заученным наизусть, что называется - «от ракорда до ракорда». А он такой и есть, на самом деле. Первая ласточка эпохи «рокапопса», вестник обновления и неминуемых перемен".

Наконец, стоит сказать пару слов об обложке. С первого момента, как я ее увидел, я не сомневался, что в черном круге изображен какой-то морской обитатель (как бы подчеркивая название альбома), однако все оказалось куда проще: на обложке первопроходцев русскоязычного brit pop мы видим макароны, свисающие из дуршлага.

Гражданская оборона - "Поганая молодежь" (1985/1989)

обложка первого издания альбома

Дебютные записи Гражданской обороны - это череда околомузыкальных экспериментов, которые вплоть до 1989 подвергались переосмыслениям, пересведениям, переписываниям партий и т.п., после чего были выпущены в виде двух альбомов: "Поганая молодежь", включающая ранние композиции и эксперименты Посева и Гражданской обороны, и "Оптимизм", включающий опусы Гражданской обороны первых лет существования.

Егор Летов, 2005: «Поганая молодёжь» / «Оптимизм» — по идее, это первый единый продолжительный альбом Г.О., который был многократно записан в 1985 году и тогда же регулярно выпускаем под всевозможными экзотическими названиями: «The Best of Г.О.», "Поносные звучания Г.О. (двойник, часть 1-я — «Поганая молодёжь», часть 2-я — «Оптимизм»), «Первый и последний альбом Г.О.», «История Омского Панка, часть 2-я», просто «Гражданская Оборона» и т. д.
Все эти записи по качеству были разнообразно чудовищны и абсолютно не гуманны по отношению к слушателю (вместо ударных было исполнено и записано что попало — от портфеля до пионерского барабана и тарелки от hit-hat-a, прибитой к деревянному бруску, слова чрезвычайно неразборчивы, полный нестроевич и.т.п.).
В тех записях помимо нас с Кузьмой также принимало участие энное количество всякого люда имён некоторых из них невозможно даже припомнить. Кончилось всё тем, что группа в конце 85-го была безжалостно разогнана государственными карательными органами, меня принудительно отправили в психушку, Кузьму — в армию, и весь этот материал как бы завис на два года. Впервые на удобоваримом звучании он появился на альбоме/сборнике «Красный альбом», записанном мной в одиночку летом 1987 г.
То, чем являются так называемые «первые» альбомы Г.О., известные в народе как «Поганая молодёжь» и «Оптимизм» — в целом это римейки материала с первого вышеупомянутого сверхдлинного альбома Г.О. 1985 г., записанные 12-22 января 1988 г. после возвращения Кузьмы Рябинова из армии и реабилитаци от неё. При этом часть вещей была полностью переделана (как впоследствии, через год, материал для альбома «Посев»), часть воссоздана с использованием древних (1985 года) дорожек. При этом сами полученные альбомы претерпели неоднократное сведение и перекомпоновки, мною осуществлённые в течение нескольких последующих лет.
Деление материала на альбомы происходило по следующему принципу: в «Поганую молодёжь» вошли композиции из репертуара группы «ПОСЕВ», а также сочинённые в самый ранний период существования Г.О. (то есть ноябрь 1984 — ранняя весна 1985 гг.). В «Оптимизм» же — более поздние, весенне-летне-осенние 1985-го года вещи (за исключением таких опусов, как «Я иллюзорен», «Детский мир» и др., удачно исполненных и включённых в «Красный альбом»)".

В обзоре "Серая книга" уже говорилось о том, что на запись цикла классических альбомов 1987 Егора Летова сподвиг локальных успех группы, связанный с выступлением на I Новосибирском рок-фестивале.

Что же касается "Поганой молодежи", то это милая, наивная, причудливая смесь avantgarde/punk/pcyhedelic, которая заслуживает определенного внимания.

Как и в случае с Deep Purple, на последнем альбоме Гражданской обороны "Зачем снятся сны?" (2007) размещена перезаписанная песня "Снаружи всех измерений", до этого включенная в дебютник (хотя, конечно, это не было спланировано).

В 2005 "Поганая молодежь" была переиздана издательством "Выргород" с оригинальным трек-листом и модифицированной обложкой.

оформление переиздания альбома 2005

Ария - "Мания величия" (1985)

обложка альбома

"Манию величия" - альбом, который в полной мере может претендовать на звание первого русскоязычного альбома в стиле heavy metal, записанного в СССР, записал первый состав Арии (Холстинин/Грановский/Покровский/Львов/Кипелов), никогда не выступавший на сцене.

Как мне кажется, альбом стоило сделать одноименным (назвав его "Ария"), и тогда обложка, нарисованная к первому официальному изданию альбома в середине 1990-х, была бы вполне логична. Впрочем, к моменту окончания записи альбома (31 октября 1985 - этот день считается днем основания группы) у него не только не было обложки, но и участники группы вообще мало рассчитывали на его хождение среди слушателей.

"Мания величия", при некоторой сырости и наивности, звучит смело и уверенно, а главное - искренне и современно. Здесь есть и дань heavy, который тогда находился на пике своего развития ("Это рок!", "Бивни черных скал"), намеки на будущую эпичность ("Волонтер"), хит ("Тореро"), баллада с фирменным вокалом Валерия Кипелова, который украсит еще не один "арийский медляк" ("Мечты"), и романтичность, свойственная 1980-м вообще ("Позади Америка").

В обзорах, посвященных Арии, я уже высказывал мнение, что альбомы Арии "первой эпохи" (1985 - 1991) - это последовательное движение вверх. Несомненно, что "Мания величия" - это старт с очень высокой позиции. И хотя "С кем ты?" был заметным шагом вперед, очарование первого альбома Арии с годами определенно не проходит.

Tiamat - "Sumerian Cry" (1990)

оригинальная обложка альбома

Обзор дебютного альбома Tiamat сделан в публикации "Шумерский плач, ледяной и тяжелый".

В последующем альбом неоднократно переиздавался, в том числе со светлой обложкой с несколько разными вариациями шрифта.

обложка одного из переизданий

Сплин - "Пыльная быль" (1994)

обложка первого издания альбома на кассете

Дебютник культовой петербургской группы, которую также (вполне справедливо, на мой взгляд) называют последней легендой русского рока, был записан в начале 1994, и пережил три инкарнации.

Первое, самиздатовское хождение по городу альбом имел на кассетах, и, несомненно, имел локальный успех. Его музыкальная ткань предложила новый, свежий взгляд на те темы, которые русскоязычный рок уже рассматривал 10-15 годами ранее, а образная поэзия Александра Васильева словно открывала его новую главу.

Все песни альбома и сегодня слушаются с интересом, я советую обратить внимание на "Холодные зимы" и "Санкт-Петербургское небо".

На песню "Мне сказали слово" был снят первый видеоклип.

В 1997 компанией "Саунд-продукт" альбом был издан официально, и с новой обложкой. В качестве бонуса к трек-листу была добавлена первая версия песни "Рыба без трусов".

обложка издания 1997

Песни "Жертва талого льда", "Сказка" и "Рыба без трусов" были перезаписаны для альбома "Коллекционер оружия".

В 2002 "Пыльная быль" была переиздана с третьей обложкой и трек-листом первого официального издания.

обложка переиздания 2002

Ранние альбомы группы Сплин, в том числе дебютный, и сегодня представляются приятным и интересным ностальгическим приветом из 1990-х, когда самые разнообразные альтернативные стили рок-музыки проявили себя в полный рост.

Уважаемые подписчики и читатели сайта РОКЛЯ! Жду от вас комментариев о любимых дебютных релизах полюбившихся групп, и их концертных воплощениях.

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Дебютник.