The Cure. Депрессия во имя созидания

Здравствуйте.

Пафосно звучит название статьи, не правда ли? Непросто дался мне поиск правильных слов для наиболее подходящего заголовка. А как бы вы охарактеризовали творчество Роберта Смита и группы The Cure из Великобритании? Сейчас модно говорить - набрасывайте идеи! Термины типа "позитивный", "радостный", "солнечный", "душевный" и прочие жизнерадостные формулировки - не для этой статьи. Думаю, сам Роберт от такого описания своего творчества скривился бы минимум как от съеденного килограмма лимонов или зубной боли. Думаю, что более близкими будут такие прилагательные, как "тёмный" "мрачный", "тоскливый" или "беспросветный". Есть ещё одно очень подходящее, на мой взгляд, русское слово - "безнадёга". Но оно простовато для того, чтобы вставить его в заголовок статьи. Что-то близкое к "депрессии" подойдёт. Но любой человек, знакомый с песнями The Cure, обязательно крикнет, что депрессией здесь и не пахнет, разве что для чувствительных подростков. Сразу скажут, что автор, собирая материалы для своих "писулек", залез на портал для каких-нибудь меланхоличных флегматов и прочитал, что они для вхождения в транс обязательно ложатся в гробы и слушают The Cure. И теперь несёт пургу. А я буду пытаться оправдываться - ни на каких порталах не обретался и информацию не черпал, а просто решил добавить в название нечто протоворечивое - такое, как эта музыка. Потому что творчеством Роберта Смита заслушиваюсь не один десяток лет, и оно действительно какое-то созидательное, несмотря на основные оттенки в настроении. Поверьте, у меня в фаворитах не только Friday I'm In Love, Just Like Heaven или Lovesong, которые можно услышать и по радио, и в сопливой американской комедии. И не подумайте также, что я высоко ценю жуткие каверы типа Boys Don`t Cry, до неузнаваемости изуродованные какой-нибудь певичкой или даже "самой" Скарлетт Йоханссон... Если среди читателей нашлись исключительно любители песен застенчиво улыбающегося Роберта Смита, то предлагаю остановиться на первом абзаце, уже затянувшемся, и кликнуть на ссылку, переносящую на сайт домохозяек, готовящих замечательную шарлотку. Я больше люблю других The Cure (при всём уважении к перечисленным песням) и уверен, что не одинок.

Для тех, кто нашёл в себе силы перейти ко второму абзацу, должен сообщить ужасное. В этой статье, во-первых, не будет ничего об истории группы, о детстве или женитьбе Роберта, о том, что он отказался заводить детей и что его супруга считает вышеупомянутую Lovesong лучшей песней о любви. Я об этом почти ничего не знаю, я просто люблю слушать эту группу. Она дарит мне настроение, которым ни у кого другого я разжиться не могу. И оно правда ни фига не депрессивное, хотя вот вам для начала одна из мрачнейших вещей Роберта - One Hundred Years, от которй даже влюблённые коты бросают своих кошек и бегут без оглядки целые сутки. А меня она как-то бодрит. Во-вторых, я не буду глубоко входить в разбор полётов целого роя наших рок-групп, которые часто беззастенчиво, порой по необходимости (ибо не будешь ни на кого известного похожим - не продашь пластинку), а иногда просто "по ошибке" копируют мелодии, внешний вид или приёмы The Cure и других музыкантов. Позвольте только один пример: Kyoto Song, после которой передаю дружеский привет группе "Алиса" и её Театру теней. И наконец, в-третьих, в сегодняшней основной программе (помимо ссылок на композиции) всего-то пять песен, и не исключено, что часть читателей будет недовольна их выбором. Но, ежели возникнет желание ещё раз, или несколько, нырнуть в творчество Роберта сотоварищи, я обязательно вернусь с другими песнями, да хоть с целым отчётом по каждому альбому. А сегодня - несколько композиций, которые ОЧЕНЬ мне нравятся, и я почему-то верю, что единомышленники найдутся.

Хочется получить удовольствие, как на концертах (а мне повезло дважды видеть их живьём), поэтому сначала - раскачка, потом мощь, и в конце - кода.

Номер один. Альбом 4:13 Dream, 2008. В ассортименте и ниспадающий на землю с небес прославленный хор колокольчиков под управлением маэстро Роберта Смита, и глубокий бас, и завораживающая гитара, и конечно же, тоскующий голос САМОГО. Слушаем.

Я бы с удовольствием начал и с пронзительной Want, и с готической Plainsong, которой The Cure кстати открывали свой самый свежий (для меня) концерт в Москве в 2019 году. Но для набора необходимого настроения была нужна именно эта песня. Не судите строго и не душите меня "нехитовостью", "неряшливостью" или "откровенной слабостью" сегодняшней "открывашки". Она к месту, мне думается.

Вторая. Для меня - самая романтичная песня Роберта Смита. Вы можете назвать другие, или сразу несколько, а эта - моя. И хорошо, что длинная. Я успеваю за её семь с половиной минут и вернуться в детство, и выцарапать из памяти первый поцелуй, не очень-то приятный, и повторить путешествие на поезде с мамой и папой, а также курицей, солёными огурцами и варёными яйцами, которые мы с братом начинали требовать, как только трогался поезд... Да и ещё кучу всего, что хочется рассказать. Но не первому встречному, а тому, кто поймёт. Но кого-то уже нет, кто-то покрутит пальцем у виска, а кому-то просто всё это до фени. Вот и пишу, чтобы не забыть, в каком состоянии я её сегодня слушаю. А завтра - в другом. Вот в этом и магия песен The Cure. Ну неужели не созидательная музыка?

Мой самый-самый-самый любимый альбом Disintegration 1989 года, который я полюбил в начале 90-х и уверен, что уже насовсем. От первой до последней ноты.

В Disintegration есть ещё пара вещей, которые на дают спокойно жить. Вот, к примеру, о Lullaby мне нечего сказать, это просто общепризнанный шедевр, что ещё добавить? А вот Fascination Street... Один из самых крутейших басовых рифов, ввинчиваясь в мозг, сводит с ума; гитара расчленяет каждой нотой; ударник со зловещей улыбкой мочит по своим беззащитным барабанам, собирающимся превратиться в пыль и лохмотья; клавиши капают как вода на голову обречённому узнику, готовому отдаться на растерзание жутким пришельцам, только ПЕРЕСТАНЬТЕ!!! А Роберт вокалом добивает наши доживающие последние минуты уши. Это просто сносит!

По поводу этой песни есть у меня свой P.S. Когда я работал на радио, нас просили для индивидуальности (или чтобы слушатели, как собаки Павлова, к нам привыкали) ставить во время анонса часа определённую мелодию, каждый выбирал сам. И у одной девочки как раз Fascination Street была такой "подложкой", я ей завидовал. Какой кайф - каждый час нервировать бабулек и водителей маршруток этой мощью! Да ещё во время спитча типа: "В нашем городе 17 часов. В течение следующих 60 минут вы получите порцию позитива от песен Стинга, "Бэд Бойз Блю", "Джипси Кингз" и группы "Мечтать". А у меня поначалу был фон: ХАХАХА!!! Jon Secada, Just Another Day. И всего 18 секунд до вокала, когда под The Cure можно было две споловиной минуты болтать! Ну и нюня же я был! Но потом у меня на подложке уже был Giorgio Moroder, я стал крутым.

И ещё об одной песне с этого альбома - заглавной, Disintegration. Тоже без долгого описания. Она просто невероятная. Затягивает и не выпускает. Удав. Или гремучая змея. Или гюрза. С каждой строфой, произнесённой Смитом, уходим в астрал, а змеюка продолжает давить, пока из нас самих не начнёт капать яд. Непередаваемо.

Продолжим с номером три. Одна из самых ранних и, как мне кажется, самых крутых песен The Cure. 1980 год, A Forest.

На двух концертах, пражском и московском, её играли. И в конце - дуэт Роберта Смита и басиста Саймона Гэллапа. Один два раза дын-дын, другой - два раза тын-тын. И так несколько минут, просто все соки из нас, изнемогающих от этих звуков, выжимали. Высший класс!

Четвёртая композиция. Саундтрек к фильму "Ворон". Будете надо мной смеяться очень долго - как такой дилетант может писать о музыке, ни фига не разбираясь в ней? А я в тысячный раз скажу - я не хочу узнавать, на каком лейбле вышел тот или иной сингл, кто монтировал, а кто продюсировал. За что выгнали ударника. И после каких событий родился суперхит. Для меня эта информация лишняя. Я просто слушаю. Но кое-что и знаю, конечно же. И, значит, вот эту песню, после примерно 20 лет её существования на свете, я услышал на концерте. Впервые. Уже после спрашиваю у друзей (мы покупали билеты на концерт в Праге в разное время и сидели в разных секторах): а что это была за песня, где Роберт играл на дудочке, а ударник так долбил, что у меня чуть череп не оторвался? И один из товарищей, покровительственно положив руку мне на плечо и заглядывая в глаза, как помешанному, сказал: "Это Burn из "Ворона", малыш! Чо приезжал-то?" (Шутка, последней фразы он не произносил, компания была что надо, с пониманием относились к сирым и убогеньким).

А у меня по поводу этой песни всё.

Как обещал, у нас на повестке дня всего 5 песен, и мы подходим к занавесу. Эта вещь точно подойдёт.

А вообще в голове рой пчёл, правильных или нет - не знаю, я не Винни Пух. Многое хотелось вместе с вами ещё послушать и бешеную Cut с фантастическим рисунком ударных, и восточную Killing An Arab, которую Смит написал под впечатлением от прочитанной книги А. Камю "Посторонний", и дурашливую The Lovecats (хоть сейчас - в саундтрек к мультику "Котёнок по имени Гав"), и растасканную на цитаты и сэмплы Close To Me...

Так помашем же друг другу руками, ещё раз вздохнём - ээээх, как же люди играют!, а после дослушаем песню до конца. И завтра снова вернёмся к музыке Роберта Смита и его группы The Cure - загадочной, мрачной, местами срывающей с катушек и всё же очень ПО НАМ, то есть совпавшей с нашими шаблонами, калибрами, вибрациями, интересами и запросами. Занявшей нас целиком. По самое горлышко.

До встречи.

Ещё о роке на моём сайте:

Сегодня - Simple Minds

Billy Idol. Как бездельник стал суперзвездой

Radiohead.Чудесный сон

Marillion. Прогрессив-рок, который, наверное, понравился бы Толкиену

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: The Cure. Депрессия во имя созидания.