В 1995 году, после более чем десятилетнего перерыва, гитарный виртуоз Ричи Блэкмор решил возродить Rainbow и штурмовать американский рынок с альбомом «Stranger in Us All». Несмотря на высокие музыкальные достоинства, пластинка потерпела коммерческое фиаско в США, а в Европе серьёзно уступила в продажах новому альбому Deep Purple «Purpendicular», хотя, по мнению многих, превосходила его по качеству.
Соперничество двух легенд
1996 год выдался богатым на громкие рок-релизы. Особый ажиотаж вызвали два альбома: «Purpendicular» от Deep Purple, впервые записанный без Блэкмора, и «Stranger in Us All» от Ричи Блэкмора, выпущенный под брендом Rainbow. Хотя между релизами прошло полгода, фанаты и критики немедленно начали их сравнивать, разжигая давнее соперничество.
Интерес к Deep Purple был обусловлен в первую очередь именем и историей группы, в то время как к альбому Rainbow публика присматривалась с точки зрения музыки. Итог был неожиданным: в США и Канаде оба диска провалились, не попав в чарты, а в Европе, в Англии и Германии, с ощутимым отрывом лидировал Deep Purple.
Музыкальные эксперименты и наследие
Парадоксально, но «Purpendicular» был скорее экспериментальным проектом, представившим слушателям звучание, нехарактерное для классического Deep Purple, но знакомое поклонникам по сольным работам Иэна Гиллана начала 90-х.
На видео: одна из песен с альбома "Stranger in Us All", исполненная на концерте в Германии в 1995 году. На барабанах не тот барабанщик, с которым записывался сам альбом, а Чак Бёрджи, который записывался на альбоме Rainbow "Bent Out Of Shape" 1983 года.
Блэкмор же в своей работе мастерски соединил два направления: мощь Deep Purple и мелодизм позднего Rainbow. Многие слушатели отмечали, что «Stranger in Us All» записан в той же энергетике и стилистике, что и последний альбом Deep Purple с участием Блэкмора, «The Battle Rages On...». Ключевым отличием стал вокал, который отсылал к коммерчески успешным альбомам Rainbow начала 80-х.
Новый состав и старые амбиции
Для записи альбома Ричи Блэкмор собрал команду относительно малоизвестных музыкантов. Исключением были басист Грег Смит, работавший с Элисом Купером, и клавишник Пол Моррис, участвовавший в сольном проекте Доро Пеш. Несмотря на скромный опыт коллектива, Блэкмору удалось создать сильный хард-роковый альбом, хотя попсовый оттенок вокала придал звучанию излишнюю коммерциализированность — тот самый эффект, которого музыканты Deep Purple опасались при записи альбома «Slaves and Masters» с Джо Линн Тернером.
Феномен «форинезации» саунда, то есть адаптации британского хард-рока под американские радиоформаты, берёт начало в успехе группы Foreigner. Этот тренд, зародившийся в конце 70-х, стал для многих рок-коллективов как путём к миллионам, так и творческой ловушкой.
Обратите внимание: Почему в 80-х Андрей Макаревич был для меня с лицом Томаса Андерса.
Роковая ошибка в расчётах
Вокалист Дуги Уайт, чья манера пения напоминала Пола Роджерса из Bad Company, усилил это «американское» звучание. Вдохновлённый финансовыми успехами Rainbow в США начала 80-х, Блэкмор намеревался повторить и приумножить тот успех, создав продукт в духе коммерчески безупречных Foreigner или Bad Company.
Однако его стратегический просчёт заключался в том, что к середине 90-х интерес к этому конкретному, «гладкому» формату хард-рока в Америке уже угас. Группы, на которые он ориентировался, сами теряли позиции в чартах. Блэкмор, не проведя должного анализа рынка, предложил публике продукт, чья коммерческая модель устарела, что и привело к провалу.
Творческая победа и коммерческое поражение
Несмотря на рыночный провал, «Stranger in Us All» многие считают лучшей работой Блэкмора со времён альбома «Long Live Rock 'n' Roll» (1978). Автор статьи полагает, что с вокалом Ронни Джеймса Дио и ритм-секцией в лице Кози Пауэлла и Джимми Бэйна этот альбом мог бы стать достойным наследником легендарного «Rising».
Замысел альбома был блестящим, а гитарный гений Блэкмора — неоспорим. Музыкально «Stranger in Us All» мощнее и целостнее, чем «Purpendicular» от Deep Purple со Стивом Морсом. Однако Deep Purple сделали ставку на верных европейских фанатов, а Блэкмор — на капризный американский рынок и проиграл в коммерческой игре.
Это поражение, впрочем, было лишь финансовым. «Stranger in Us All» остаётся мощным прощальным аккордом рок-карьеры Блэкмора. Разочаровавшись в индустрии, маэстро ушёл в фольклор и средневековую музыку, занявшись тем, что было по душе лично ему, а не сиюминутным запросам публики.
Другие материалы о Ричи Блэкморе и Rainbow
«Ritchie Blackmore's Rainbow», 1975 г. – на этом альбоме Ричи предлагал спеть не Дио, а Дэйвиду Ковердейлу
Как Джон Бонэм из Led Zeppelin помог Ричи Блэкмору в 1976 году создать альбом Rainbow «Rising»
Rainbow «On Stage», 1977 г. ~ самый классический хард-роковый альбом громких 70-х
Рассказ о том, как Джо Линн Тёрнер в 1981 году спас «Rainbow» от банкротства
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Почему гений Ричи Блэкмора в виде диска Rainbow «Stranger in Us All» 1995 года с треском провалился в Америке.