9 июня 2021 года исполнилось бы 80 лет замечательному британскому музыканту, виртуозному клавишнику, композитору и аранжировщику Джону Дугласу Лорду.
Тем, чья юность и молодость пришлись на 70-ые и чья душа до сих пор черпает силы в музыке тех далёких лет, в это непросто поверить, как и в то, что вот уже 9 лет прошло, как Джона Лорда не стало. Орган и фортепьяно Лорда то как журчание быстрой горной реки, то словно смерч, сметающий всё на своём пути, то словно тихо подкрадывающийся ветер, то как звонкая серебряная весенняя капель, то как тяжёлые дождевые тучи... Его соло, наполненные какой-то неземной энергией, звучат плотно и мощно, как ураган, нежно и деликатно, как первый луч солнца... Очарование и восхищение музыкой этого замечательного клавишника пробуждается всякий раз, когда мы включаем и слушаем его записи.
Джон Дуглас Лорд появился на свет 9 июня 1941 года в Лестере. Его отец, Реджинальд Лорд, игравший во многих джазовых оркестровых группах, с улыбкой наблюдал, как его маленький сынишка Джонатан устраивался возле старенького пианино и колотил кулачками по клавишам. Первые уроки игры на фортепьяно малыш Джонатан стал брать уже в семь лет.
Через девять лет Джонатан Дуглас Лорд поступает в Лондонскую консерваторию, которую очень быстро забросил, так как не хотел быть зависимым в финансовом плане от родителей. Юноша устраивается на службу в качестве рядового сотрудника в адвокатуру, но и здесь надолго не задерживается: однообразная служба в офисе быстро ему наскучила. Детская мечта Лорда стать актёром стала осуществляться лишь в тот момент, когда он поступил в лондонскую Центральную школу сценической речи и драмы. Он начал работать в театре, но и здесь Лорду прижиться не удалось. Через пару лет служения Мельпомене Джон вынужден был покинуть стены театра. К этому времени он уже приобрёл определённый опыт выступлений перед публикой, появляясь в составе различных джазовых коллективах в недорогих лондонских пабах. В 1963 году, скопив деньжат, Джон покупает свой первый электроорган и играет в группе "Artwoods" с братом Ронни Вуда из "Rolling Stones". На Джона Лорда обратили внимание музыканты группы "The Kinks" и пригласили для записи своего хита "You Really Got Me". В последующие несколько лет Джон играет в составе различных коллективов, в том числе во "Flower Pot Men". Имя молодого талантливого клавишника становится известно в лондонских музыкальных кругах.
Однако по-настоящему раскрыться как музыкант, композитор и аранжировщик Джон Лорд смог в "Deep Purple", созданном в 1968 году. Вместе с Ричи Блэкмором он в первые годы существования определял звучание и стиль квинтета, которые ориентировались на ритмическую плотность органа Лорда и гитары Блэкмора. Постепенно, с изменениями в составе, связанными с приходом вокалиста Яна Гиллана и бас-гитариста Роджера Гловера, изменилось и звучание группы - оно стало более тяжёлым, более плотным, ярким и насыщенным. Особый колорит "Deep Purple" придавала тяга Джона Лорда к классической музыке, по- особенному звучавшей на излюбленном Лордом органе "Hammond". " Я люблю классическую музыку,- признавался он. - Мне нравится, как она воздействует . Все эти последовательности аккордов... Так что я часто использую опыт классической музыки в своих соло".
В сентябре 1969 года Джон Лорд с коллегами по группе и симфоническим оркестром выступили в "Royal Albert Hall", где исполнили сюиту для рок-группы и симфонического оркестра. В октябре музыканты приступают к работе над альбомом "Deep Purple In Rock", огромный успех которой принёс группе мировую славу. Гитара Блэкмора и клавишные Лорда звучали в унисон, дополняя друг друга, при более выраженной работе бас-гитары и ударных Яна Пэйса. Джон Лорд, более тяготевший к классической музыке, и Ричи Блэкмор, стремившийся утяжелить звучание "Deep Purple", умели находить "золотую середину". " Работа вопреки ограничивающим обстоятельствам для меня зачастую приносила лучшие плоды, чем работа без ограничений". Ставшее каноническим сочетание сольных партий клавишных Лорда и гитары Блэкмора придавали лучшим песням группы особую притягательность. Так создавались лучшие альбомы "тёмно-лиловых" в первой половине 70-ых годов, они всегда пользовались большой популярностью у знатоков и ценителей рок-музыки. Песни "Speed King", "Child In Time", "Highway Star", "Smoke On The Water" и многие другие вошли в "золотой фонд" мирового рока. И в каждой из этих песен можно услышать клавишные пассажи Джона Лорда, отличавшиеся филигранной техникой и высочайшим мастерством." Deep Purple" чертовски хорошая группа, и мы основали собственную нишу в истории рок-н-ролла. Может, не гигантскую, но достаточную для того, чтобы гордиться ею", - констатировал позже Джон Лорд.
В поисках новых путей развития группа периодически обновляла состав, менялись стиль и звучание, но Джон Лорд вместе с Яном Пэйсом оставался неизменным участником " Deep Purple".
Обратите внимание: П. Дидди по закону меняет свое второе имя на «Шон Лав Комбс», что означает, что Шона Джона больше нет: «Это официально !!!».
В это время Джон Лорд записывает сольные альбомы, реализуя свои замыслы, не находившие весомой поддержки со стороны Ричи Блэкмора в рамках "Deep Purple". Лорд привлекает к работе над своими альбомами Лондонский и Мюнхенский симфонические оркестры. Работать с ним считают за честь многие известные и прославленные музыканты и вокалисты. Материал сольных альбомов Джона Лорда необычайно богат: монументальность соседствует с джазом и роком, танцевальные мотивы переплетены восточными орнаментами... Во многом экспериментальные работы лишний раз доказывали широкий диапазон музыкальных идей Джона Лорда. Его сольные альбомы не были слишком успешными с точки зрения чистой коммерции, но истинные поклонники таланта Джона Лорда по достоинству оценивали эти работы. "Gemini Suite" (1971), "Windows" (1974), 'Sarabande" (1976) и по сей день занимают достойное место в дискографии музыканта.Дэвид Ковердейл, Ян Пэйс, Джон Лорд, Гленн Хьюз и Томми Болин.ДПосле распада "Deep Purple" в 1976 году Лорд сотрудничает с Яном Пэйсом, Тони Эштоном, Берни Марсденом и Полом Мартинезом. В конце 1977 года бывший вокалист "тёмно-лиловых" Дэвид Ковердейл приглашает Джона в "Whitesnake", где он заметно расширил возможности звучания за счёт электропиано и синтезатора, чем значительно обогатил музыкальную палитру группы Ковердейла. Вполне успешное сотрудничество Джона с "Whitesnake" продолжалось вплоть до 1984 года. Именно к этому периоду относятся лучшие студийные работы группы - альбомы "Lovehunter ", " Come An Get It " и " Slide It In ". Параллельно с этим Лорд работает над сольным альбомом "Before I Forget" (1982) и пишет музыку к сериалу "Country Diary Of An Edwardian Lady" (1984).
Джон Лорд, Ян Пэйс в группе Дэвида Ковердейла "Whitesnake".В начале 80-ых Лорд принимает также активное участие в записи альбомов Джорджа Харрисона, Грэма Боннета, Дэвида Гилмора...10 марта 1984 года музыкальные издания вышли с сенсационной новостью: после восьмилетнего перерыва "Deep Purple" воссоединяются в своём "золотом" составе. Ян Гиллан, Ритчи Блэкмор, Роджер Гловер, Ян Пэйс и, конечно же, Джон Лорд! Словно восставшая из пепла птица Феникс, "Deep Purple" вернулись в мировые чарты с великолепным альбомом "Perfect Strangers", в котором органные соло Лорда звучали безудержно и неистово, как в былые времена. На волне вернувшейся популярности группа записала ещё один достаточно крепкий альбом "The House Of Blue Light", но вот последующие работы группы оказались значительно слабей и большого успеха не имели. Музыканты вновь оказались в своей собственной ловушке. Клавиши Лорда не без участия Блэкмора были отодвинуты на второй план, вновь возникавшие ссоры среди музыкантов пагубно сказывались на творческом процессе. Капризы и непредсказуемое поведение Блэкмора лишь накаляли обстановку в группе. Смена гитариста не слишком изменила ситуацию, альбомы "Deep Purple" привлекали внимание только самых записных почитателей... Всё вновь превратилось в рутину. За эти годы Джон Лорд записал единственный сольный альбом "Pictured Within"( ноябрь 1998 год), который был посвящён умершим незадолго до этого родителям.
Обложки сольных альбомов Джона Лорда.В последний раз в составе "Deep Purple" Джон Лорд появился на сцене 19 сентября 2002 года на концерте в Ипсвиче. Он заблаговременно оповестил коллег об уходе из группы. В некоторых интервью Лорд отмечал, что его стала тяготить работа в коллективе и что он хочет сконцентрироваться на собственных проектах. Классическая оркестровая музыка стала главным содержанием творчества Джона Лорда на все последующие годы.
Осенью 2009 года Джон Лорд посетил Россию и дал концерты в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге, которые прошли с огромным успехом. Большой ценитель искусства Джон Лорд посетил самые знаменитые достопримечательности двух столиц. В свой следующий визит в нашу страну ( апрель 2011 ) Джон Лорд отыграл концерты в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Москве. И вновь его выступления сопровождались аншлагами.
9 августа 2011 года Джон Лорд объявил о том, что прекращает концертную деятельность для лечения онкологического заболевания. В феврале 2012 года Лорд вылетает в Израиль для прохождения курса лечения рака поджелудочной железы. Лечение не принесло никаких результатов, и 16 июля 2016 года Джон Лорд умер в одной из частных клиник Лондона.
" Я хотел бы, чтобы все мои друзья, последователи и поклонники знали, что я борюсь с раком... Я, конечно, буду писать музыку ... и я полностью ожидаю, что вернусь в хорошей форме в следующем году", - обратился к поклонникам Джон Лорд незадолго до смерти.
Поклонники классической рок-музыки 70-ых годов оплакали уже очень многих кумиров своей молодости, однако их музыка и их песни до сих пор звучат в наших сердцах. Одним из них был, есть и будет Джон Лорд!
Автор благодарит читателей за внимание и выражает уверенность в том, что музыка Джона Лорда будет звучать в наших сердцах ещё многие годы!
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: К 80-летию джона лорда.