Наверное, не меньше чем звук гитары я люблю клавишные инструменты. С удовольствием слушаю отдельные классические произведения, электронику. Нравится использование клавишных и в рок-музыке. Если в хард-роке они необязательный, но очень приятный элемент в общей палитре звука, то в прогрессивном роке, зачастую базирующемся на классическом наследии, клавишные непременный атрибут.
Напишу о своих любимых клавишниках. Не хочется заниматься расстановкой мест - их игра цепляет меня примерно одинаково. Есть один, самый любимый - о нем будет в конце.
Джон Лорд (The Artwoods, Deep Purple, Paice, Ashton & Lord, Whitesnake, Solo)
Без Лорда тяжело себе представить "Deep Purple" 70-х и 80-х. Его клавишные соло, следовавшие после гитарных Блэкмора неотделимая часть фирменного звучания группы. Виртуоз, в совершенстве овладевший Хаммондом, вытаскивавший из него самые невероятные звуки. В 80-х успешно освоил синтезаторы, привнеся новые краски в свою игру. Одна "Strangeways" с альбома 87-го года чего стоит!
Мне манера игры Лорда иногда кажется слишком вычурной, но в мастерстве и оригинальности ему не откажешь. Очень хорош он был не только в "Deep Purple", но и в" Whitesnake", чьи альбомы начала 80-х стали, по сути, продолжением идей DP состава Mark III. Также Лорд успешно занимался сольными проектами, где реализовывал свое увлечение джазом и классической музыкой.
Род Арджент (The Zombies, Argent, Solo)
Род Арджент прославился ещё в середине 60-х в составе группы "The Zombies", став автором одного из её главных хитов - "Time Of The Season". После распада коллектива в 1968-м, он вместе с Крисом Уайтом основал группу "Argent". Здесь Род в большей мере проявил себя как клавишник. Его искрометные, словно бьющие холодной родниковой водой соло на Хаммонде становились украшением альбома. С каждым годом Арджент все больше тяготел к фьюжну и после того как коллектив его имени распался, записал несколько сольных работ в этом стиле. В 80-х Род работал на британском ТВ, записывая саундтреки к телефильмам и передачам. Сейчас он время от времени ездит на гастроли вместе с реформированными "The Zombies".
Майк Пиндер (The Moody Blues, Solo)
Майк Пиндер стал одним из первых популяризаторов меллотрона. Именно с его подачи Леннон и Маккартни дерзнули использовать новый инструмент в композиции "Strawberry Fields Forever". "King Crimson" купили меллотрон, во многом с оглядкой на The "Moody Blues". Но, пожалуй, ни у кого он не звучал столь изящно и органично, как у Пиндера. Та красота, стилистическая безупречность музыки The Moody Blues во многом заслуга Майка. В рамках группы он отлично проявлял себя ещё как композитор. Его перу принадлежат композиции "Melancholy Man", "Lost In A Lost World", "One Step Into The Light" и многие другие.
Помимо деятельности в "The Moody Blues", Пиндер успел выпустить два сольных альбома, но большим успехом они не пользовались. В конце 70-х он вновь выступил двигателем музыкального прогресса, сотрудничая в качестве консультанта по звуку для американской компьютерной фирмы Atari. "The Moody Blues" Майк Пиндер окончательно покинул в 1978-м.
Гэри Райт (Spooky Tooth, Solo)
Друг Джорджа Харрисона, Гэри Райт был основной основной творческой силой "Spooky Tooth" - команды не слишком известной, но пользовавшейся большим уважением у критиков. Начав с психоделии в 1968-м, в дальнейшем группа непрестанно эволюционировала, вобрав в свою музыку лучшие элементы блюз-рока, харда, фанка. В начале 70-х Райт также стал выпускать сольные альбомы. Пластинку "Footprint"(1971) ему помогал записывать Джордж Харрисон. Первые два сольника Райта в целом походили на творчество Spooky Tooth. В то время он играл на электрооргане, а с середины 70-х стал активно осваивать синтезаторы. Распустив Spooky Tooth в 1974-м, Гэри, в дальнейшем, окончательно посвятил себя сольной деятельности.
Райт удивил многих, выпустив в 1975-м почти полностью электронную пластинку "Dream Weaver". Альбом с нежным, обволакивающим синтезаторным звуком выстрелил в чартах, стал дважды платиновым в США и так и остался самой известной работой Райта. После "Dream Weaver" он выпустил ещё немало сольников в самых разных стилях: от поп-рока до этники и латинских мотивов.
Грег Хоукс (The Cars, Solo)
Грег Хоукс был участником "The Cars" с момента основания группы.
Обратите внимание: Легендарные Клавишники Рока.
Во многом, этот коллектив мне нравится за счет неповторимого клавишного звучания. Хоукс в основном играл на синтезаторах, создавая ими самые причудливые узоры в песнях "The Cars". Вне группы его деятельность была не слишком активной: всего два сольных альбома. Также он помогал Рику Окасеку в записи его первых двух сольников и сотрудничал с Тоддом Рундгреном.Манфред Манн (Manfred Mann, Manfred Mann's Earth Band, Solo)
Выступать Манфред Манн начал ещё в начале 60-х, будучи клавишником в одноименной ритм-энд-блюзовой группе. Но большинство запомнили его по другому проекту, уже из 70-х - "Manfred Mann's Earth Band". В нем за основу Манн брал песни других исполнителей, делая из них совершенно уникальные кавер-версии в стиле прогрессивного рока. В то время основным инструментом Манфреда стал Минимуг. Ему удалось так настроить синтезатор, что его клавишные соло были абсолютно оригинальными по звучанию. Наивысшего успеха группа Манна достигла с альбомом "The Roaring Silence", последующие работы такого успеха не принесли. Сейчас Манну уже за 80, но он по-прежнему изредка дает концерты.
Кен Хенсли (The Gods, Head Machine, Weed, Toe Fat, Uriah Heep, Blackfoot, Solo)
Мой список не обойдется без Кена Хенсли. Я очень люблю его игру. Как говорил сам Кен в интервью - он не считает себя виртуозом клавишных, скорее хорошим командным игроком. Действительно, в "Uriah Heep" Хенсли не выпячивал себя на передний план. Клавишные пассажи Кена больше работали на атмосферу, на придание дополнительного блеска композиции. Для меня хрестоматийный пример его отличной игры - композиция "If I Had The Time" с альбома "Sweet Freedom". Разумеется, пик Хенсли как композитора и и клавишника пришелся на "Uriah Heep". Потом было кратковременное участие в саузерн-роковой команде "Blackfoot" и различные сольные проекты. К сожалению, в прошлом году Кена Хенсли не стало.
Рик Уэйкман (Strawbs, Yes, ABWH, Solo)
Вот уж кто полный антипод Хенсли в музыке. Рик Уэйкман всегда любил продолжительные клавишные соло и быть на первом плане. Одинаково хорошо он управлялся с синтезаторами, фортепиано, хаммондом. Автор огромного числа сольных альбомов - сам Уэйкман наверняка не вспомнит их точного количества. Иногда Рика заносило в откровенную графоманию, но в его работах можно отыскать и настоящие жемчужины. Я, например, очень люблю послушать у Уэйкмана обе части "Путешествия к центру Земли", "Мифы и легенды Короля Артура", альбом "Criminal Record".
Отдельного упоминания заслуживает деятельность Уэйкмана в "Yes". С ним группа записала такие знаковые альбомы как "Fragile", "Close To The Edge", "Going For The One". Яркая манера игры Уэйкмана немало поспособствовала становлению "Yes" как одной из самых популярных групп прогрессивного рока.
Тони Бэнкс (Genesis, Bankstatement, Strictly Inc, Solo)
Уж если называть кого-то клавишником №1, то для меня это будет Тони Бэнкс. Пожалуй, из всех клавишников прогрессива его игра более всего напоминает классических музыкантов. Сам Бэнкс говорил, что вдохновлялся Сергеем Рахманиновым и Морисом Равелем. Фортепиано было неотъемлемой частью звука ранних "Genesis", а сама группа явно вдохновлялась культурой викторианской эпохи. В 70-е Бэнкс, так же как и Уэйкман любил ввернуть развернутое соло, вот только у Тони они получались более красивыми, утонченными. После альбома "Duke" музыка "Genesis" стала претерпевать серьезные изменения, а Бэнкс почти перестал радовать изысканными соляками. Группа осовременились, приобрела новые достоинства, но, к сожалению, совсем ушла от классического влияния.
Почти все участники "Genesis" запустили удачные сольные карьеры. Бэнкс не стал исключением. Его дебютный сольный альбом "A Curios Feeling", сочиненный по мотивам новеллы "Цветы для Алджернона" звучит как ещё одна пластинка "Genesis". Дальше был новолновый альбом "The Fugitive", создание мейнстримной поп-рок группы "Bankstatement" и ещё несколько проектов. Сейчас Бэнкс окончательно ушел в классическую музыку и записывает работы только в этом стиле. Его последний альбом вышел в 2018-м году и получил название "Five".
P.S. Если интересно, пишите в комментариях ваших любимых клавишников.
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Любимые клавишники рока. .