Ежедневно, а может и ежечасно в мире проводятся опросы, кто лучший? В том числе и в музыке. Но один из таких опросов несколько отличался от остальных.
Опрос на тему лучшего рок-гитариста был проведён не среди читателей журнала Гитарист, и даже не среди домохозяек, а среди тех, кто уже много лет принадлежит к этой самой элите лучших гитаристов планеты.
Ответ не вызывал сомнений: Джими Хендрикс! Но вот ответ на второй вопрос был менее предопределен. А кто лучший гитарист из ныне живущих? То есть, им надо было назвать лучшего из их цеха.
Джефф Бек! Человек, которого уже много лет (и пока безуспешно) пытается заполучить Джо Сатриани в свой суперпроект G3.
Гитарист, никогда не использующий медиатор - эту маленькую культовую штучку всех (почти) рокеров, терзающих шесть струн, и писавший музыку от псих-рока с The Yardbirds до новаторского хэви и мастерского джаз-фьюжн.
Джефф БекОбладающий исключительным талантом Джефф Бек родился 24 июня 1944 года в Уоллингтоне, графство Суррей. Он начинал с блюза и ритм-энд- блюза, переключившись позднее на хард-рок, хэви-метал и джаз-фьюжн.
Черпая своё вдохновение у Лес Пола, Джина Винсента, Би Би Кинга и Стива Кроппера, Джефф начал оттачивать свое мастерство в The Tridents в 1963-м. Это был квартет под управлением братьев Лукас, басиста и вокалиста Пола и ритм-гитариста Джона.
Они поставили слушателей на уши на Eel Pie Island будущей классикой ритм-энд-блюза и, хотя они так и не выпустили тогда её на виниле, сейчас можно послушать их демо-запись.
Присоединившись к The Yardbirds (на замену Эрику Клэптону) в 1965 году, Джефф подтвердил свой авторитет, записав такие психоделические рок-самородки, как Over Under Sideways Down, Happenings Ten Years Time Ago и Psycho Daisies, в которой он также спел основной вокал.
Его дебютный сольный сингл Hi Ho Silver Lining вошел в 1967 году в топ-20 Британии. Таким образом, стало ясно, что он может добиться успеха как мейнстримовый музыкант, если конечно захочет этого. Но он не захотел, и сформировав Jeff Beck Group, где передал все вокальные обязанности Роду Стюарту, и выпустив Truth в 1968 году и Beck-Ola в 1969 году, создал, таким образом, прототипы хард-рока и хэви-метал.
Альбом Jeff Beck Group 1972 года продюсировал Стив Кроппер.
Обратите внимание: Лучшие лидеры в кпоп. Часть 2..
Состав группы менялся несколько раз, запись делали в Мемфисе, и Бек открыл новую страничку, сыграв кавера на соул-песни, I Can’t Give Back The Love I Feel For You Эшфорда и Симпсона и I Got To Have A Song Стиви Уандера.После кратковременного пребывания в супергруппе Beck, Bogert & Appice, с Тимом Богертом и Кармином Эпписом, Джефф продолжил сольную карьеру.
Альбомы Blow By Blow 1975 года и Wired 1976 года укрепили его позиции как джаз-фьюжн музыканта, Crazy Legs 1993 года - это дань уважения Джину Винсенту, в1999 году Джефф погрузился в эксперименты с электроникой на альбоме Who Else!, а в 2000 записал с оркестром Emotion & Commotion.
Последний стал его лучшим альбомом в британских чартах, дойдя до номера 11 и показав, что он по-прежнему остается очень сильным музыкантом, с которым нужно считаться.
Лучшие альбомы:
Beckology, 1991
BeckologyЭтот великолепный бокс из трех компакт-дисков 1991 года, к сожалению, не переиздававшийся, дает исчерпывающий обзор карьеры Джеффа Бека с 1963 по 1989 год.
Первый диск 1 захватывает первые годы карьеры Джеффа с The Tridents, ритм-энд-блюз группой из Чизвика (район Лондона), к которой Бек присоединился в 1963 году.
Благодаря их аутентичному подходу к игре блюза, такие демо, как Trouble In Mind, Nursery Rhyme и Wandering Man Blues, запечатлели молодого Джеффа Бека, с головой окунувшегося в блюзовую среду и раздвигающего её границы активным использованием фидбека.
Далее, на этом же диске, группа The Yardbirds, начиная с 1965 года; тяжелые риффы в Train Kept A Rollin очень намекают на будущий хард-рок, Hot House Of Omagarashid - это блюз-рок, но не чисто британский, а скорее межконтинентальный; Heart Full Of Soul, Shapes Of Things и Happenings Ten Years Time Ago - The Yardbirds практически отказываются от блюза, погружаясь в эпоху психоделии.
Второй диск продолжает отслеживать изменение его музыкальных настроений и приоритетов, из двух альбомов Jeff Beck Group - Truth 1968 года и Beck-Ola 69-го выбраны сырые, грубые и громкие треки, Бек изменил звучание ярдбёрдовской Shapes Of Things, а скачущая Plynth протаптывает дорожку к хэви-метал.
Диск заканчивается четырьмя песнями от пауэр-трио Beck, Bogert & Appice (с басистом Тимом Богертом и барабанщиком Кармином Эпписом, которые играли также в Vanilla Fudge и Cactus), одна из которых - их хитовый кавер на Superstition Стиви Уандера.
Третий том посвящён сольным временам Джеффа Бека, и вполне справедливо сориентирован, в первую очередь, на его новаторские, спродюсированные Джорджем Мартином джаз-фьюжн альбомы Blow By Blow и Wired. Плюс Big Block и Where Were You - треки из альбома Джеффа Бека Guitar Shop, вышедшего в 1989 году.
Truth, 1968
TruthБлюз-рок. Поворотный релиз в развитии британского блюза, первый из двух альбомов Jeff Beck Group Mk I, спродюсированный Мики Мостом в 1968 году (при участии вокалиста Рода Стюарта, будущего гитариста Rolling Stones Ронни Вуда, который здесь играл на басу и барабанщика Микки Уоллера). Альбом показал группе Led Zeppelin, куда им надо двигаться.
Ронни ВудВокал Рода просто задушевный. Truth включает в себя взрывоопасные и тяжелые версии песен, I Ain’t Superstitious Хаулина Вульфа, You Shook Me Мадди Уотерса, а также два классических блюза с измененными текстами, Let Me Love You Baby Бадди Гая и Rock Me Baby Би Би Кинга (переименованная в Rock My Plimsoul). Bolero Бека, которое было записано ещё в 1966 году, сыграно при поддержке Джимми Пейджа, Кита Муна, Джона Пол Джонса и Ники Хопкинса.
Blow By Blow, 1975
Blow By BlowИнструментальный альбом. Первый альбом, который вышел под именем Джефф Бек, навсегда изменивший границы блюз и рок-гитары в сторону прогрессивного мышления и использования джазовой импровизации.
Впечатляет и состав участников: Джордж Мартин - продюсер и он же аранжировал струнные, Стиви Уандер исполнил две из девяти песен - очаровательную балладу Cause We’ve Ended As Lovers и Thelonius (посвящение пианисту Телониусу Монку), в которой Стиви также сыграл на клавинете Hohner.
Клавинет HohnerГруппа - клавишник Макс Миддлтон, басист Фил Чен, барабанщик Ричард Бейли. Соло Бека великолепны, особенно You Know What I Mean.
Performing This Week… Live At Ronnie Scott’s, 2008
Performing This Week… Live At Ronnie Scott’sКонцертная магия в легендарном месте. В 2007 году, в историческом лондонском джаз-клубе Ронни Скотта, Бек выдал одно из лучших выступлений своей жизни.
В сопровождении классной группы, состоящей из клавишника Джейсона Ребелло, барабанщика Винни Колайута и басистки Тэл Уилкенфелд, он сокрушает мир своим 16-трековым сетом, охватывающим всю его карьеру - от яркого болеро Beck’s Bolero, до захватывающих Cause We've Ended As Lovers и Led Boots и креативного переосмысления песни The Beatles A Day In The Life, которая получила премию Грэмми за лучшее инструментальное рок-исполнение.
Yardbirds a.k.a. Roger the Enginee, 1966
Yardbirds a.k.a. Roger the EngineeНоваторский псих-рок. Джефф стоял у истоков британского блюза, но после присоединения к The Yardbirds он подтолкнул эту группу вперед, раширив их ритм-энд-блюз с помощью фидбэка, дисторшна и фузза.
Официально альбом назывался просто Yardbirds в Великобритании и Over Under Sideways Down в США, однако его стали называть Roger the Engineer - из-за обложки, на которой ритм-гитарист группы Крис Дредж изобразил инженера Роджера Кэмерона.
Бек тут явно попал под какое-то космическое влияние, которое заложило основу для его экспериментального мышления середины 70-х.
Wired, 1976
Гармония гитары и синтезатора. Эталон инструментального джаз-рок-фьюжн, альбом Wired ещё выше поднял планку, установленную Blow By Blow. Клавишник Макс Миддлтон придумал Led Boots как дань уважения Led Zep. А Бек сделал волнующий кавер на Goodbye Pork Pie Hat, оду Чарльза Мингуса саксофонисту Лестеру Янгу. Оба стали постоянными треками в концертных выступлениях Джеффа Бека.
Продюсирует вновь Джордж Мартин. Ян Хаммер - синтезатор, он написал пылкую Blue Wind. И все восемь треков стали трамплином, с которого Бек совершил свой полет, обрушив на публику свои парящие соло и фидбек.
Читать также:
- Тринадцать лучших рок-органистов
- Десять лучших альбомов южного рока
- Гений импровизации Ричи Блэкмора
- Иэн Гиллан («DEEP PURPLE»): 20 лет назад я поклялся, что не буду орать, когда мне будет 75 лет.
- История многогрифовых гитар
- Ричи Блэкмор: «THE OUTLAWS»
- яНовое официальное видео от Сюзи Кватро. 70-е рулят!
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Лучшие альбомы лучшего гитариста по мнению лучших гитаристов.