Музыкальный лейбл. Из чего он состоит и как его создать?

Всем привет! Вы на "Музыкальном лайнере времени"! Итак, наша долгая повесть "Жизнь и музыка Майкла Крету" закончились. Пора переходить к другим проектам. Над темой для этой статьи я думал относительно недолго. Я решил, что будет удобно начать с какой-то обобщающей статьи, которая не затрагивает биографию какого-то конкретно музыканта. Нет, мы начнём с чего-то общего для всей музыкальной индустрии. А что было общим для неё в 80-х и является этим общим сейчас? Конечно, музыкальные лейблы, которые распространяют музыку, написанную музыкантами. Рассказать о лейблах я решил неслучайно. Нам в школе учительница по обществознанию задала проект на тему "Открытие собственного дела". Т.е. по предпринимательству. Сами понимаете, открыть можно что угодно (главное, чтобы были возможности и силы). И я недолго думая, имея перед собой пример в виде Mute Records, на которых выпускаются Depeche Mode, создал проект по открытию собственного рекорд-лейбла. Материал данного проекта я как раз решил превратить в полноценную статью. Так что присаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

Логотип лейбла Virgin.

Сегодняшняя наша статья будет поделена на две части. В первой мы рассмотрим, из чего состоит лейбл. Что это вообще такое, какие в нём можно выделить отделы. Во второй же части мы рассмотрим, как создать собственный рекорд-лейбл.

Часть первая. Из чего состоит музыкальный лейбл?

Собственно, чтобы понять, а откуда вообще пошло выражение "рекорд-лейбл", нужно отправиться в историю. Мы знаем,Ю что музыка выходила на CD не всегда. На заре музыкального бизнеса всю музыку издавали на грампластинках.

Исторически первые грампластинки появились ещё в конце XIX века. Тогда общество было целиком и полностью индустриальным. В условиях индустриального общества неизбежно зарождение массовой культуры. Согласитесь, рабочему будет приятно после тяжёлого дня хорошенько отдохнуть. Музыка способна отлично восполнить силы. Поэтому в конце 80-х годов XIX века появились грампластинки. Полное их название граммофонные пластинки. Сам граммофон был изобретён ещё в 1887 году Эмилем Берлинером, как модификация фонографа, изобретённого Томасом Эдисоном и Шарлем Кро (фонограф они изобрели независимо друг от друга). Пластинки клались на граммофон, он их крутил, и записанная на пластинках музыка воспроизводилась. В 50-х годах стал широко распространён электрофон, первый образец которого был изобретён в СССР ещё в 1932 годлу. Однако название пластинок - грампластинки - осталось прежним. Изменилось только устройство для их использования.

Такое устройство (со временем его улучшали) способствовало восприятию музыки, записанной на пластинках.

Так суть в чём? А суть в следующем. В центре пластинки помешалась специальная этикетка. На ней была записана вся необходимая информация о производителе: имена авторов музыки, год выпуска альбома (или сингла), название фирмы, выпустившей диск. Всё это и называлось record label. Так как многие англицизмы на русском языке звучат точно так же, как в английском, появилось название рекорд-лейбл. Изначально рекорд-лейблом называлась изначально этикетка. Это было во времена, когда присутствие музыканта при производстве дисков было если не обязательным, то желательным. Но технологии шли вперёд, и фирма могла уже сама производить диски, от музыканта теперь требовалось только писать музыку. И тогда фраза "рекорд-лейбл" стала обозначать компанию, которая непосредственно распространяет записи. Так появились музыкальные лейблы. Часто их называют музыкальными лейблами или звукозаписывающими компаниями.

Исходя из этого, мы можем сформулировать определение музыкального лейбла.

Музыкальный лейбл - это компания, занимающаяся поиском исполнителей музыки, заключением контракта с ними, созданием, выпуском и продвижением музыкальной продукции, созданной исполнителями, работающими на данном лейбле.

Дэниел Миллер, глава лейбла Mute Records.

В музыкальном мире существует два типа рекорд-лейблов - это инди-лейблы и мейджор-лейблы. Разница между ними приличная. Инди-лейбл - это независимый лейбл. Он не зависит от каких-либо корпораций, которые контролируют мейджор-лейблы (примером такой корпорации может служить Warner Music Group). Мейджор-лейблы, как уже можно понять, контролируются музыкальными корпорациями. Из-за этого инди-лейблы редко добиваются каких-либо серьёзных успехов. Бывают, конечно, примеры громких побед (Mute Records тоже создавалась как инди-лейбл), но это единичные случаи. Инди-лейбл обычно является небольшой фирмой, и очень часто он может распространять некоммерческую музыку. На этом фоне мейджор-лейбл выглядит как более успешная форма организации музыкального бизнеса просто потому, что данный лейбл финансируется крупной организацией.

Какова же структура музыкального лейбла. Крупные лейблы могут иметь до десятка (а то и больше) дочерних, более маленьких лейблов. Это похоже на крону дерева: от одной главной компании отходят множество ветвей. Среднестатистический музыкальный лейбл может включать в себя несколько отделов:

а) A&R отдел, или отдел поиска новых исполнителей. Собственно, понятно, чем данный отдел занимается. Его работники изучают демозаписи музыкантов, которые заявляют, что готовы поступить на данный лейбл. В случае если демоматериал заинтересовал работников отдела, они приглашают музыканта и проводят с ним беседу. Одновременно с этим они демонстрируют данную персону директору лейбла с просьбой примерно такого типа "Вот он отличный музыкант, он пишет хорошую музыку, он наверняка принесёт нам прибыль, давайте заключим с ним контракт". Частенько работники A&R отдела занимаются выбором продюсера альбома, подходящей радиостанции, где синглы будут крутиться. Т.е. этот отдел - крайне важная и незаменимая часть лейбла. Совмещать все функции этого отдела в одном человеке нежелательно, лучше взять как минимум трёх людей.

б) отдел развития исполнителей. По названию понятно, чем этот отдел занимается. Его сотрудники разрабатывают стратегию развития музыканта, в каком направлении он будет двигаться. Это очень важно, особенно на моменте начала карьеры, когда от правильно выбранного хода зависит то, насколько долго музыкант будет сохранять популярность.

в) художественный отдел. Долго останавливаться на нём не будем. Он отвечает за внешнюю сторону альбома. Дизайнеры, работающие в нём, разрабатывают обложки синглов, альбомов, а также всей продукции, которая будет продаваться во время тура или продакшен-кампании (к примеру, футболки с изображением группы).

Антон Корбейн - создавал видео-клипы для Depeche Mode, а также обложки альбомов.

г) коммерческий отдел. В нём сосредоточена вся финансовая составляющая лейбла. Сотрудники данного отдела подсчитывают выгоду, принесённую от продаж билетов на концерты или от продажи пластинок. Бухгалтеры, работающие в этом отделе, ответственны также и за счета самого лейбла, так что это незаменимая часть всей компании.

д) юридический отдел. Заключение контракта между музыкантом и компанией - это по сути заключение трудового договора. Соответственно, если возникают какие-то проблемы, желательно наличие юриста, который поможет законно решить все вопросы и сохранить договор в силе (ну или безопасно расторгнуть договор, если не получилось добиться примирения). Данные юристы сосредоточены как раз в юридическом отделе.

е) отдел по связям с компаниями. Сотрудники данного отдела координируют выпуск альбома, следят за поступлением музыки в магазины. Они также могут предлагать советы в плане выбора даты релиза альбома или сингла, исходя из знаний рынка.

ж) отдел новых медиа. Данный отдел появился относительно недавно. Его рождение связано с развитием технологий и СМИ. Работники данного отдела продюсируют видеоклипы музыканта в популярных сервисах, таких как Youtube. Они же ведут профили исполнителей в соцсетях и стараются по максимуму использовать современные технологии для продвижения музыканта.

з) отдел продвижения. Данный отдел может координировать свою работу с отделом новых медиа, из-за чего данные отделы могут быть слиты воедино. Ну, в принципе, понять можно, чем занимается данный отдел. Он продвигает продукцию исполнителя на радио, отправляя на станции композиции. Сотрудники этого отдела также участвуют в разработке стратегий лучшего продвижения артиста.

и) отдел продаж. Координирует процесс продажи музыкальной продукции, связывается с музыкальными магазинами. Во многом именно от него зависит успех продакшен-кампании.

к) отдел по связям с общественностью. Этот отдел полностью отвечает за то, чтобы СМИ говорили о музыканте. Сотрудники данного отдела создают публикации для музыкальных журналов и следят за тем, чтобы ТВ и радио говорили о музыканте.

Логотип лейбла Hansa, на котором выпускались Modern Talking и другие творения Дитера Болена.

Как видим, отделов в лейбле достаточно много. Функции многих пересекаются, и из-за этого некоторые отделы могут быть представлены одной группой людей (или даже одним человеком). Особенно это характерно для инди-лейблов и компаний небольшого размера, где ощущается нехватка людей. В случае если вы захотите организовать собственный лейбл, то вы должны помнить, что вышеописанные отделы обязательно должны присутствовать в лейбле, если вы рассчитываете на успех.

Часть вторая.

Обратите внимание: Как Джон Бонэм из Led Zeppelin помог Ричи Блэкмору в 1976 году создать альбом Rainbow «Rising».

Как создать собственный музыкальный лейбл?

Однако сам лейбл - это лишь юридическое лицо. Весь процесс создания музыки происходит в студии звукозаписи, которая принадлежит лейблу.

Поскольку студия звукозаписи - одна из важнейших составляющих музыкального бизнеса, то в контексте того, как создать собственный рекорд-лейбл, мы в первую очередь рассмотрим, как организовать собственную студию звукозаписи, так как стартовый капитал для создания лейбла будет преимущественно складываться именно из расходов на студию. Итак.

Классическая студия звукозаписи состоит из трёх комнат. Это тон-зал, аппаратная и комната для отдыха. В первой происходит непосредственный процесс записи произведения. С тон-залом связана аппаратная, где сидит звукорежиссёр. О предназначении комнаты для отдыха говорить нет смысла. Общая площадь всех комнат должна быть не меньше 50 квадратных метров.

Чтобы всё это организовать, нужно найти отдельное помещение. Предпочтение стоит отдавать кирпичным зданиям, расположенным на окраинах города. Обязательно должна иметься возможность создания звукоизоляции. Также должна быть площадка перед студией, чтобы музыканты могли приехать со своими инструментами. Далее мы проводим тотальный ремонт в помещении. Прокладываем мощную электропроводку, обеспечиваем систему вентиляции, чтобы музыканты могли комфортно находиться в студии в течение длительного периода времени. Желательно как-то приукрасить помещение, чтобы в нём находиться было приятно (согласитесь, кто захочет работать в студии с сухими серыми стенами и чёрным полом). Оборудование звукоизоляции просто необходимо, чтобы люди, живущие поблизости, не написали на вас в полицию. Всё это обойдётся недёшево. В среднем хороший ремонт обойдётся в 200 тысяч рублей. На звукоизоляцию придётся выложить 150 тысяч рублей. Далее начинается самая затратная часть работы: оборудование студии. Потребуются:

  • максимально производительный компьютер – от 60 тыс. руб.;
  • мониторы – от 30 тыс. руб.;
  • микшерный пульт – от 100 тыс. руб.;
  • предварительный усилитель – от 60 тыс. руб.;
  • студийные микрофоны – от 20 тыс. руб. каждый;
  • студийные мониторы и преобразователи – от 30 тыс. руб.;
  • звуковая рабочая станция (программа) – от 40 тыс. руб.;
  • наушники и усилители к ним – от 20 тыс. руб. каждые;
  • аудиоинтерфейс – от 40 тыс. руб.

Итого 600 тысяч рублей. Без музыкальных инструментов. Насчёт инструментов беспокоиться нужно во вторую очередь, ибо музыканты, записывающиеся в твоей студии, наверняка будут иметь у себя гитару или синтезатор. Однако пару музыкальных инструментов всё-таки желательно иметь.

Один из примеров удачного оформления студии - A.R.T. Studios Мйакла Крету.

Как видим, денег потребуется много. Стоит также учесть, что много денег будут потрачены на арендную плату студии. В среднем, это выглядит вот так:

Аренда и коммунальные платежи 60 000 руб.

Зарплата и отчисления в фонды 40 000 руб.

Оплата домена и полиграфия 15 000 руб.

Пультовая охрана 5 000 руб.

Итого:

120 000 руб.

Максимально возможная прибыль при максимально возможной занятости студии, находящейся под покровительством вашего рекорд-лейбла, составит 144 тысяч рублей. Однако из них 120 тысяч «улетают» на другие нужды. Итого максимально можно заработать 24 тысячи рублей. В расчёте на стартовый капитал выходит, что окупаемость составит 3, 8 года. Даже при том, что у вас имеется собственная студия (за неё аренду, разумеется, мы не платим), окупаемость наступит через 1 год и 2 месяца. Согласитесь, невыгодно для начинающего продюсера. В начале существования своего лейбла желательно не тратить средства на оформление собственной студии, а арендовать готовую студию. Это обойдётся в разы дешевле. Тогда окупаемость наступит в разы быстрее. И уже когда у нас средств будет много, можно задуматься о создании собственной студии.

Теперь рассмотрим другие аспекты создания рекорд-лейбла. Поскольку создание лейбла - это предпринимательство, т.е. самостоятельная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли, то нужно для начала зарегистрироваться в качестве ИП (индивидуального предпринимателя). Далее следует определиться со стилем выпускаемой музыки. Это важно, поскольку в процессе работы ты будешь непосредственно контактировать с музыкантами. Можно, конечно, сделать универсальный лейбл, на котором будут одновременно выпускаться рок, рэп, диско, электроника и хип-хоп. Но вряд ли кому-то захочется утром слушать рёв электро-гитар, в середине дня мучаться от протяжных синтезаторов, а вечером наблюдать за тем, как быстро рэпер читает текст. Каждому человеку определённо нравится какой-то отдельный стиль в музыке. Именно в этом стиле и нужно работать.

Потом следует подобрать творческую команду, члены которой заинтересованы в том же, в чём заинтересован ты - получение прибыли от создания и продажи музыки. На примере отделов, которые входят в состав лейбла, мы убедились, что потребуется как минимум 20 человек. Соответственно, лейбл как юридическое лицо должен быть акционерным обществом.

Далее мы придумываем интересное название для лейбла (лично я придумал название The Studio Of Musical Fantasies или "Студия музыкальных фантазий, сокращённо СМФ). Создаём интересный логотип, чтобы люди обратили внимание на наш лейбл. Далее нам надо зарегистрировать наш лейбл. Благодаря современным технологиям это достаточно легко, для этого в Интернете есть специальные сайты. Правда, придётся заплатить, но в обмен мы получим защиту наших авторских прав и отсутствие плагиата. На патент придётся выложить 20 тысяч рублей (согласитесь, если у вас 20 человек в команде, то каждый может выложить тысячу рублей, и регистрация пройдёт успешно). После этого мы находим студию звукозаписи. Как уже было указано выше, лучше начинать с аренды готовой студии, а потом уже создавать собственную. Для примера можно взять знаменитого немецкого продюсера Майкла Крету. Он A.R.T. Studios создал в 1988 году, когда его продюсерская карьера длилась почти 10 лет.

После этого мы раскручиваем наш лейбл. Для этого мы заключаем контракт с музыкантами, которые не подписаны на какой-то лейбл. Стоит сказать, что условия музыкального контракта никогда не бывают полностью выгодны для музыканта. Максимальное соотношение между продюсером и исполнителем в плане полученной выгоды может составлять 50 на 50. Это происходит, когда лейбл выпускает продукцию, которая регулярно занимает первые места в чартах). По традиции же соотношение может быть 70 на 30, 80 на 20 или даже 90 на 10. Т.е. музыкант никогда не получит денег больше, чем продюсер. Это такой закон шоу-бизнеса. Не забываем о нём, когда заключаем контракт с исполнителем. Но одновременно и не перегибаем музыку, чтобы музыкант не ушёл на другой лейбл.

После этого мы начинаем работу над дебютным альбомом своего первого исполнителя, подписавшегося на лейбл. Так как первый альбом, вышедший на лейбле, чаще всего и формирует представление о лейбле, то стоит отнестись к работе серьёзно. На работу может уйти около года. На моём сайте есть статья, в которой описан процесс звукозаписи (это сделано в отношении музыкантов в 80-х, сейчас благодаря технологиям, всё можно сделать значительно быстрее, но не стоит относиться к работе несерьёзно, тогда шанс получить максимально возможную прибыль будет мизерным.

Чтобы получить успех такого уровня, нужно очень много потрудиться.

Что же делать, когда дебютный альбом вышел? Продолжать работать и работать. Для начала нужно организовать хорошую кампанию по продаже дебютного альбома. Если альбом показал отличный результат, то желательно организовать тур в его поддержку (пусть и не очень большой). Так музыкант получит большую аудиторию, а ваш лейбл - большую прибыль.

А далее нужно работать и работать. Нужно продолжать раскручивать своего первого артиста, помогать ему создавать следующие альбомы. Попутно нужно стараться привлечь к сотрудничеству с вашим лейблом других артистов. Тем самым лейбл будет расширять свою активность, становиться более известным.

На этом пути не стоит забывать, что на вашем пути будет множество препятствий. Шанс сразу стать лейблом №1 очень мал, поэтому для начала нужно приготовиться к тому, что ваш лейбл будет на 99 месте из 100 возможных. Нужно всячески стремиться к тому, чтобы повышать популярность своего лейбла, подниматься на более высокие места. Это потребует от вас терпения, усидчивости, решимости, а также нестандартного мышления. Е:сли у вас есть все эти качества, если у вас есть необходимые средства, а также команда людей, которые готовы помочь и рискнуть вместе с вами, то тогда вы можете начать создавать свой лейбл. Главное - помните, что всё зависит только от вас. Если вы действительно намерены сделать ведение собственного лейбла делом всей своей жизни, если вы готовы рискнуть и при необходимости отказаться от от самого необходимого во имя процветания лейбла, то вы можете начать создавать свой лейбл. Если у вас этих качеств нет, то остановитесь, подумайте. В мирне есть множество других специальностей, где можно реализовать себя, и это не обязательно должно быть связано с музыкой. В любом случае, всё зависит от вас.

Всё зависит только от тебя.

На этом, друзья, моя статья окончена. Если у вас есть, что добавить, пишите об этом в комментариях! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь публикацией с друзьями! До новых встреч!

Больше интересных статей здесь: Музыка.

Источник статьи: Музыкальный лейбл. Из чего он состоит и как его создать?.