С началом ВОВ процессы, происходящие в народно-инструментальном исполнительстве, решительно изменились. Основным назначением русского инструментализма в организации досуга солдат становится передача задушевной лирической песенности и активизация пляски. В нестационарных условиях фронтовой обстановки наиболее подходящими стали гитара и особенно гармоника. Универсальность гармоники состояла в широчайшем применении ее во всех ситуациях музыкально-эстетического оформления быта: в лирической песне, частушке, пляске и в сопровождении любого другого вида исполнительского искусства(чтение, инсценировка, пантомима и т.п.).
Активизация массового любительского музицирования на русских народных инструментах характеризовала не только фронтовую, но и тыловую обстановку. Русские оркестры создавались во многих фронтовых и прифронтовых ансамблях песни и пляски, выполняя важную роль не только в качестве аккомпанирующих, но и самостоятельных концертных "единиц".
В русских оркестрах, находившихся в составе фронтовых и прифронтовых ансамблей песни и пляски, важную роль играло сопровождение песен строевых, маршевых, имеющих патриотическое содержание ( первое место по популярности, несомненно, принадлежало "Священной войне" А.В. Александрова, получившей особую известность в исполнении Хора песни и пляски). В репертуаре Хора им. М.Е. Пятницкого в народно-оркестровом сопроводении зазвучали многие песни военной тематики, созданные В.Г. Захаровым ("Ой, туманы мои, растуманы", "Про пехоту" и др.), непосредственно опирающиеся на интонационный строй русского фольклора.
В репертуаре Государственного оркестра русских народных инструментов появляются обработки русских народных песен Владимира Александровича Дителя (1907-1979), из которых обработка "Коробейники". В 1943 г возникают крупные циклические сочинения - "Белорусская сюита" Г.С. Фрида, сюита "В деревне" С.Н. Василенко. В 1943 г Рейнгольд Морицевич Глиэр (1874-1956) - "Симфония - фантазия" для РНО ор. 85 это произведение стало первым опытом создания симфонического цикла, основанного на русских национальных эпических образах. Другим крупным сочинением стал первый образец баянной сонаты. Ее автор - Николай Яковлевич Чайкин (1915-2000), создавший в 1944г Сонату h-moll и с этого времени начавший систематически работать в народно-инструментальном жанре.
Первое послевоенное десятилетие выявило столь же горячую, как и в предыдущие годы, любовь к русским народным инструментам миллионов людей, возвратившихся к мирной жизни.
Важную роль сыграло открытие в 1948г первого в России факультета народных инструментов музыкального вуза - в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Его основателем стал известный балалаечник, методист, педагок и музыкально-общественный деятель Александр Сергеевич Илюхин (1900-1972). Ему удалось сплотить на факультете видных московских музыкантов - баянистов В.Г. Горохова, П.А. Гвоздева, А.Е. Онегина, дирижеров А.Б. Позднякова, С.Г. Делициева и О.М. Агаркова, домриста А.Я. Александрова, композиторов Н.Я. Чайкина, Ю.Н.
Обратите внимание: На каких музыкальных инструментах играли гномы Средиземья.
Шишакова и др.2я половина 40х- начало 50х годов ознаменовалась также заметным расширением составов существовавших ранее профессиональных оркестров народных инструментов, а так же появление новых.
Отчетливо прослеживаются тенденции развития фольклорных исполнительских традиции и в ансамблевом баянном искусстве. Дуэт баянистов Анатолия Андреевича Шалаева и Николая Андреевича Крылова, в репертуаре которых наибольшую известность получили обработанные А.А. Шалаевым русские народные песни, прочно закрепившиеся в концертной и педагогической практике. Манера игры ансамблистов была весьма близкой к фольклорной.
Еще более интенсивное развитие получает в 45-55-х годах академическая ветвь исполнительства. В деятельности профессиональных русских оркестров - им. Н.П. Осипова, Всесоюзного радиовещания, имени В.В. Андреева, Новосибирского радиовещания - существенное место занимают произв. муз. классики среди них - увертюры М.И. Глинки, А.П. Бородина, Дж. Россини, симф. соч. А.К. Лядова, Н.А. Римского- Корсакова.
Особую известность получает Квартет баянистов Киевской гос. филармонии - в его состав вошли Николай Иванович Ризоль, Иван Тимофеевич Журомский, Раиса Григорьевна и Мария Григорьевна Белецкие. Искусство коллектива характерно глубиной и осмысленностью целого, и в то же время скурпулезнейшим отношением ко всем, даже мельчайшим деталям интерпретируемых произведений.
Аналогические особенности нетрудно обнаружить в искусстве лучших солистов. Прежде всего, это балалаечник Павел Иванович Нечепоренко. Его мастерство стало своего рода эталоном профессионально-академических достижений в области балалаечного искусства. Что бы ни играл Нечепоренко - будь то собственные виртуозные транскрипции и аранжировки музыкальной классики, исполнительские редакции многих произведений для бал-ки. Нечепоренко уже в 1952г становится первым среди исполнителей на народных инструментах за большие заслуги в искусстве был удостоен Гос. премии СССР.
Евгений Григорьевич Блинов - воспитанник Киевской консерватории по классу М.М. Гелиса, один из первых среди музыкантов-народников победитель Международного конкурса музыкантов-исполнителей (в рамках IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте 1953г.), он стал основоположником современной школы народно-инструментального исполнительства на Урале.
В 50-е годы завоевывают большое общественное признание и др. выдающиеся балалаечники. Среди них - Владимир Викторович Нагорный, Евгений Григорьевич Авксентьев, Борис Степанович Феоктистов, Николай Гурьевич Хаврошин, Михаил Федотович Рожков, Александр Борисович Шалов.
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Исполнительство на русских народных инструментах в годы ВОВ (1941-1945) и первое послевоенное десятилетие..