Один человек с флешкой или чемоданом на колёсиках с винилом. Или коллектив до 150 музыкантов с высшим профильным образованием и инструментами - от английского рожка и треугольника до концертного рояля весом в полтонны и октобаса - гигантского контрабаса - высотой под три метра. Кто кого? Или кто с кем? Ответ не очевиден...
Итак, сделаем исторический экскурс. Можно даже очень глубоко копнуть.
Первым музыкальным инструментом, думаю, были всё же ударные. Кто-то отбивал ритм. Для танца или ритуального движения. Сначала в ладоши или по телу, потом по дереву, потом бубны, кастаньеты, там-тамы, гонги и прочие барабаны пошли в ход. Чем больше ритмиков было, тем больший эффект они производили на толпу, особенно если чётко взаимодействовали. Три там-тама в унисон - мощнее и зрелищнее, чем один человек с ладошками!)
Постепенно ритм усложнялся и превращался в музыку. Добавлялись инструменты:
- духовые - дудочки, флейты и прочих свиристелей, которые, кстати, могли бы и не музыкальными, а сигнальными инструментами, использовавшихся пастухами для управления стадом. Ох, какой задел на будущее!
- струнные - лютни, гусли, бандуры и кобзы. У каждого народа - свои и на свой лад.
Добавлялись и начинали взаимодействовать исполнители - складывались коллективы. Сначала - бродячие музыканты-трубадуры и скоморохи для центральных площадей городов и ярмарок, где хлеб. Потом - со сформированной у народа и желанной потребностью в зрелищах - стационарные балаганы, вертепы, театры и прочие цирки.
Не забываем заодно, что люди всегда много воевали, а не только занимались любовью. Музыканты при войске добавляли ритма и адреналина бойцам.
Обратите внимание: Фортепиано создавалось как замена оркестру. Какие возможности таит в себе этот инструмент?.
И при строевой муштре, и при княжеских церемониалах с парадными построениями и почётным караулом. У некоторых русских князей было до 140 бубнов и труб, чем не оркестр!Логичным этапом музыкального развития - ОлимпоЭверестом - стало появления Его Величества Симфонического Оркестра. Объединения струнных, духовых и ударных. Здесь уже никак без Композитора! Низкий поклон и почтение Вене и Бетховену. Именно Людвиг Ван писал партитуры для большого количества исполнителей на разных инструментах - помимо струнных смычковых инструментов (скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов), занявших в нём ведущее положение — входили парные составы духовых инструментов (деревянных - две флейты, два гобоя, два кларнета и два фагота; и медных - от двух до четырёх валторн и две трубы).
Сыгранность всей большой и разнотональной группы обеспечивал сначала сам композитор - только он как автор партитуры имел в голове общую картину симфонического результата. Дирижёр до начала XIX века сам играл - на скрипке или на клавесине, и лишь потом стал обособленным специалистом. Самым равным из всех равных) Вроде и коллектив уже большой, но персоналии имею место быть - и Композитор, и Дирижёр, и Солист.
Техническое развитие привело нас к появлению Электронной музыки. Сначала музыканты, но, наверно, точнее, музыкальные гики экспериментировали - извлекали звуки из электронных инструментов и звукоснимателей. Скучно им было от академической музыки. Нам есть чем гордится - наш соотечественник Лев Термен примерно в 1919 году изобрёл терменвокс, которые считается первым электронным музыкальным инструментом. И полетело-понеслось...
Упуская развитие японских синтезаторов, Кейджа-композитора, скрейчинг пластинок и рейв в павильоне "Космос" на ВДНХ девяностых - добираемся до фестивалей электронной музыки. В Бельгии на TomorrowLand под моего любимого диджея Дэвида Гэтту скачет толпа народа со всего мира. Желающих ТАК много, что в итоге этот фестиваль разбит на два уикенда. 225 000 человек х 2 уикенда = 450 000, почти полмиллиона Сообщества TomorrowPeople. Билеты в интернете заканчиваются за 40 минут после старта продаж. Низкий реверанс команде организаторов, имеющих силы и возможности - моральные и технические - организовать такую толпу в единое волшебное музыкальное пространство.
Итог: в чудесное время живём. Есть возможность насладиться и симфонической музыкой в Большом, и современной хореографией в Стасике, и пьяными танцами в баре под "Летящей походкой...", и музыкальными фестивалями в парках Москвы и на просторах Никола-Ленивца в Калужской области. Да будем мы все здравы и да уйдёт пандемия, чтобы мы могли Внять Музыке - не важно, Оркестра или Диджея.
Viva La Musica!!!)))
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Диджей VS Оркестр.