Попсовики тоже заимствовали мелодии друг у друга

В 1987 году с выходом первого альбома группы «Мираж» в Союзе началась поп-революция. Расцвела буйным цветом поп-индустрия, появилось небывалое количество групп и проектов, записывавшихся в доморощенных студиях. Этому способствовал, во-первых, ввоз в страну синтезаторов типа «рабочая станция», где каждый трек можно было записывать отдельно. Чаще всего это были Korg M1 и Roland D20, а также драмс-машина Yamaha RX5 и использовавшийся как звуковой модуль синтезатор Yamaha DX7. 90 процентов всей попсы с 1987 по 1992 год были записаны на этих аппаратах.

В одной старой телепрограмме (возможно, это был один из выпусков "До шестнадцати и старше") Михаил Муромов рассказал о своем видении стиля "русское диско". В основе этой музыки, поведал автор "Яблок на снегу" лежит гопак. Постоянный ритм "о-па, о-па", и все это под густым-густым слоем электронного шоколада, а наш народ - он любит танец, тем более, что гопак располагает к подпрыгиванию, подергиванию, взмахиванию руками и ногами, в общем, веселуха.

Попсовики тоже заимствовали мелодии друг у друга
Roland D20, его использовали как "Сектор газа", так и "Каролина"

Мне показалось, что Михаил был не так уж и неправ. Точнее, он практически уловил суть. Русское диско, особенно в таком виде, в каком оно представлено, например, в альбоме группы "Летняя ночь" - это стопроцентный гопак. На самом деле это, конечно же, электропоп. Потому что некоторые песни, пожалуй, самые интересные, что идут в начале, это narrative electropop. И записаны они как будто бы на Роланде серии D, что является вообще одним из любимейших инструментов электропоперов.

Что касается самих песен и текстов, многие пелись под гитару еще в 70-е годы. Этим "Летняя ночь" весьма напоминает группу "Мальвина", которая тоже часто заимствовала мелодии из народного скамеечно-гитарного подосиново-подберезового творчества. Ну, скажете вы, кто этим в российской поп-музыке не промышлял, вспомнить хотя бы Натали. Так вот, о чем я и говорю. У "Летней ночи" тоже есть свой "Ветер с моря дул", только с другими словами. Те же фразы «больше не приду» и тому подобные. Мелодия та же.

Попсовики тоже заимствовали мелодии друг у друга
В программе "Рок-урок" Родион Газманов учил писать треки на Korg M1

У группы "Кристина" в песне с одноименным названием есть такие строки: "Я напишу тебе письмо, брошу конверт в синий ящик почтовый. Может получишь, а может быть нет. Буду писать тебе снова и снова". И та же мелодия у группы "Сладкий сон" в композиции "На белом покрывале января": "Светят вокруг рестораны и бары, а время час. Танец один танцуют пары в десятый раз". К чему бы это?

Да ни к чему. Просто в дискомузыке конца 80-х не было традиции судиться друг с другом из-за пары нот, а многие предприимчивые люди хорошо зарабатывали, работая под чужими названиями. По поводу группы "Кристина" особой информации о том, что кто-то эксплуатировал их величайшее наследие, нет. Данный альбом, как говорится во вступлении, был записан еще в 1986 или в 1987 году, но, по некоторым причинам, пролежал на полках два года. В 1990 году появилась версия альбома с новыми аранжировками, но это уже совсем другая история.

Попсовики тоже заимствовали мелодии друг у друга
Многофункциональный драмс-компьютер Yamaha RX5, который полностью заменял ритм-секцию. Использовался как группой "Мираж", так и группой "Кино". Первый альбом Ромы Жукова написан полностью на этой машине.

Попсовики поп-пятилетки 1987-1992 года любили давать своим проектам женские имена (подобная традиция есть у метеорологов, дающих женские имена ураганам). По стране колесили группы «Кристина», «Мальвина», «Вика», «Ника», «Каролина», «Анжелика», «Лолита» и так далее. Имена старались выбирать экзотические, пели преимущественно о любви.