25 ноября исполнилось бы 95 лет легендарной Нонне Викторовне Мордюковой.
Она была актрисой мирового масштаба, и по версии британской энциклопедии «Кто есть кто» вошла в десятку самых выдающихся актрис ХХ века.
Но сама она никогда не ощущала себя народным кумиром.
Ей всегда были близки роли простых русских женщин с трудной судьбой. Эти роли она не играла, а проживала всей душой. Может быть, поэтому её собственная судьба во многом повторила жизненные сюжеты её героинь и так похожа на драму.
Невероятный успех принесла юной студентке роль Ульяны Громовой в советском героическом фильме «Молодая Гвардия».
«Дикая скифская внешность» и внутренняя сила покорили не только зрителей, но и главного режиссёра картины - Сергея Герасимова. Он потерял голову от лихой казачки и даже ездил к ней на Родину свататься. Но мать Нонны категорически была против такого союза.
Ей очень нравился другой ухажёр дочери - застенчивый интеллигентный Вячеслав Тихонов. Нонна не могла пойти против материнской воли, да и сама она испытывала симпатию к молодому актёру и выбрала его.
В 1950 году у пары родился сын Владимир.
Вероятно, режиссёр затаил обиду на свою студентку, и в 1957 году на роль Аксиньи в «Тихий Дон» пригласит другую актрису: Элину Быстрицкую. Нонну Мордюкову глубоко заденет этот факт, и она долго будет сокрушаться по поводу своей несыгранной роли. Мордюковой казалось, что она могла бы иначе передать истинную природу Аксиньи.
В одном из интервью она выскажет замечание по поводу работы Быстрицкой:
Элина Быстрицкая - женщина изумительной красоты, но казачки так себя не ведут.
В 1957 году специально для Нонны Мордюковой Будимир Метальников напишет сценарий. Это будет главная роль прямолинейной и бескомпромиссной молодой вдовы, председателя колхоза, Саши Потаповой в фильме «Простая история». Здесь характеры героини и артистки полностью пересекаются, и уже не видно границы: где игра, а где жизнь. Как в общем-то, и в случае со всеми остальными образами великой актрисы.
Она не могла поступать иначе. Во всех работах она выкладывалась в полную силу.
И кстати, это был далеко не последний сценарий, написанный специально для этой удивительной актрисы.
В 1977 году вышла в свет психологическая драма «Трясина». Трагичная история Матрёны Быстровой, которая по воле случая превращает своего младшего сына в дезертира. Душевные терзания, муки совести героини глубоко и точно переданы Нонной Мордюковой.
Позже она так скажет о своей работе:
Есть такие роли, которые жрут тебя, как тигр сырое мясо.
Она будет тяжело отходить от роли и возьмёт обещание у драматурга Виктора Мережко написать для неё новый сценарий, в качестве моральной компенсации.
Виктор Иванович своё слово сдержит, и в 1981 году напишет роль Марии Коноваловой для фильма «Родня».
Правда, Нонна Викторовна ещё долго будет сопротивляться предложенному образу. Нелепая химическая завивка, железные коронки. Мол, как они позволяют себе обращаться с народной артисткой?
Но в итоге поддалась обаянию режиссёра Никиты Михалкова, а Золотой Фонд кино пополнился прекрасной ироничной комедией.
В 1972 году Нонна Викторовна исполнит свою роковую роль в художественном фильме «Русское поле». Она снимется в нём вместе с сыном Владимиром, и там они предстанут в родных для себя образах: матери и сына. Но по сюжету картины, сын героини погибает на границе.
Актриса призналась, что когда она увидела восковую фигуру сына в гробу, её сердце ёкнуло.
К огромному несчастью, с похожим сценарием пришлось столкнуться в реальности. Спустя 18 лет, Нонна Викторовна похоронила своего единственного сына. С тех пор её жизнь разделилась на «до» и «после».
Все последующие годы она винила себя в этой трагедии. Работа занимала все её мысли, а беда надвигалась незаметно. По её мнению, она сама упустила своего ребёнка и впоследствии говорила:
Ребёнок - как брошка: должна быть при тебе.
Личная драма совпала с началом перестройки.
Начало новой жизни, нового кино.
Нонна Викторовна понимала, что всё лучшее осталось в прошлом: старое кино не повторится, а другого она не представляла. Тем не менее, в 1999 году после долгих раздумий согласилась принять участие в фильме Дениса Евстигнеева «Мама».
И эта главная роль тоже была написана специально для артистки и стала последней в её кинокарьере.
Нонна Викторовна ушла из жизни 6 июля 2008 года в московской Центральной клинической больнице.
Она на 18 лет пережила своего единственного сына и похоронена рядом с ним на Кунцевском кладбище.