11 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Любови Орловой, первой кинозвезды Советского Союза, сыгравшей пять главных ролей в фильмах: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна».
Любовь Петровна Орлова родилась в 1902 году в семье акцизного чиновника. Её отец Пётр Фёдорович Орлов был потомственным дворянином Полтавской губернии. Мать Евгения Николаевна Сухотина также происходила из старинного дворянского рода, состояла в дальнем родстве с Львом Толстым. У Любови дома хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник», которое было подписано и подарено маленькой Орловой самим автором.
Родители старались развивать творческие способности Любы и хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, отдав её в возрасте семи лет в музыкальную школу. Знаменитый артист Фёдор Шаляпин, бывавший гостем в доме Орловых, напророчил девочке настоящую актёрскую славу, увидев домашний спектакль с её участием.
После окончания школы Орлова в 1919−22 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано. С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства.
В 1920−33 годах работала преподавателем музыки, тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы, затем хористкой и актрисой Музыкального театра им. В. И. Немировича-Данченко. В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан.
После ареста мужа материальное положение Орловой сильно ухудшилось. Любовь стала искать возможности строить сольную карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха сделала её солисткой.
В 1933 году режиссёр Григорий Александров увидел Орлову в спектакле «Перикола». Режиссёр, пленённый внешностью и талантом актрисы, предложил ей роль Анюты в своём новом фильме «Веселые ребята» — первой советской музыкальной кинокомедии. Для Орловой это было судьбоносное предложение. В том же году Александров становится вторым мужем артистки.
Большое киноначальство сперва не хотело выпускать фильм «Веселые ребята» на экраны, сочтя его "хулиганским и контрреволюционным". Однако Максим Горький предложил посмотреть картину И.В. Сталину. "Посмотрел — словно в отпуске побывал," — советский вождь остался доволен.
В результате картина прошла во всех кинотеатрах СССР и была послана на кинофестиваль в Венецию, где имела большой успех. Песню «Сердце, тебе не хочется покоя…» распевали даже венецианские гондольеры.
Орлова сразу же вознеслась на кинематографический олимп.
Типаж, сыгранный актрисой, — энергичного, оптимистичного человека новой эпохи, шагающего в светлое будущее, был востребован в советской стране. Артистка профессионально пела, играла на фортепиано, неподражаемо перевоплощалась, танцевала, исполняла сложные трюки.
Обратите внимание: Как изменились наши любимые звёзды с годами. 22 фото крупным планом..
Источник изображения wikimedia.commons
В следующем фильме «Цирк» (1936) Орлова раскрылась как драматическая актриса, передав сложный психологический образ американской цирковой артистки Марион Диксон.
В кинокомедия «Волга-Волга» (1938), Орлова сыграла простую и милую девушку, почтальона по прозвищу «Стрелка». Фильм «Волга-Волга» стал «эпическим» полотном о жизни и достижениях СССР второй половины 1930-х годов, киносимволом своей эпохи. Эта комедия была любимым фильмом И. Сталина.
8 октября 1940 года на экран вышла комедия «Светлый путь», в которой Орлова сыграла неграмотную деревенскую девушку Таню Морозову, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи-стахановки, ставшей депутатом. В фильме впервые прозвучала знаменитая песня Исаака Дунаевского на стихи д’Актиля — «Марш энтузиастов».
В первые месяцы Великой Отечественной войны Орлова снимается в агитационных киноальманахах, так называемых «Боевых киносборниках». 9 сентября 1941 года на экраны вышел четвёртый "Боевой киносборник", состоящий из киноновелл, объединённых участием Любови Орловой в роли хорошо известной советским гражданам письмоносицы Стрелки из популярного фильма «Волга-Волга».
На съемках "Боевого киносборника" №4 в августе 1941 года. Источник изображения wikimedia.commonsЛюбовь Орлова выступает перед бойцами Красной Армии, 1944 год. Источник изображения wikimedia.commonsВ критический момент, когда 16 октября 1941 года гитлеровцы подошли к самым подступам Москвы и в городе началась паника, чтобы успокоить жителей на стенах домов были расклеены гастрольные афиши Орловой. Это подействовало отрезвляюще — если сама Орлова в городе, Москву не сдадут. Во время войны Любовь Орлова выступала с концертами перед солдатами почти на всех фронтах: под Минском, Киевом, Орлом, Белгородом, Харьковом, Курском.
После окончания войны артистка снялась в следующем фильме своего мужа, музыкальной комедии с элементами научной фантастики "Весна" (1947). Это была последняя главная роль Орловой в кинематографе.
Любовь Орлова снялась ещё в ряде картин: "Композитор Глинка" (1952), "Русский сувенир" (1960), "Мелодии Дунаевского" (1963), "Скворец и Лира" (1974). Кроме того с 1947 по 1974 год Любовь Петровна исполняла роли в спектаклях театра Моссовета: «Русский вопрос» К. М. Симонова — Джесси, «Сомов и другие» М. Горького — Лидия, «Лиззи Мак-Кей» Ж.-П. Сартра — Лиззи, «Нора» Г. Ибсена — Нора, «Милый лжец» Дж. Килти — Патрик Кэмпбэлл, «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — Этель Сэвидж.
С начала 1950-х годов Орлова стала меньше сниматься. Многие полагают, что она была актрисой одного режиссера, своего мужа Г. Александрова, который сперва потерял расположение Сталина, а с началом хрущевской "оттепели" попал и в немилость нового руководства. Любовь Орлова была одним из символом позитивных достижений сталинской эпохи, приукрашение которой не должно было затмевать результаты правления новых вождей - Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева.
Вероятнее всего, причина в характере самой артистки, воспитанной в дворянской семье. Как отмечали многие, ей были несвойственны чрезмерный карьеризм и стремление любой ценой оставаться в центре внимания. Даже в молодости она отказывалась от первых ролей, предоставляя возможность другим артисткам зарабатывать и проявлять себя. Поэтому и слава пришла к обладавшей незаурядной внешностью и большим талантом Орловой только после 30 лет.
Так или иначе, Любовь Петровна Орлова навсегда вошла в историю мирового и отечественного кинематографа как самая яркая советская актриса эпохи чёрно-белого кино.
:
Чарльз Диккенс. 210 лет со дня рождения классика мировой литературы
Оттон I - первый король независимой Греции
190 лет со дня рождения "царя русского леса" И.И. Шишкина. Подборка репродукций
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь в раздел Герои Истории – разнообразный историко-информационный сайт на сайт. Вы найдёте, что у нас почитать.
Будет интересно!
#кинематограф #звёзды кино #фильмы ссср #любовь орлова #кинозвёзды #черно-белое кино
Больше интересных статей здесь: Звезды.
Источник статьи: Любовь Орлова. 120 лет со дня рождения первой звезды Советского кино.