Как «Банка супа Кэмпбелл» Энди Уорхола стала сенсацией в арт-пространстве

Энди Уорхол — знаменитый американский художник и король поп-арта. 

Энди Уорхол

 

О самом значимом событии в карьере художника и его неожиданном творческом взлёте мне хотелось бы сегодня поговорить. 

 

Начнем с того, что еще до выхода в свет тех самых «банок», Уорхол был ведущим коммерческим художником в глянцевых журналах. Он работал с такими модными гигантами, как Tiffany&Co. и Dior. У Энди были выставки в галереях Нью-Йорка, о нём сделали статью в журнале «Life». Но в то время про него знали мало. 

Художник мечтал прославиться и стать признанным музеями и критиками. Как-то раз он даже хотел подарить одну из своих работ американскому музею The MoMA, но те любезно отказались и вернули ее. 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТЫ 

Уорхол был в поисках новых идей. Он пытался отвлечь свои мысли от основной работы, и взял отпуск. В своих экспериментах он зашел так далеко, что начал рисовать героев мультфильмов, смешивать разные краски, и разбрасывать на улицах белые листы, чтобы прохожие оставляли на них отпечатки своей обуви. 

 

Энди Уорхол

Однажды кто-то из его окружения сказал, что рисовать нужно то, что нравится, что-то очень простое и понятное каждому. Энди ухватился за эту мысль, именно так и появилась «Банка супа Кэмпбелл». Художник рассказывал, что этот суп был его обедом на протяжении 20 лет. 

 

Мать художника — Юлия, увлекалась различными поделками, она изготавливала цветы из жестяных банок и продавала их за скромную цену. По просьбе сына, Юлия скупила в магазине все виды супа «Кэмпбелл». 

Энди перенес на чистый холст контур банки, и заполнил его внутри кистью и краской, уделив особое внимание мелким деталям. Он создал серию из 32 работ. 

«Банки с супом Кэмпбелл», 1962 год, Энди Уорхол

Уорхола подозревали в том, что это была очевидная коллаборация с компанией «Кэмпбэлл». Сам художник отрицал эту версию, ссылаясь на то, что это лишило бы его творчество всякой ценности. Лукавил ли Уорхол, когда говорил это? Мы не знаем. Но банки он стал рисовать в 1962 году, а спустя три года, в качестве приглашений на его выставку, стали использовать этикетки супа «Кэмпбелл». Вот такой забавный маркетинговый ход! 

 

 

ВЫСТАВКА «БАНКА СУПА 32» 

Энди Уорхолу представился прекрасный случай заявить о себе, когда директор галереи Ferus Ирвин Блюм предложил ему сделать выставку. Он увидел 6 работ художника, посвященных банке супа, в его квартире-студии. Тогда он не понял, что значат эти картины и спросил Уорхола, почему их так много. Энди поделился с ним своими мыслями: сделать 32 картины (32 разновидности – 32 супа). 

 

Блюму эта идея показалась интересной. Тут же начались переговоры о предстоящей выставке. И хотя, Ирвин больше склонялся к тому, чтобы сделать ее в Нью-Йорке, автор настоял на том, чтобы она проводилась в Лос-Анджелесе. Уорхол верил, что там его ждет больший успех, поскольку его могут заметить голливудские кинозвёзды. 

 

Выставка художника Энди Уорхола «Банки супа 32» открылась в Лос-Анджелесе, в галерее Ferus, 9 июля 1962 года. 

Ирвин Блюм расставил картины на узких полочках по всей длине галереи, прямо как в супермаркете. Картину мог приобрести любой желающий за сто долларов. 

Энди Уорхол с банкой супа «Кэмпбелл»

Однако выставка не произвела особого впечатления на ценителей искусства и простых обывателей. Критики и вовсе посчитали Уорхола сумасшедшим, раз он осмелился продемонстрировать подобное широкой публике. Они утверждали, что это показывает то, насколько непривередлива во вкусах целая нация и как все вокруг пошло, бездушно и одинаково. 

Владелец художественной галереи, находящейся прямо напротив здания Ferus, и вовсе высмеял творчество Уорхола. Он купил банки с супом «Кэмпбелл»и разложил их у себя на витрине с подписью: „Мы продаем настоящий суп, но всего за 29 центов.”

 

К слову, с выставки была продана одна работа и еще четыре стояли на брони. 

Вскоре после этого Ирвин Блюм понял, что выставка все же вызвала общественный резонанс: о ней много писали в СМИ, ее обсуждали люди искусства, обычные прохожие с улиц. Он выкупил обратно проданные картины и все остальные работы из этой серии у Уорхола за 1000 долларов (по сто долларов за каждую). Энди показалось, что это удачная сделка. 

 

Некоторое время спустя у художника стали появляться свои поклонники. Они считали, что творчество Уорхола — это определенно новое и свежее направление в искусстве. 

 

Дальше самое интересное. 

В 1996 году Ирвин Блюм продает «Банки с супом Кэмпбелл» (кому бы вы думали?) музею MoMA за целых 15 миллионов долларов!!! (да-да, тому самому музею, который в свое время не принял в дар работу от Уорхола). 

 

Выставка «Банки супа 32» принесла Уорхолу популярность и сделала его основоположником жанра «поп-арт». 

Одна из самых ярких обложек журнала «Esquire», май, 1969 год. На ней Энди Уорхол тонет в банке с супом «Кэмпбелл»)

Карьера художника пошла в гору, он открыл свою знаменитую студию «Фабрика», завсегдатаями которой были известные музыканты, звезды кино и телевидения.

Энди Уорхол в своей студии «Фабрика» (Factory)

#искусство #история #энди уорхол #поп-арт #поп-культура #художник #художники #жизнь звёзд #art #картины

Больше интересных статей здесь: Звезды.

Источник статьи: Как «Банка супа Кэмпбелл» Энди Уорхола стала сенсацией в арт-пространстве.