Хит-парад французских мюзиклов, часть первая

Французские мюзиклы обожаю еще со школьной скамьи, когда в сердце проникли мелодии Notre Dame De Paris и прочно там обосновались. С той давней поры до российского зрителя долетали отголоски буквально нескольких популярных во Франции проектов, хотя на самом деле новые мюзиклы появляются во Франции ежегодно и многие из них очень хороши. В этой статье начну рассказ о моих самых любимых французских мюзиклах, которые известны в основном у себя на родине, а в одной из следующих - как мне удалось побывать на нескольких из них непосредственно во Франции. Мюзиклы в этой статье объединяет то, что все они - от одной продюсерской компании.

Французы даже выпустили сборник с этими тремя хитовыми спектаклями

Le Roi Soleil (Король-Солнце, 2015)

Почему из всех видов мюзиклов люблю именно французский вариант - потому что в отличие от, например, их коллег с Бродвея или Вест-Энда spectacles musicaux состоят не из заунывных распевок и тягомотных мелодий, изредка разбавляемых парочкой хитов, а из отличных попсовых мелодий, которые легко запоминаются и постоянно сменяются на протяжении всего действа. По сути лучшие французские мюзиклы - это наборы попсовых хитов, которые можно слушать бесконечно и в отрыве от спектакля. А еще у французских мюзиклов есть замечательная особенность - они зажигают звёзды. Пусть не всегда такого масштаба, как это случилось, допустим, с Гару, столь полюбившимся и зрителю из далекой России, но - звёзды зажигаются.

Король-Солнце как раз из таких мюзиклов, где абсолютно каждая песня - попсовый хит, и на момент своего выхода мюзикл буквально «выстрелил» сразу несколькими звёздами. Кристоф Маэ (Christophe Maé), исполнитель роли брата Короля, до сих пор безумно популярен и во Франции, и за ее пределами, в частности, в США и Канаде, а звезду его зажег именно этот мюзикл. В котором Кристоф, кстати, отказывался играть, так как его очень смущали слишком яркие и «нетрадиционные» наряды его персонажа.

ДВД спектакля, который я прихватила с собой из Парижа

Помимо Маэ, билет на большую эстраду получил и Эммануэль Муар (Emmanuel Moire), исполнитель заглавной роли Людовика XIV, Короля-Солнце. На текущий момент Эммануэль выпустил уже пять замечательных альбомов и постоянно гастролирует - я имела удовольствие побывать на его концерте в Лионе в ноябре 2019 года, о чем обязательно скоро напишу.

Король-Солнце - очень яркий мюзикл с отличными визуальными находками, ведь его режиссёр-постановщик - Камель Уали (Kamel Ouali), знаменитейший во Франции танцор-хореограф. Чего только стоит сцена празднества в Версале с танцорами в огромных прозрачных шарах, и до чего хороши здесь костюмы. Король-Солнце - тот мюзикл, который лучше один раз посмотреть, чем долго о нем рассуждать, каждая песня с начала и до конца - хит за хитом, актуальные на все времена.

1789 Les Amants de la Bastille (Возлюбленные Бастилии, 2012)

На этом мюзикле мне посчастливилось побывать в Парижском Дворце Спорта, аккурат на премьерном спектакле второго сезона. Впечатления, как говорится, на всю жизнь - очень бодрое действие, сильные вокалисты, отличные оригинальные танцевальные номера, а главное - на три часа просто накрывает запалом французской революции, особенно в конце, когда посредством 3Д эффектов появляется текст французской Конституции и артисты зачитывают из него несколько строк. Поверьте, вживую это было просто мощно!

Сувенирный ДВД из Парижа

У мюзикла интересная история - его собирали буквально по песням и заменяли артистов прямо по ходу действа.

Интересное: Разбираем лук знаменитостей,часть 1.

Заглавную роль отчаянного революционера Ронана должен быть исполнять Матье Карно (Matthieu Carnot), в результате получивший роль начальника королевской стражи, а роль Ронана перехватил совсем юный Луи Делор (Louis Delort), которому еще и двадцати на тот момент не исполнилось. Зато он успел засветиться на французском Голосе, дойдя до финала, собрать рок-группу и подарить мюзиклу песню собственного сочинения Sur ma peau. А чтобы привлечь зрителей на перезапуск спектакля и второй сезон, создатели заменили несколько песен и концовку - поэтому между первым сезоном, который был записан на ДВД, и тем, что я посмотрела в Париже, получилась существенная разница и несколько очень классных сюрпризов (даже в конце погибает другой персонаж, и у самой романтичной песни Tomber dans ses yeux совсем другая сценография).

Бастилия тоже зажгла одну звезду, которая сияет до сих пор, хотя больше не в качестве певицы, а в качестве актрисы - это Камий Лу (Camille Lou), российскому зрителю известная благодаря, например, сериалу Костёр судьбы (Le Bazar de la Charité).

La Légende du roi Arthur (Легенда о Короле Артуре, 2015)

В этот мюзикл перекочевали звёзды из предыдущих хитовых спектаклей продюсерской команды Дов Атья/Альбер Коэн - Флоран Мот (российскому зрителю также известный по мюзиклу Моцарт, о котором чуть ниже) и Камий Лу сыграли Короля Артура и Гвиневру, а роль злодейки Морганы досталась популярной канадской певице Zaho. С точки зрения плавности подачи сюжета и логики происходящего, Легенда о Короле Артуре - самый удачный спектакль Дова Атья. Хотя здесь просто наблюдается поступательное развитие - каждый следующий спектакль более «взрослый», чем предыдущий. Ну а песни, кельтские мотивы, танцы, сценография, вокал - на такой высоте, что хочется пересматривать снова и снова.

Mozart, l'opéra rock (Моцарт, рок-опера, 2009)

Какого-то особенного «рокового» звучания тут, на мой взгляд, нет, просто очередной набор отличных попсовых хитов с примесью всего подряд, от легкого рока до элементов хип-хопа. С коммерческой точки зрения из этой четверки Моцарт - самый успешный проект, его сценический вариант задержался на парижских подмостках аж на три сезона (что для многих французских мюзиклов недостижимый рекорд). Все поклонники мюзиклов наверняка в курсе, что в концертном формате его привозили даже в Россию, причём со всеми основными артистами, которые и сделали этот проект столь успешным. Во Франции, кстати, нет такого беспредела, как в московских театрах - что на одну роль есть несколько составов, и в результате все это напоминает коммерческий балаган. Здесь у каждого персонажа свой артист и иногда бывают замены на дублеров, если основной артист заболел или по какой-то другой причине ну никак не может выступить. А так - одна роль, один артист, и отбор на каждую роль, соответственно, очень строгий.

Во Франции после премьерного показа Моцарта образовался своеобразный культ спектакля, было много косплееров, организовалось сильное фан-движение. Девушкам особенно полюбились исполнители ролей Моцарта и Сальери - итальянец Микеланджело Локонте (Mikelangelo Loconte) и канадец Флоран Мот (Florent Mothe), но не могу сказать, что после спектакля их карьеры сложились особенно успешно. Флоран выпустил несколько альбомов, ездил с туром даже в Китай, участвовал во французских Танцах со звездами и исполнил главную роль в той же Легенде о Короле Артуре, но стабильным его успех назвать нельзя. Микеланджело Локонте все собирался выпустить альбом, вроде что-то выпустил, но больше в жанре «арт-хаус» и «не для всех», а Франция уважает только коммерческий подход к музыке. В результате «застрял» в образе Моцарта, что в целом не так и плохо, так как спектакль до сих пор пользуется спросом, особенно на востоке - в Корее концертный вариант Моцарта, например, всегда готовы смотреть и слушать.

Интересное еще здесь: Звезды.

Хит-парад французских мюзиклов, часть первая.