В начале 1969 года к музыкантам Pink Floyd обратился режиссер Барбет Шредер и предложил написать саундтрек к фильму о жизни хиппи. Поскольку у Флойдов уже был подобный опыт (сочинение музыки для фильма Питера Сайкса «Комитет»), они согласились. А для группы, выпустившей всего два альбома, это, конечно, было честью. Шредер дал группе готовый фильм, список сцен, для которых он мог бы использовать их музыку, и полную свободу в студии по 600 фунтов за каждую. Кстати, фильм, в котором наркотики делились на «хорошие» и «плохие», получился довольно слабым и очень недолго продавался на видеокассетах. Однако его помнят как вдохновителя третьего альбома Pink Floyd. В основу фильма положен нравоучительный рассказ немецкого студента Стефана, который встретил в Париже американскую наркоманку Эстеллу (можно написать прямо стихи: «Она была американкой, к тому же наркоманкой»), отправился с ней на испанскую Ибицу, «рай для хиппи» и умер от передозировки. Тема наркотиков была знакома группе - ее обычно считали «наркоманом», хотя никто, кроме Баррета, не был отчаянным наркоманом. Да, они курили марихуану и пробовали ЛСД, но так и не втянулись, вспоминает Сид. Правда, по воспоминаниям Гилмора, перед записью обычно сильно накуривались. Обложка альбома Торгерсона — это кадр из фильма — сцена, где Стефан в шутку ломает ветряную мельницу, была изменена в цвете, что придает ей психоделический вид. На реверсе еще один кадр двух персонажей фильма на скале после приема ЛСД.
1) Малые перистые облака».
Начинается птичьими трелями. Звуковые эффекты были взяты из соседней библиотеки, которую время от времени посещали The Beatles. Акустическая гитара, орган Хаммонда и Фарфи, спокойный вокал Гилмора. Голос как бы удаляется, эхом отдается, а затем полностью исчезает, оставляя музыкальное пространство для органной радости. Песня отражает состояние Стефана, принимавшего марихуану и героин (Баррет однажды рассказал Уотерсу о своем поступке).
2) «Песнь Нила».
Первый и, кажется, последний набег группы на хэви-метал. Вокал Гилмора резко контрастирует с предыдущей композицией. Эта история о русалках, заманивающих и топящих мужчин, разыгрывается в фильме во время первой встречи Стефана и Эстеллы, что указывает на крах их будущих отношений.
3) Плач».
Альбом снова возвращается к расслабляющей музыке - спокойному джазу (клавишные и две акустические гитары, гипнотический вокал). Здесь впервые используется образ камня, который еще будет появляться на альбомах конца 70-х. В фильме это слышно на магнитофоне в комнате Эстеллы и показывает, что чувствует Стефан, согласившись работать на наркоторговца Вольфа, чтобы спасти свою девушку и таким образом стать рабом любви.
4) «Вверх по Хайберу (Музыкальный автомат)».
Свободный джаз. Быстрая, гипнотическая игра на барабанах в сочетании с резкими ударами фортепиано Райта, а затем еще более оглушительная игра на органе. Тема повторяет предыдущую в фильме и следует за сценой, когда Стефан узнает, что Эстелла все еще принимает героин. Хайберский перевал — это горный хребет на границе между Афганистаном и Пакистаном, используемый многими завоевателями, а также торговцами героином. Кроме того, «Хайберский перевал» на сленге лондонских кокни означает не что иное, как «задница» («задница»). Так что название можно перевести как «Поставь себя в…».
5) «Зеленый цвет».
Красивые люди: акустическая гитара, флейта, фортепиано, почти шепчущий вокал Гилмора. Слышно в идиллической сцене, когда герои фильма голышом бродят по природе, курят травку и занимаются любовью, и повторяется, когда Стефан узнает, что двое мужчин уже погибли из-за Эстеллы. Впервые Уотерс использует образы солнечного и лунного света для обозначения добра и зла в человеке. Стефан видит в девушке хорошее, но понимает, что у нее есть и темная сторона.
6) Цимбалин».
Мешающие вещи: бонго, пианино, трубка. Вокал Уотерса особенно силен в припеве. Райт завершает органное соло в восточном стиле. Песня была написана после кошмара Уотерса. Роджер фактически стал лидером группы, и это было для него тяжелым бременем. В тексте говорится о давлении на творческих людей и о том, что может погубить людей. Доктор Стрэндж, упомянутый в песне, является мультяшным персонажем, очень популярным среди психоделической толпы, способным менять свою внешность и переноситься в другие измерения. Что касается названия, то оно может иметь какое-то отношение к пьесе Шекспира («Цимбелин») — правда, неясно, к какой именно.
7) «Партийная последовательность».
Самая короткая тропа. Простая мелодия флейта под энергичные бонго Мэйсона. В фильме его исполняют обдолбанные оборванцы-хиппи на вечеринке в первый день пребывания героев в «Ибисе». Стефан пьет, курит травку, ревнует Эстеллу к владельцу отеля Вольфу. Он бьет девушку, но потом они мирятся и ложатся спать.
8) «Главная тема».
Звук тарелок начинается в начале и перерастает в повторяющуюся музыкальную фразу на басу, атмосферу довершают орган, барабаны, гитара и синтезатор. Этот небольшой джем, размеренный и зловещий, напоминает ранние работы группы. В фильме композиция играет во время вступительных титров, а также ближе к концу, когда Стефан понимает, что зашел в тупик.
9) Бар Ибица».
Довольно грубая композиция, реприза песни Нила. Та же мелодия, но исполненная в несколько более легкой атмосфере благодаря органу и фортепиано. В фильме второй звучит и разыгрывается в одном из парижских баров, где Стефан знакомится со своим другом Чарли.
10) «Больше блюза».
Короткая электронная блюзовая пьеса Гилмора, намеренно недоработанная. Исполняется после похищения Эстеллы людьми Вольфа, которые требуют вернуть украденный героин. Стефан и девушка возвращаются в город, где он вынужден работать в баре и продавать наркотики, чтобы заплатить Вольфу.
11) «Ртуть (водопровод)».
Тщательно созданный звуковой коллаж. При первом (а часто и последующем) прослушивании воспринимается как бред. Он начинается со звука, который Райт издает, проводя пальцами по струнам фортепиано, затем запись ускоряется и замедляется вручную. Эта тревожная часть плавно переходит в эпическую импровизацию, типичную для музыки группы того времени. Гонг, вибрафон и другие эффекты передают состояние двух наших героев, курящих марихуану через кальян. Эстелла убеждает Стефана тоже попробовать героин. Песня повторяется во время их ЛСД-путешествия.
12) «Испанская пьеса».
Сольная работа Гилмора, где он показывает свое умение играть фламенко. Дэйв даже попытался сказать несколько предложений по-испански (видимо, он выпил слишком много текилы, потому что это звучит не по-испански). В фильме композиция следует за сценой в холле отеля Вольфа — Стефан, приехавший на Ибицу, ищет Эстеллу и находит ее у Вольфа.
13) Драматическая тема».
Вариация «Главной темы». Гитара Гилмора звучит с нарастающей интенсивностью до конца альбома. В фильме следует сцена, когда Эстелла надолго отсутствует дома, а Стефан, чтобы забыть о ревности, решает снова попробовать героин, хотя от него они отказались после ЛСД. Это начало конца для Стефана.
Сами музыканты никогда не считали этот альбом успешным, но некоторые темы из него продолжали исполняться на концертах еще несколько лет. Хотя группа проработала всего восемь дней, им удалось немало поэкспериментировать с разными идеями, и в лирике Уотерса проявились темы, ставшие впоследствии его доминантой.
Больше интересных статей здесь: Дом-2.
Источник статьи: В начале 1969 г.