«АПРЕЛЬ

"АПРЕЛЬ! ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ…»

1 апреля... Для половины человечества это день веселья, шуток, розыгрышей, а мы с вами из другой половины! Для тех, кто хоть немного затронул душу музыкой, 1 апреля — день рождения Сергея Васильевича Рахманинова, великого русского композитора, 150-летие со дня рождения которого сейчас отмечают не только в России, но и во многих странах мира. Блестящий пианист и композитор, талантливый оперный и симфонический дирижер, Рахманинов является символом высокого служения искусству, знаковой фигурой русской музыки для всего человечества. И поверьте, это не просто пафосные слова к юбилею.

Фортепиано... Рахманинов…

Я думаю он знает

Что он играет для меня сегодня.

Живой, без времени, без года и без века.

МОЙ БОГ! Сколько тайн в душе человеческой!

"Живой, без времени, без года и без века..." Эти строки из стихотворения Валентина Гафта точно передают воздействие музыки композитора - на всех, на всех, во все времена. И чем больше мир «улучшается» в прагматизме, эгоизме и потребительстве, тем нужнее музыка как источник человечности, душевной искренности и высокого благородства.

Его вклад в фортепианное искусство неоценим: если XIX век был открыт именами Шопена и Листа, то ХХ век прошел под знаком Рахманинова. Непревзойденный пианист, интерпретатор классической и романтической музыки, он внес большой вклад в мировое фортепианное искусство. В репертуаре любого пианиста мира есть его прелюдии, этюды, картины, концерты. Не знаю как в европейских консерваториях, а в русских на вступительном экзамене кроме обязательного Баха и классики исполняют этюды Шопена, Листа и этюды-картины Рахманинова!

Сейчас трудно поверить, что путь Рахманинова к славе не был легким и тернистым. Он блестяще окончил Московскую консерваторию в 1891 году, в студенческие годы у него уже была «своя» публика, сразу был отмечен его пианистический талант. Он начал давать концерты в 1892 году и сразу завоевал симпатии публики. Однако критики было предостаточно, несмотря на ярко выраженную индивидуальность, его сразу определили как продолжателя «устаревших» романтических традиций. Это было время новых эстетических амбиций, поиска новых способов самовыражения, новых образов. Вот как пишет об этом композитор и музыковед Б. Асафьев: «В трудное для русского искусства время эстетические «излишества» их обольщения не могли заставить Рахманинова свернуть с естественного пути. Он глубоко страдал от резких упреков в старомодности, отсталости, «салонности», но не уступал и сохранял в своей прекрасной художественной натуре свой этос — свое нравственное превосходство: честность перед талантом. Сам Рахманинов писал: «Я не желаю, ради того, что считаю только модой, изменять во мне постоянно звучащую ноту… через которую я слышу окружающий меня мир».

Вера в свой «тон» не обманула композитора. Вне 21 века музыка Рахманинова является одной из самых исполняемых и любимых во всем мире. Его сила — в конфессиональной искренности, его безмерная привлекательность — в мелодичнейшей мелодичности, пронизывающей всю богатую фактуру его сочинений. «Дар мелодий», как называл их Асафьев, с широким придыханием, бесконечных, как русский пейзаж, не живописно-образных, а тонко услышанных. Когда-то композитор Н. Метнер сказал: «Чувствуешь, как Россия буквально в каждой ноте Рахманинова поднимается во всю свою могучую высоту». В каждой ноте - Россия... Он эмигрировал, как и многие русские интеллигенты, в 1918 году (семья не хотела жить в Советской России), но не перестал быть русским. Он много и успешно гастролировал, стал знаменитостью, времени на сочинение просто не хватало. Большинство его опусов написано до отъезда из России, в той жизни, где было все: детство, зимний сад, юношеская любовь, разочарования, страшный кризис после провала первой симфонии, возрождение, семья, рождение дочерей, любимая Ивановка, ставшей малой родиной, а музыка, как исповедь…

Романсы ор.21 написаны С.В.Рахманиновым в 1900-1902 гг. Среди них есть один, слова которого могли бы стать творческим кредо композитора:

Я не пророк, я не боец

Я не учитель мира:

Я певец божьей милостью,

Мое оружие — лира.

Я исполняю волю Господа:

Избегайте ассоциации с ложью

Я говорю сердцу песней:

Я пробуждаю в нем искру Божью!

Л. Пастернак. Рахманинов за роялем 1916
Пожалуй, самый известный портрет С.В. Рахманинова, художник - К. Сомов 1925 г
Руки Рахманинова, именно те, о которых писал один из американских журналистов: «Руки, которые стоят миллионы»
Б. Шаляпин 1940 г
GE Чемберс. Рахманинов за фортепиано
Скульптурные портреты Рахманинова: С. Коненков
М. Яковлев

Источник: https://vk.com/@samaramuz14-k-150-letiu-sergeya-vasilevicha-rahmaninova

Больше интересных статей здесь: Дом-2.

Источник статьи: «АПРЕЛЬ.