Леди Элла, королева джаза, первая леди американской музыки — этими и многими другими титулами награждали одну из величайших вокалисток XX века. Ее имя стало синонимом джаза, а легендарное исполнение «Summertime» — эталоном для поколений музыкантов. Речь, конечно, об Элле Фитцджеральд, чей уникальный стиль и голос навсегда изменили музыкальный ландшафт.
Трудное начало в Йонкерсе
Ее путь к мировой славе был полон испытаний, которые сложно представить. Все началось в маленьком городке Йонкерс, где Элла росла в бедной семье. Ее мать, одиночка, пыталась дать дочери шанс на лучшую жизнь. Несмотря на тяжелые условия, маленькая Элла понимала, что образование — это выход. Она хорошо училась, пела в церковном хоре и, что особенно любила, танцевала. «Я не очень любила петь, но все время танцевала на улицах. Знаешь, как меня называли? Лучшая маленькая танцовщица в Йонкерсе!» — вспоминала она позже.
Открытие джаза и первая трагедия
Подростком Элла открыла для себя волшебный мир джаза. Мать, обладавшая красивым голосом, привила ей любовь к этой музыке, покупая на последние деньги пластинки Луи Армстронга и Бинга Кросби. Однако семейное счастье рухнуло в одно мгновение: когда Элле было пятнадцать, ее мать погибла в результате несчастного случая. Отчим, к которому у девочки не было теплых чувств, не захотел о ней заботиться. После конфликта с ним, Элла, гордая и молчаливая, приняла тяжелое решение — сбежать из дома.
Жизнь на улицах Гарлема
Оказавшись в криминальном районе Нью-Йорка — Гарлеме, пятнадцатилетняя Элла пыталась выжить. Она переехала к тете, но смерть матери подорвала ее веру в систему и будущее. Учеба отошла на второй план. Чтобы заработать на жизнь, она танцевала в борделе и работала крупье в подпольном казино, стараясь не думать о моральной стороне таких занятий. Во время полицейского рейда Эллу задержали и отправили в детский дом, условия в котором были хуже тюремных. Не выдержав и пары месяцев, она сбежала и оказалась на улице в разгар Великой депрессии — самое суровое время в американской истории.
Обратите внимание: Популярные девушки Дома - 2. Как они живут и чем зарабатывают? Давайте полистаем их биографии. Часть первая..
Судьбоносный конкурс в театре «Аполлон»
Переломный момент наступил в 1934 году. Семнадцатилетняя бездомная Элла, ночевавшая у знаменитого нью-йоркского театра «Аполлон», увидела афишу о конкурсе талантов. Это был ее шанс. Изначально она планировала танцевать, но, увидев выступление профессионального танцевального дуэта, поняла, что не сможет составить им конкуренцию. «Я хотел станцевать на том конкурсе, но получилось ужасно... Я увидел их и зарыдал», — рассказывала она. Собрав волю в кулак, она решила спеть. Элла вышла на сцену в лохмотьях и исполнила джазовый стандарт «Judy», который когда-то пела ее мать. Публика была потрясена. Маленькая девушка с улицы завоевала первое место. «Это было похоже на чудо. Я была девушкой с улицы и в одну минуту стала резидентом театра «Аполлон»», — вспоминала Фитцджеральд.
Путь к мировой славе
Так началось восхождение «уличного чуда» к вершинам мировой музыки. Контракт с театром, работа с собственным оркестром, сольная карьера, выступления в кино — Элла пела так, как никто до нее. Она виртуозно владела техникой «скэт» (импровизационное пение без слов) и обладала вокальным диапазоном, превосходящим многих оперных певиц. Она выступала на одной сцене с гигантами: Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном, Фрэнком Синатрой.
Наследие и признание
Элла Фитцджеральд вошла в историю как новатор и символ преодоления. Она стала первой афроамериканкой, получившей премию «Грэмми», и за свою карьеру удостоилась ее 13 раз. Ей была вручена Президентская медаль свободы. Ее творчество вдохновило целые поколения артистов, включая Билли Холидей и Нину Симон. Несмотря на мировую славу, сама Элла до конца дней больше всего ценила простые радости: свежий воздух, пение птиц и смех своей внучки Алисы. Ее жизнь — это история невероятного таланта, проявившегося вопреки всем обстоятельствам, и наследие, которое продолжает звучать.
Больше интересных статей здесь: Дом-2.
Источник статьи: Леди Элла, королева джаза, первая леди американской музыки – как только ее не называли.