«Земфира, ты выглядишь так несовременно рядом с молодыми и популярными артистами.
Зацикленность на «фирмовом» звуке в 2021-м – серьезно? «Менты обнаглели »? В 2021-м? Серьезно?!
2021-й – лучший год, чтобы забыть тебя, разлюбить тебя, Земфира.
Сегодня нужны другие песни, другие альбомы, всё другое. Посвящение Тому Йорку – моветон. Даже если тебе реально больше не с кем поговорить о музыке. Даже если ты живой человек, из которого сделали культ, с которым у всех сложились абьюзивные ( ха-ха) отношения»…
Примерно об этом значительная часть рецензий на «борделайн» .
Первый за 8 лет альбом Земфиры вызвал со стороны критиков новую волну попыток десакрализации артистки, которую они сами же признали главной в стране. Ведь не должна она быть настолько огромна и недосягаема, что ничьё мнение о ней ни на что не влияет! Только, по-моему, Земфира уже в том статусе, когда сама может выбирать, кому нравиться, а кому не нравиться (на эту тему есть известная история от Фаины Раневской ). Да, едва ли «борделайн» расширит аудиторию Земфиры , но её фан-база настолько огромна, что задумываться о расширении ей ни к чему. Да, этот альбом можно представить и в 2015-м, и в 2018-м… В нём нет ничего от «сегодня». Думаю, поэтому мы будем его слушать и в 2024-м, и в 2027 с тем же интересом. Со всех сторон крики, что «надо жить сегодняшним днём», а артистов, которые пытаются сделать что-то для вечности – пусть для своей лично, короткой и глупой, – хочется «сбросить с корабля современности».
Едва ли «борделайн» мог мне не понравиться – Земфиру я люблю, сколько себя помню. И всё же то, что он в меня, человека, увы, живущего в основном сегодняшним днём, попал – поразительно.
Большая часть её альбомов казалась протянутой мне рукой помощи. (Не)идеальная старшая сестра уже это всё пережила, уже пропела – я тоже смогу. Но протянутая рука подразумевает дистанцию… «борделайн» показал – дистанции больше нет. И неожиданно стало понятно, что я выросла, а она, воображаемая старшая сестра, постарела. И что огромной ценой все эти годы ей давалось перековывание своей боли в искусство. Это открытие другого рода, нежели, например, осознание нарастающей беспомощности родителей. Просто бросилось в глаза, что её «и я пойду в красивом пальто по набережной» очень похоже на «вниз по темной реке уплывая в бесцветном пальто, чьи застежки одни и спасали тебя от распада» Бродского . И теперь с этой новой для меня Земфирой надо как-то жить.
Прежде, чем мы заживём, хочется обратиться к критикам. Земфира не тот артист, который нуждается в защите, и всё же… Появившееся у многих ощущение тематического устаревания и стагнации в целом вызвано тем, что Земфира не живет в сегодняшнем дне, в сегодняшнем мире, а существует в себе и не в себе, но ВООБЩЕ. Разве это не повод задуматься, как ей удалось «не открывая глаз», только из того, что есть в ней самой, написать столько прекрасных песен?
А жалобы на отсутствие актуальных «сложных» текстов не пережиток ли странного комплекса фанатов русского рока, абсолютно текстоцентричной аудитории? Все эти запросы прекрасно удовлетворяет, например, группа «Порнофильмы» . Почему Земфира должна писать социальные конечные гимны по формуле куплет-припев?
А обвинение в музыкальном подражательстве не попытка ли низвергнуть кумира за то, что у неё тоже есть понятные всем кумиры? Не знаю, господа .
Комментарии Земфиры к каждому треку «борделайна» доступны на Apple Music , так что подробный критический анализ альбома точно избыточен.
Поэтому ниже – 12 коротких заметок слушателя, написанных, пока играл «борделайн» .
- «таблетки
Вступление перебил внутренний Гребенщиков . Сказал, что передал свой крест посла рок-н-ролла в неритмичной стране Земфире. Одна из лучших песен в альбоме для меня.
Количество ослышек «власть моя дергается» вместо «глаз мой дергается» среди фанатов можно назвать феноменом. Если уже от Земфиры часть её аудитории ждёт политического высказывания – стрелку Часов Судного Дня можно ещё на долю секунды повернуть. Я тоже ослышалась, но по-другому: вместо «демоны молятся» услышала «демоны ломятся». Молящиеся демоны – это же что-то из репертуара Глеба Самойлова . А ломятся они из песни прямо мне в уши.
- «ок»
Единственный трек, который не понравился сразу же, хотя его музыкальное решение можно назвать идеальным. Оказалось, что иногда мы с Земфирой воспринимаем и интерпретируем «боль мира» по-разному. Песню ломает крик «я о’кей» . Моему восприятию более созвучно «Непошлое» , когда нежное «придумай, что надо сделать» сопровождает заглушенный вопль с тем же текстом. А выход из крика на мелизмы для меня снижает планку искренности, невероятно поднятую в «таблетках» . Но если избавиться от рамки восприятия «терпеть не могущего красивенького», в таком решении можно увидеть концепт: это и есть борделайн. Голос рассыпается в крик человека, который «давно уже всё» , и тут же собирается в вокал (по-прежнему отличный) человека, который «если мне хочется – сбудется» .
- «этим летом»
Не новый трек, но снова абсолютный праздник музыкального мастерства. Прекрасная аранжировка: свежая, пульсирующая, живая, широкие мазки, сочные краски… У меня сложилось впечатление, что русские музыканты очень любят «ковыряться», даже когда пишут большие картины. Наверное, кому-то интересно изучать хитрые швы, но мне нравится, когда швов не видно. Её аранжировки хочется услышать на стадионе и нет никаких сомнений в том, что все песни прозвучит именно так.
Звук Земфиры всё еще недосягаем для других представителей всех поколений поп-рока.
- «пальто»
Для меня — песня о смерти. Светлая, понятная каждому, но с чуть расщепленной индивидуальностью. «Чайка» из прошлого альбома с ней перекликается, но «Чайку» никто, кроме Земфиры написать не мог. А с «пальто» в Instagram и YouTube также органично будут смотреться и звучать сотни каверщиков.
- «камон»
Это не музыка уже, а именины сердца. Сосредоточиться на тексте мне так и не удалось, но, простите меня, любители русского рока, текст тоже может быть сопровождением. Пару лет назад это слово прочно засело в языке молодых и молодящихся: в пределах Садового кольца с него начинали каждое второе предложение. Предлагаю отдать «камон» Земфире . Пусть только ей можно будет его кричать.
- «том»
«Дорогая певица Земфира ! Пожалуйста, скажи Тому , что я тоже очень-очень его люблю и хочу, чтобы он был счастлив, насколько это возможно».
Я могу бесконечно долго перечислять артистов, на музыку которых повлиял абсолютно гениальный Том Йорк . Никто из них ничего сопоставимого с треками Земфиры «под влиянием» не написал.
Представьте себе: соберут здание «Олимпийского», несколько дней в нём будет выступать Земфира . И тридцать тысяч русскоговорящих людей хором будут петь: «Том! Сколько боли в нас… Сколько злости!». И будет в этом столько любви и нежности к заморскому брату Земфиры , к ней самой и друг к другу…
- «жди меня»
Одна из лучших песен альбома. Я согласна с Михаилом Козыревым , что она должна звучать на всех радиостанциях. От себя добавлю: и стать саундтреком к какому-нибудь очень хорошему фильму. Здесь, кроме «привета» Бродскому (уже второму на моем счетчике «приветов» Бродскому ) я услышала «привет» Цою . Да, официально он был передан еще в «ок» , но разве «обреченное может быть радостным» не про его великую песню «Дерево» ? Кроме того, что про жизнь, разумеется.
- «абъюз»
Казалось бы, нормальная романтизация разрушения себя и друг друга, как мы любим. Но есть в ней что-то абсолютно индивидуальное, Земфирино . «абъюз» как логичное продолжение песни «Искала» : обратная сторона альбомов, изрисованных гуашью. В 2019-м состоялась «концертная» премьера «абъюза» , вместе с ней презентовалась песня «гудбай» , которая, к моему огромному сожалению, в альбом не вошла. Наверное, чтобы не повторяться – «пальто» примерно о том же. В голове не укладывается, что есть артисты, которые могут себе позволить такие песни просто не выпускать.
- «остин»
«Первый канал» никак не может выдюжить второй сезон сериала «Метод» . Была бы сетка вещания более адекватной, была бы и аудитория больше и мне бы не пришлось объяснять эту параллель. В сериале у героя Константина Хабенского психическое расстройство: часть его сознания как бы отделена от него, превращена им в мальчика-подростка, с которым он разговаривает. Мальчик его то успокаивает, то раздражает. «Мальчика» Земфиры зовут Остин, это дворецкий из игры для смартфона. И неловко слышать: «Кожа да кости, что с тобой Остин?» . И грустно: «Ты бесишь меня» .
- «мама»
Главная песня альбома. Я не представляю, что с собой сделал человек, чтобы её написать. Страшно, когда там больше, чем здесь …
И это обращение к мёртвой маме:
«Я же только хочу, чтоб ты меня любила,
Только хочу, чтоб ты меня простила».
По-моему, одна эта песня стоит больше, чем… По-моему, это бесценная песня.
Есть три невозможных трека про родителей в моем плейлисте, которые я знаю наизусть, но слушать не могу: «Реквием» Васильева , «Нет, мама» Самойлова и теперь «мама» Земфиры .
- «крым»
«Та самая Земфира» с «песней про меня» (про тебя и т.д.). И аранжировкой в лучших традициях предыдущего альбома. Ангелы и срывы.
- «снег идет»
Лучшая песня, чтобы закончить этот альбом. Но остался один вопрос:
как назвали собаку?
#земфира #музыка #рок
Больше интересных статей здесь: Музыка.
Источник статьи: Как нам жить с «борделайном» Земфиры?.